ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Отмечая наличие разных версий философии права, авторы курса подчеркивают противоположность " спекулятивной философии права" (т. е., по существу, всех непозитивистских концепций философии права) и " научно-критической философии права" (т. е. различных вариантов позитивистской философии права)4. Научный характер, согласно такой трактовке, носит лишь позитивистская философия права, тогда как " спекулятивная философия права" оказывается ненаучной, поскольку занимается " метафизическими" проблемами и " трансцендентными идеями" 5. " Научно-критическая философия права, — пишут авторы курса, — ставит перед собой как философия науки задачу предложить философский базис правовых наук. Она прежде всего стремится дать философское обоснование постановок вопросов, методов и приемов работы правовой науки. В основе разработки позитивной правовой системы лежит система общих основных понятий права, которые составляют инструментарий для исследования любой правовой системы; такого рода понятиями, например, являются право, правовая норма, действие права, правовой акт, правовое отношение и т. д." 6. На базе этого понятийного инструментария " научно-критическая философия права" стремится развить " всеобщую теорию строения и динамики права" 7. Далее она разрабатывает учение о методах юридической работы, т. е. руководство для практической деятельности юристов. К " научно-критической философии права" авторы курса относят " аналитическую философию права (или аналитическую юрис- 1 Ibid. 2 Ibid. 3 Ibid, S. 35. 4 Ibid, S. 35—36. 5 Ibid, S. 35. 6 Ibid, S. 36. 7 Ibid. Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 541 пруденцию)" и " так называемое чистое учение о праве, разновидность аналитической философии права" 1. Рассматриваемый курс, по оценке его авторов, представляет " аналитическую концепцию" и определяется ими как " познавательно-критическая теория права" 2, т. е. как еще одна разновидность аналитической юриспруденции. Поясняя смысл этих подходов, авторы курса пишут: " Как аналитическую философию права (или аналитическую юриспруденцию) обозначают те всеобщие теоретико-правовые учения, которые ставят в центре своего изыскания структурную теорию права, т. е. изучают все проблемы правовой теории прежде всего в формальном смысле и в этом аппарате структурных понятий и схем видят необходимые инструменты для всех юридических изысканий. Однако многие представители аналитической философии права не упускают из виду различные аспекты и факты, т. е. то, что право прежде всего есть общественный феномен" 3. Своеобразие " чистого учения о праве" как разновидности аналитической философии права состоит, согласно авторам курса, в следующем: это учение считает себя учением о праве, которое достигает чистоты юридических методов благодаря тому, что оно направлено лишь на постижение позитивного права, т. е. это учение считает, что оно как всеобщая структурная теория правоположе-ния, правовой системы и правовой динамики предлагает понятийный и методологический инструментарий для постижения и изложения любой мыслимой правовой системы. Чистое учение о праве (в разных его вариантах), критически замечают авторы курса, " элиминирует из правовой науки все психологические, социологические, этические и политико-правовые соображения о праве как внеюри-дические (" метаюридические"), так что его предметом являются лишь мыслимые правовые структуры и позитивные, т. е. фактически на основе юридико-догматического анализа устанавливаемые, правовые содержания" 4. Свою " познавательно-критическую правовую теорию" авторы курса характеризуют так: как " аналитическая концепция" эта теория " прежде всего пытается прояснить структурные проблемы права, юридического аргументирования и правовой динамики, с тем чтобы иметь в распоряжении понятийный аппарат для всех теоретико-правовых рассуждений" 5. Хотя эта теория " признает необходимость определения характера постановки проблемы, например, необходимость отличать догматическую трактовку от социологической или от трактовки с позиций политики права, но в отличие от 1 Ibid. 2 Ibid, S. 37. 3 Ibid, S. 36. 4 Ibid. 5 Ibid, S. 37. Раздел V. История философии права и современность чистого учения о праве она придерживается мнения, что не только " чистые", но также и комплексные трактовки права, включая и соображения de-lege-ferenda, относятся к юриспруденции" 1. Данную теорию ее авторы называют " познавательно-критической", поскольку " она исходит из теоретико-познавательной дифференцированной семантики и постоянно стремится дать ясный познавательно-критический анализ проблемной ситуации" 2. Она " исходит из убеждения, что современная юридическая наука базируется на целом ряде таких дисциплин, как логика, семантика, теория коммуникации, аксиология, теория решений, кибернетика, социология, политология и т. д. При этом речь идет не только о применении результатов этих дисциплин, но, более того, о том, чтобы развить особенные основополагающие дисциплины для целей юридической науки. Так, например, нельзя просто привлекать имеющуюся логику дескриптивного языка, но сперва должна быть создана особая дисциплина, логика прескриптивного языка" 3. В своем определении понятия права авторы курса в целом придерживаются достаточно умеренного варианта позитивистского (в принципе — легистского) правопонимания. Под " правом (правопорядком)" имеется в виду " право в объективном смысле" 4, т. е. позитивное право (закон). Право, согласно их трактовке, это " динамичная система", " принудительный порядок", " система долженствования", " система норм, генеральные нормы которой относятся ко всем лицам (персонам), образующим правовую общность" 5. " Правопорядок, — отмечают авторы курса, — всегда выступает с притязанием быть общественно правильным долженствованием. В рамках демократического мировоззрения это включает в себя требование, что право как целое акцептировано правосознанием народа" 6. Но действительно ли позитивное право таково или нет? Рассмотрение этого и других (" метафизических") вопросов по существу остается вне рамок " познавательно-критической теории права", ограничивающейся лишь " ценностно-нейтральным понятием права" 7. " В обыденной речи и часто в философии права, — пишут авторы курса, — понятие права выступает часто в связке с атрибутом " правильное", " справедливое"... В этих формах речи выражена не только ссылка на содержание данной нормы, но также и привносящаяся извне оценка. Для целей правовых наук, для научного анализа права, напротив, нужно применять ценностно-нейтральное 1 Ibid. 2 Ibid. 3 Ibid. 4 Ibid, S. 85. 5 Ibid. 6 Ibid. 7 Ibid. ...1, 0. Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции понятие права... Это нейтральное применение понятия " право" имеет то достоинство, что позволяет четко отличать друг от друга изложение и оценку... Имманентное моральное притязание права надо строго отличать от оценочной позиции толкователя по отношению к праву" 1. Верно, что позицию толкователя следует отличать от " моральных притязаний" самого права, от собственных претензий правопорядка на то, что он представляет " общественно адекватные, " правильные" правила" 2. Но собственно философско-правовая проблема состоит в другом, в выяснении обоснованности или необоснованности подобных претензий закона (позитивного права). Причем при адекватном юридическом подходе речь должна идти не о моральности или неморальности закона (позитивного права), как это в лучшем случае допускают позитивисты, а о его правовом или неправовом характере и содержании, о его соответствии или несоответствии объективным требованиям права, независимым от воли и усмотрений законодателя, официальной власти. При легистском же правопонимании право, отличаемое от закона (позитивного права), рассматривается как " мораль", т. е. как нечто по сути своей неправовое и внеправовое. Такова и позиция авторов " познавательно-критической" философии права. Кстати говоря, они входят во внутреннее противоречие, когда, с одной стороны, говорят о моральных притязаниях самой правовой системы и, следовательно, признают наличие этих притязаний в данности позитивного права, в его содержании, а, с другой стороны, для строго " научного" изложения этого, уже исходно ценностно не нейтрального, позитивного права требуют применения " ценностно-нейтрального понятия права". Ведь и без привнесения извне толкователем ценностных моментов сам объект такого " научного" изложения уже изначально не является, даже по признанию авторов рассматриваемой теории, нейтральным в ценностном отношении. К тому же получается, что " моральные притязания" законодателя на то, что он создал " адекватное" и " правильное" право, вполне уместны и обоснованны, а философско-правовое сомнение в этом и исследование реального положения дел в данной сфере — нечто " трансцендентальное", " метафизическое", " ненаучное". 1 Ibid., S. 85—86. 2 Ibid, S. 86. ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Допущено Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 — Педагогика и психология
УДК 159.922.4(075.8) ББК88.5я73 К85
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор А. И. Крупнов; доктор психологических наук, профессор Н. И. Конюхов
|