Студопедия — Человек в мире культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек в мире культуры






Выше были рассмотрены различные определения поня-
тия «культура». Здесь мы будем основываться на деятель-
постном подходе
в понимании культуры. Напомним, что в
ранках этого подхода она рассматривается как способ орга-
низации н развития человеческой деятельности. Культура -
это своеобразный «генотип» общественного организма, оп-
ределяющий его строение и развитие. Она представлена в
продуктах материального и духовного труда, в социальных
нормах н духовных ценностях, в отношениях человека к
природе и между людьми.

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — пол-
итика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти
сферы человеческой деятельности переплетены и влияют
друг на друга. Каждая сфера является отражением других.
Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в
рамках политической или иной сферы. Например, полити-
ческая культура
будет включать в себя наилучшие способы
политического выбора и. действия, ценности и идеалы поли-
тического переустройства общества, оптимальные формы
социальных взимоотношешш людей в ходе взаимосогласо-
вания их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигаутый об-
ществом уровень представления о добре, зле, чести, справед-
ливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют
поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваи-
вая нравственные воззрения и принципы, индивид превраща-
ет их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эсте-
тические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и
т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстети-
ческого восприятия заключается в том, что люди, их поступки,
продукты деятельности, явления природы, воспринимаются
прежде всего чувственно, в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая
культура.
Драматическая ситуация, которую переживает
современное общество, во многом обусловлена катастрофи-
ческими изменениями, происходящими в природном мире в
результате человеческой деятельности. Экологическая
культура содержит новые ценности н способы производст-
венной, политической и иной деятельности, направленные
на сохранение Земли как уникальной экосистемы.

Существует множество различных видов культуры (эко-
номическая, политическая, научная, религиозная, эстетиче-


екая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности
общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью по-
следнего, действующего как целостное существо. Культура
не существует вне своего живого носителя - человека
.

Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое об-
щение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия
природы, времени, идеалы закладываются в сознание лично-
сти традицией и, незаметно для индивида, изменяются в про-
цессе общественной практики. Биологически человеку дается
только организм, обладающий лишь определенными задатка-
ми, потенциальными возможностями. Овладевая существую-
щими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами
деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Сте-
пень его приобщения к культуре определяет меру его обще-
ственного развития, меру человеческого в человеке.

Особое место в мире культуры занимает ее морально-
этические и эстетические аспекты. Мораль
регулирует
жизнь людей в самых различных сферах — в быту, в семье,
на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных прин-
ципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее
значение, что составляет культуру межчеловеческих отно-
шений. Есть универсальные, общечеловеческие представле-
ния о добре и зле, например, такие, как «не укради», «не
убий», «не прелюбодействуй» другие, зафиксированные в
Библии. Есть групповые, исторически ограниченные пред-
ставления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо».
В любом случае практика межчеловеческнх связей осмыс-
ливается как добро, благородство, справедливость.

Сфера эстетического 'отношения к действительности
носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гар-
моничное, изящное — все эти ценности человек находит и в
природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетиче-
ское переживание, эстетический вкус присущи каждому че-
ловеку. Конечно, степень развитости, совершенства эстети-
ческой культуры у разных людей различна. Исторически
изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе су-
ществуют определенные нормы эстетической, моральной,
политической, религиозной, познавательной, духовной
культуры. Эти нормы — невидимый каркас, скрепляющий
общественный организм в единое целое.

Культурные нормы есть определенные образцы, прави-
ла поведения или действия. Они складываются, утвержда-
ются уже ^в обыденном сознании общества. На этом уровне
в возникновении культурных норм играют большую роль


традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и
способы восприятия складывались тысячелетиями и переда-
вались из поколения в. поколение. В переработанном вид,
культурные нормы воплощены в идеологии, этических уче-
ниях, религиозных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в самой практике
массового взаимного общения людей. Моральные нормы вос-
питываются ежедневно силой привычки, общественного мне-
ния, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реак-
ции взрослых членов семьи определяет границы того, что
«можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании
норм культуры, характерных для данного общества, играют
одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила
личного и коллективного примера, наглядные образцы пове-
дения (как описанные в словесной форме, так и в виде образ-
цов поведения). Нормативность культуры поддерживается в
ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в
результате функционирования различных социальных инсти-
тутов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколе-
ния к поколению играет система образования. Индивид, всту-
пающий в жизнь, усваивает не только знания, но также прин-
ципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения
к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит от-
крытый характер. Она отражает те трансформации, кото-
рые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли
фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье.
Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней скла-
дывается личность, происходит освоение норм культуры.

