Философия марксизма
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) в 40-е гг. XIX в. и является частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально – политическую проблематику (научный коммунизм). В. И. Ленин в своей работе «Три источника и три составные части марксизма» выделил основные теоретические источники марксизма: - английскую политическую экономию (А. Смит и Д. Риккардо) – марксизмом было взято учение о стоимости и переработано в учение о прибавочной стоимости и капитале в целом (политэкономия); - французский утопический социализм (К Сен-Симон, Ф. Фурье, Р. Оуэн) – было взято учение о коммунах и бесклассовом обществе, переработанное в научный коммунизм; - немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель и др.) – была взята диалектика, переработанная на материалистической основе в диалектический и историческийматериализм. Можно также выделить общекультурные предпосылки, способствовавшие появлению марксизма: - предшествовавшая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов – Бэкона, Гоббса, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо – материалистической философии Людвига Фейербаха середины XIX в.); - бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизации труда); - крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи Просвещения), их невозможность воплощения в жизни; - нарастание социально – классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, парижская коммуна 1871г.); - кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу). Главные произведения основателей марксизма: «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо – философские рукописи 1844 г.», «Экономическо – философские рукописи 1857 – 1859 гг.» (К. Маркс); «Манифест коммунистической партии», «Святое семейство», «Немецкая идеология» (К. Маркс, Ф. Энгельс); «Диалектика природы», «Анти – Дюринг», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Ф. Энгельс). Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического и исторического материализма. В основу диалектического материализма была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами «с головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: - основной вопрос философии решается в пользу бытия; - сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; - материя находится в постоянном движении и развитии; - Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; - материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; - важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и самого себя; - развитие происходит о законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: - на каждом этапе своего общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); - производственные отношения. Уровень развития производительных сил образуют экономическую систему, которая называется базисом дляинститутов государства и общества, общественных отношений; - институты государства и общества, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису; - базис и надстройка взаимно влияю друг на друга (при решающем воздействии базиса на надстройку); - в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно – экономические формации – первобытнообщинная (низкий уровень производительных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческая (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства (общественно – экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемым государством труде свободных людей – земледельцев а долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодальная (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капиталистическая (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическая (коммунистическая) – общество будущего, основанное на свободном труде свободных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; - рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно – экономических формаций и общественно – политического строя; - уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории. Также Марксом было разработано понятие отчуждения применительно к критике обществ, основанных на частной собственности, но особенно ярко проявляющемся в капиталистическую эпоху. К. Маркс выделяет следующие формы отчуждения: - отчуждение работника от средств производства и от результатов труда; - отчуждение человека от своей человеческой сущности (когда труд воспринимается как проклятие, а человек становится придатком машины – рабочий или придатком капитала – капиталист); - отчуждение человека от человека (крайний индивидуализм). Более подробно социально – экономические воззрения Маркс будут рассмотрены нами в разделе, посвященном социальной философии. Таким образом, марксистская философия выдвинула последовательно материалистическую картину мира. Она показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия. Все философские проблемы марксизм осмысливал с позиций диалектики и рассматривал историю как закономерный и целенаправленный процесс. Марксистская философия дала подробную картину возникновения человека, общества. Государства и выступала с атеистических позиций. Философиямарксизма дала ответы на многие жгучие проблемы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, став интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистскаяфилософия стала государственной идеологией и была превращена в догму. Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно – технической революции и реальности постиндустриального мира.
|