В патриархальной семье дети рано начинали свою трудо-
вую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной
старости родителей, добытчиками средств к существова-
нию. В современной семье дети — прежде всего величай-
шая ценность семьи, в их пользу происходит перераспреде-
ление семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духов-
ных ориентации в семье приводит к сдвигу в содержании и
направленности общенациональных расходов потребителей.
Работающие главы семей, имеющие возможность при помо-
щи денег удовлетворить любые потребности, передают эти
средства семье, ибо она является эмоционально-культурным
центром развития личности. Для молодежи эти изменение
внутрисемейных культурных норм означает возможность
«продлить детство», приобщиться к вершинам мировой
культуры, воспринять новые духовные ценности.

Таким образом, культура содержит в себе как устой-


чивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инер-
ционность» в культуре — это традиция: элементы культур-
ного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы
мировосприятия и т. д.— сохраняются и передаются от по-
коления к поколению. Традиции существуют во всех фор-
мах духовной культуры. Можно говорить о научных, рели-
гиозных, моральных, национальных, трудовых и других
традициях. Благодаря им развивается общество, так как мо-
лодое поколение не занимается изобретением велосипеда, а
усваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные вре-
менем нормы культуры.

Система традиций отражает целостность, устойчивость
общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться,
так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы
культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь обще-
ства, тотально разрушая старые духовные ценности, исто-
рическую память. В этой ситуации «новатор» окажется в
роли Чингис-хана, захватившего земледельческую область
Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им
делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мне-
нию, с «плодами победы» поступить так: сельское населе-
ние уничтожить, и тогда поля снова станут степью, вернут-
ся «к благородному состоянию пастбища».

Но культура не может существовать, не обновляясь.
Творчество, изменение являются другой стороной развития
общества. Единство традиции и обновления - универсаль-
ная характеристика любой культуры
.

Человек является субъектом творческой деятельности в
культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится
фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе
творческого содержания, превращается в бессмысленное
кривлянье. Созидание культурных ценностей всегда носит
общезначимый характер. Научное открытие или художест-
венное произведение должны распространиться в обществе,
получить отзвук в умах и сердцах людей. Конечно, речь
идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем
поэтов» был провозглашен И. Северянин, а не его совре-
менники А. Блок или С. Есенин. Однако история все рас-
ставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая
глубокое содержание и ценность, проверяется временем, зано-
во оценивается каждым последующим поколением людей.

Различное соотношение традиций и обновления творче-
ства в культуре дает основание для разделения обществ на
традиционные и современные. В первых традиция господст-·
вует над творчеством. Культурные образцы воспронзводят-


ся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках
традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения
от нормьь как правило, не одобряются и отрицаются. На-
пример, в средневековом обществе главная задача художни-
ка состояла в отражении того, что.уже произошло — свя-
щенной истории, истории пришествия Христа на землю, его
мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, и
того, что зафиксировано в Библии и произойдет в будущем.
Для художника важно здесь не самовыражение своего твор-
ческого «я», а следование традиционному образцу. Отсюда
становится понятным равнодушие средневековых мастеров
к проблеме индивидуального авторства, когда целые куски
литературного текста (музыкальных пьес, опер и т. п.) ко-
чевали из произведения в произведение без всякого указа-
ния на источник цитирования.

В современном обществе базисной ценностью является
обновление, новаторство.
Здесь действует принцип запре-
та на плагиат. Всякая новация — научная, художественная,
технологическая — имеет индивидуального автора. Повтор,
копирование оценивается обществом весьма невысоко. Ис-
тинный художник или ученый — это всегда создатель ново-
го. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уни-
кальный характер. Современное общество пронизано гон-
кой за новизной. Это дает значительный эффект. Опытная
наука за 300 лет своего существования в странах, охвачен-
ных научно-технической революцией, дала возможность
поднять уровень жизни в 15—20 раз.

Развитие культуры - противоречивый процесс. Здесь
прогрессивное и регрессивное — две стороны одной меда-
ли. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом
распространившийся по всему миру тип научно-техниче-
ской культуры весьма способствовал развитию свободы че-
ловека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая
цивилизация основана на таком взаимоотношении между
человеком и природой, при котором природа является объ-
ектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации,
причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который
можно выразить одним словом — «больше».

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше мате-
риальных благ, богатств и на этой основе решать все чело-
веческие проблемы, в том числе социальные, культурные и
др. Технологической цивилизации присуще представление,
что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуата-
ции человеком. Понимание глубины экономического кризи-
са положило конец такому представлению. Отсюда идейное


k научно-теоретическое двия-.ык. лослсднлх десятилетий,
начатое Римским клубом и поставившее проблему создания
ювой экологической культуры: Экологический кризис ста-
•> ит границы существующему типу экономического разви-
тия. Речь идет о необходимости новых отношений с приро-
дой и между людьми.

Из исторического опыта развития общества и культуры
известно, что человечество всегда ставило перед собой толь-
ко те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться,
что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в оче-
редной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исто-
рического процесса.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 665. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия