Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гендерная система при социализме





Гендерную систему советского общества можно назвать этакратической и патримониальной. Это означает, что повседневная жизнь советских людей, их жизненные стратегии обусловливались государственным регулированием, которое определяло возможности действия как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия – власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. В рамках этакратической гендерной системы был сформулирован и решен советский вариант женского вопроса. С первых лет советской власти партия и государство рассматривали женщин как особую социальную категорию (квазисословие) и разрабатывали специальные меры регулирования их социального положения. При этом проводимые политические кампании были рассчитаны на разные целевые группы женщин – работниц, крестьянок, представительниц интеллигенции, женщин Востока, домашних хозяек, жен (рабочих, инженерно-технических работников, начсостава) и проч.

Патримониализм советской гендерной системы выражался в том, что партийно-государственная политика позиционировала женщин как объект особой заботы; социальные гарантии и льготы, связанные с совмещением функций занятости и материнства, превращали женщин в специфическую государственно-зависимую группу, обеспечивали этой категории советских граждан особую позицию в обществе. Целевая женская политика советского государства противопоставляла категории граждан по признаку пола, создавая потенциал гендерной поляризации и конфликта.

В советском обществе «доминировал тип гендерного контракта, который можно назвать «контрактом работающей матери». Этому соответствует и социализационный паттерн работающей матери и общественное разделение труда, поддерживавшееся политикой партии-государства. Его можно определить как навязанный или насильственный. Этакратический (определенный государством) гендерный контракт «работающая мать» проявлялся в образцах воспитания детей, воспроизводился системой общественного разделения труда, поддерживался социальной политикой партии-государства и его идеологическими структурами. Такой гендерный контракт подразумевает обязательность «общественно полезного» труда советских женщин и обязательность выполнения миссии матери «как женского природного предназначения» и гражданского долга. Таким образом, особенностью советской гендерной системы является сочетание в ней эгалитарной идеологии и политики решения женского вопроса, квазиэгалитарной практики и традиционных гендерных стереотипов, реализующихся в сфере семьи, быта и интимных отношений 1.

_____________

1 Здравомыслова Е., Темкина А. Гендерная система // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002.

 

 

Опыт советских женщин показывает, что социализм, хотя и предоставляет возможности для самореализации в общественной жизни, образовании, занятости и политике, но эмансипирует женщин не полностью и непоследовательно; он может даже усилить патриархатные отношения, реорганизуя их способами, совместимыми с социалистическим экономическим развитием. В свою очередь, патриархатные отношения определяют те ценности, нормативные предписания и символические коды, в рамках которых развивается социализм. Напомним, что в странах Запада женщины «отвоевывали» свои права постепенно, в течение длительного периода времени, на протяжении двух волн феминистского движения. Напротив, в России освобождение женщин и легализация гендерного равенства произошли в результате «отнюдь не " тихой" и не " женской" революции» [20]. Первые декреты советской власти 1917 года и Конституция 1918 года дали женщинам равноправие в одночасье и в полном объеме. В России был период, когда феминистски настроенные лидеры пытались направлять государственные интересы на социальную сферу, в частности А. М. Коллонтай в должности народного комиссара государственного призрения принимала участие в создании новой модели социальной помощи, в основу которой было положено коммунистическое социальное обеспечение. Однако по большей части инициаторами постановки женского вопроса, в отличие от зарубежных стран, являлись не только и не столько сами женщины.

Социалистическая революция принесла женщинам и мужчинам широкие права, включая право на труд, которое устанавливало равные права женщин и мужчин на страхование в случае болезни и признавало право женщин на отпуск по беременности и родам с финансовой поддержкой в полную зарплату на 8 недель до и после родов. При этом минимальная зарплата устанавливалась равной для женщин и мужчин, как и право на оплачиваемый отпуск раз в году.

В соответствии с законодательством 1918 года о гражданской регистрации смертей, рождений и браков, брак рассматривался как гражданский, а не религиозный союз, который не следовало заключать в отсутствие обоюдного согласия вступающих в него. Легитимная простота развода, очевидно, была реакцией на строгие правила дореволюционного законодательства и атакой на православную церковь, которой надлежало противопоставить большевистскую идеологию и культуру.

Политические права для женщин стали очевидны из первой конституции (1918), которая уравнивала мужчин и женщин в праве голосовать и быть избранными депутатами советов. Декларировались и равные права на образование. Однако законодательство, легитимирующее гендерное равноправие, было несвободно от противоречий, и успешность советского социального проекта по раскрепощению женщины не может оцениваться однозначно.

Например, в первые годы советской власти право на социальное обеспечение, как и равноправие мужчин и женщин в целом носило классовый характер. Кроме того, с точки зрения принятия всего пакета революционных правовых реформ, отменяющих угнетение женщин, трудность состояла в том, что мужское доминирование по-прежнему поддерживалось женским страхом и неуверенностью в изменениях, привнесенных революцией. Недостаток образования, высокий уровень неграмотности среди женщин не позволяли им наниматься на высококвалифицированную работу, тогда как социальные ожидания, традиционные взгляды, страх, нестабильность и безработица делали сложным для женщин получение всех преимуществ от нового законодательства. Понятие женской работы, подчинение женщин мужчинам и зависимость от них были глубоко укоренены в сознании и культурных практиках людей[21].

В 1920 году был официально разрешен медицинский аборт, а с конца 1920-х годов содержание социальной политики было нацелено на нужды экономической политики, на быстрый экономический рост. Общественный труд рассматривался как основа эмансипации женщины, хотя привлечение женщин в общественное производство диктовалось не столько идеалами освобождения, сколько потребностями индустриализации. Удельный вес женщин в составе наемной рабочей силы все время повышался, хотя участие женщин в производстве зависело от приоритетов государственной экономики и политической линии руководства. При этом оплата труда женщин существенно отличалась в меньшую сторону от зарплаты мужчин; советская семья оставалась асимметричной, функция матери в ней постоянно усложнялась, включая ответственность за рождение и воспитание детей, за быт семьи, весь домашний труд и, помимо этого, материальную поддержку семьи своей зарплатой [22].

Семейный кодекс 1926 года усилил ответственность семьи за социально-экономическую поддержку родственников. Выплата пособий была связана с определенными условиями занятости. Страна не располагала финансовыми, кадровыми и материальными ресурсами для общенационального здравоохранения и социального обеспечения, в связи с чем приоритетными группами выступали, во-первых, застрахованные рабочие, особенно те, кто относился к ключевым секторам экономики; во-вторых, подрастающее поколение; в-третьих, труженики сельского хозяйства. Те, кто не являлся трудовым потенциалом – инваиды, пожилые люди – могли ожидать поддержки только от своих близких, следовательно, в первую очередь от матерей, жен и дочерей.

Беспрецедентные по своим масштабам государственные меры в период индустриализации (1928–1940), направленные на развитие тяжелой промышленности, неизбежно сказывалась на социальной и экономической политике. В первую очередь, были созданы условия для исчезновения частного бизнеса в промышленности и торговле. Это было сделано не только по идеологическим причинам, но также в силу правительственного курса на ограничение роста производства потребительских товаров, где доминировали частные предприятия. Акцент на быстрой индустриализации означал обострение проблемы притока рабочей силы, потребность в которой удовлетворялась за счет женщин и крестьян. Такая неопытная, необученная и недисциплинированная рабочая сила участвовала в расширении промышленного производства. Советское государство предпринимало срочные меры по ликвидации неграмотности, распространению профессиональных навыков среди больших групп выходцев из деревни, привить им нормы индустриальной субкультуры.

В 1930-е годы система социальной защиты переживала важные изменения, планируемые с целью повышения производительности, снижения текучки кадров и укрепления трудовой дисциплины. При этом большое внимание уделялось подготовке и социальной поддержке женщин и сельских жителей, мигрирующих в города. Открывались новые техникумы и фабрично-заводские училища для подготовки квалифицированных рабочих, естественно-научные и технические факультеты вузов расширили прием студентов для подготовки высококвалифицированного персонала, в котором так остро нуждалась советская промышленность. Безопасность на производстве, профилактика и лечение профзаболеваний становятся приоритетными вопросами. Развивалась система социальных гарантий и услуг по уходу за ребенком для работающих женщин, в том числе пособия по беременности и родам, а также в связи с рождением ребенка.

В Конституции СССР 1936 года провозглашалось: «В СССР решена задача огромной исторической важности – впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». Между государством и женщиной укрепляется сформировавшийся с первых дней советской власти гендерный контракт «работающей матери», тем самым продолжает развиваться система институциальной поддержки сочетания материнства с оплачиваемой занятостью женщин на рынке труда. Пропаганда новой бытовой техники, облегчающей женщине домашний труд, мистифицирует реальное неравенство в распределении домашних обязанностей, а существующая в реальности гендерная асимметрия ретушируется риторикой «решенного женского вопроса». С середины 1930-х годов государство все более ограничивает свободу частной жизни, применяя жесткие методы контроля (законодательство о запрете абортов 1936 года, усложнение процедуры развода в 1944 году).

Идеология антиабортного законодательства подкрепляется пропагандой счастливого советского материнства на фоне доказательств развивающейся системы здравоохранения, образования и социального обеспечения. Материнство понимается как высшая привилегия женщины при социализме и социальное обязательство женщин перед государством[23]. Необходимость дальнейшей институциализации советской семьи становится первоочередной в условиях военного времени. В 1944 году Президиум Верховного Совета СССР принимает указ, согласно которому лишь зарегистрированный брак теперь считается легитимным и порождает права и обязанности супругов. Фактически этот указ перекладывал всю ответственность за внебрачную близость, всю тяжесть ее последствий целиком и полностью на женщину и рикошетом – на рожденных ею детей. В дополнение к этой мере, как указывает С. Г. Айвазова, государство усложнило процедуру развода, который теперь полагался признаком «моральной неустойчивости» гражданина и влек за собой серьезные административные и партийные взыскания[24].

К середине 1950-х годов созрели экономические и политические условия для реформирования социального обеспечения. С конца 1950-х годов в риторику социальной политики входит моральное клише «прочной социалистической семьи». В обмен на свободу женщина должна была совмещать работу вне дома с рождением и воспитанием детей, отвечать за домашний очаг, крепкие семейные узы и стабильность бюджета домохозяйства. Задача социальной политики – совместить принцип свободы и равенства граждан того и другого пола с принципом защиты и укрепления социалистической семьи как базовой ячейки общества. В годы «оттепели» реформа образования (1954) восстановила смешанное образование, в 1955 году был вновь легализован аборт, в 1965 году – значительно облегчена процедура развода, в 1967 году – отрегулировано положение с алиментными обязательствами.

В законодательстве 1968 года о браке и семье речь впервые шла не столько о долге и обязанностях женщин, сколько об их «правах», здесь делался акцент на понятиях «счастливое материнство и детство», «поощрение материнства». Спад рождаемости, уменьшение размеров семьи, постарение населения вследствие урбанизации, индустриализации и людских потерь в 1970-е годы вызывают к жизни дискуссию о том, как поощрить многодетную семью. При этом роль мужчины как отца семейства, как воспитателя детей не проблематизируется. Именно к 1970-м годам относится зарождение отрицательного отношения к «буржуазному» феминизму. Итог законодательных поисков в направлении равенства мужчин и женщин – Конституция 1977 года, одна из тем которой – равномерное распределение семейных обязанностей между супругами. Советская семья перестала быть чисто патриархальной, хотя еще не стала эгалитарной, партнерской. Официальная идеология по-прежнему не может признать в мужчине полноценного члена семьи, отца, имеющего те же, что и женщина, права, связанные с рождением и воспитанием детей. Она также базируется на классическом советском понятии «женщина-мать», а не на понятии полноценной гражданки, для общественного признания которой не нужны никакие дополнительно обозначенные функции.

Для позднесоветского периода характерен кризис советской гендерной системы, который проявился, в частности, в дискурсах о кризисе маскулинности и кризисе совмещения ролей женщинами. Появление в конце 1980-х годов новой идеологии в отношении женщин связано с политикой М. Горбачева, который внес в общественную дискуссию женского вопроса «идеологический диссонанс», предлагая наряду с продвижением женщин по службе и улучшением их условий труда «вернуть женщине ее истинное призвание». Утверждение о необходимости реструктурирования рабочей силы за счет возврата женщин домой поддерживалось экономической логикой эффективности рынка труда, демографическими аргументами о депопуляции, но вступало в конфронтацию с эмансипирующей риторикой советского марксизма.

Поскольку в советском обществе законодательство формулировалось в соответствии с социалистической идеологией «контракта работающей матери», женщины должны были выполнять в обществе функции работниц наравне с мужчинами, но имели еще и специфическую функцию материнства, при сохранении лидерства мужчин в публичной сфере. Тем самым советское законодательство, призванное решить женский вопрос и обеспечить подлинное равноправие и свободу женщин в социалистическом обществе, было «охранным», льготным законодательством и по сути в целом ряде аспектов оказывалось законодательством дискриминационным. Вместе с тем вопрос о равенстве мужчин и женщин считался здесь решенным. Возможно, поэтому дискуссия о гендерном равноправии зачастую вызывает у россиян негативную реакцию, с одной стороны, как тема чуждая, импортированная с Запада, а с другой стороны – как пережиток социалистического прошлого. Аналогичное отношение встречается и в странах Восточной Европы, бывших советских республиках.

Программы социального обеспечения не смогли удовлетворить ожидания женщин ни в рыночных, ни в социалистических странах в отношении доходов, доступности и качества сервисов, которые могли бы уменьшить нагрузку женщин по дому, включая социальные услуги, здравоохранение или возможности занятости. Женщины должны быть задействованы на рынке труда, одновременно предоставляя как оплачиваемый, так и неоплачиваемый домашний труд, чтобы удовлетворить потребности своих семей и экономики в целом.

Хотя в контексте мировой экономики оплачиваемый труд и капиталистические принципы организации занятости доминируют на рынке, неоплачиваемый домашний труд является не менее важным фактором рыночной экономики. Сосуществование оплачиваемого труда и неоплачиваемой домашней работы, а также труда в рамках теневой экономики на арене рыночной экономики означает, что они не просто взаимодействуют друг с другом, а оформляют друг друга посредством этой интеракции, постоянно находясь в процессе формирования и трансформации друг друга и самих себя. Основное различие между ними состоит в том, что оплачиваемый труд заметен и классифицируется как фактор производства, тогда как домашний труд оказывается невидимым и исключен из стоимости производственного уравнения. Вместе с тем, если бы женщина и другие члены семьи не работали дома, то стоимость товаров и услуг, которые в настоящее время производятся и потребляются человечеством, была бы неизмеримо выше.

В современном контексте России проблемы социальной политики имеют свою постсоветскую специфику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства в различных секторах общественной жизни, а также наследием социалистических принципов управления экономикой и культурой. В постсоветский период наблюдается трансформация советской гендерной системы, обусловленная изменением отношений собственности, разгосударствлением социального обеспечения, плюрализацией и конкуренцией дискурсов, среди которых дискурс традиционной либеральной мужественности и женственности претендует на главенствующую роль. В законодательстве постсоветского периода происходит дальнейшее развитие риторики равенства полов. Современная Россия определяет себя как социальное государство, гарантирующее достойную жизнь своим гражданам независимо от пола. Вместе с тем существует разрыв между юридически закрепленным объемом социальных обязательств государства и ресурсами, которые фактически направляются на их выполнение. Феминистский анализ социальной политики стран с переходной экономикой показывает, что положение женщин во многих постсоциалистических странах ухудшилось в аспектах занятости и трудовых отношений, уменьшения государственных расходов на заботу о материнстве и детстве. В качестве стратегии совладания женщины стремятся найти работу в незащищенной сфере теневой экономики; изменяются паттерны репродуктивного поведения и ухудшается здоровье населения.

Джилиан Паскаль и Ник Мэннинг[25] полагают, что статус женщин Восточной Европы и бывшего Советского Союза можно рассмотреть в пяти различных аспектах. Речь идет о статусных характеристиках работницы, супруги (или партнерши), матери, домохозяйки и гражданки. Эти характеристики учитываются в том, как организована в той или иной стране система социальных гарантий, и, по сути дела, выступают параметрами стратификации, определяя уровень благосостояния тех или иных групп женщин.

Паскаль и Маннинг применяют понятие дефамилиализации для оценки степени независимости. Здесь анализируется не эмансипация женщин от семейного гнета, а влияние существующей нормативной базы и форм социальной поддержки на баланс власти между мужчинами и женщинами, между экономически зависимыми и независимыми членами семьи. Иными словами, оценке подвергаются те условия, при которых люди вовлечены в семейные обязанности. Исследователи ставят следующие вопросы: 1. Как в социальной политике представлены статусы оплачиваемых работниц, жен, матерей, домохозяек и гражданок? 2. В какой степени от этих статусов зависит предоставление и объем социальных гарантий? 3. Как дифференциация социальных гарантий влияет на положение женщин в семье, их способность изменять семейные роли и формировать автономное домохозяйство?

Статус женщин-работниц в большинстве стран Восточной Европы и Советского Союза существенно изменился в 90-х годах ХХ века. Снижение показателей занятости женщин на рынке труда в России, по данным ЮНИСЕФ, достиг 12 % и стал особенно характерен для молодых женщин с детьми. Женщины в России испытывают в отношении к себе различные проявления дискриминации на рынке труда, а доступ к развивающемуся частному сектору для многих их них затруднен, в результате чего большинство выбирает традиционные роли, работая в социальной сфере и некоторых других отраслях с ограниченными возможностями карьеры и роста благосостояния. С одной стороны, поскольку социалистическое трудовое законодательство способствовало сохранению достаточно благоприятных по международным стандартам условий гендерного равенства, то женщины продолжают стремиться к оплачиваемой занятости, и, по данным сравнительного анализа, различия в положении мужчин и женщин на рынке труда не столь глубокие. С другой стороны, усилились горизонтальная и вертикальная сегрегация, появились новые дискриминирующие практики в оплате и карьере. Доходы женщин в среднем недостаточны, чтобы купить, например, отдельное жилье, а для одиноких матерей слишком низки, чтобы избежать бедности. Эти факторы препятствуют возможности выбора и не позволяют освободиться от семейной зависимости.

Статус женщин как жен достаточно высок и поддерживается государством. Налоги и система пособий индивидуализированы, и независимо от того, является ли женщина кормильцем или зависимым членом семьи, ей гарантирована социальная защита. В браке супруги наделяются равными правами на владение собственностью и при разводе происходит ее равное разделение. К числу негативных характеристик положения женщин в браке относится отсутствие юридической защиты от домашнего насилия. Кроме того, патриархальные семейные практики создают препятствие для участия мужчин в домашней работе и воспитании детей.

Статус женщины-матери определяется общей ситуацией социально-экономического спада, когда большинство государственных гарантий, направленных на охрану детства, характеризуются постоянным снижением размеров и задержкой выплат. Снизилась доля расходов от ВВП на нужды семейных пособий, материнства и ухода за детьми. Фиксируется здесь и распад системы детских дошкольных учреждений: количество детей дошкольного возраста в детских садах уменьшилось с 78 % в 1989 до 65 % в 1997 году. Размер детских пособий постепенно снижается – с 10, 2 % от средней зарплаты в 1992 до 6, 1 % в 1997 году. Схожая тенденция коснулась декретных пособий – наблюдается снижение их ценности на 40 % в 1989–1997 годах (данные ЮНИСЕФ, 1999).

Для одиноких матерей детские пособия всегда были несколько выше, чем для женщин, родивших ребенка в браке, однако нынешнее снижение их ценности очень болезненно и не может быть компенсировано пособиями по бедности. Проблемы с получением алиментов испытывает каждая вторая мать, воспитывающая ребенка после развода без мужа. При попытке объяснить эту ситуацию мы сталкиваемся со следующим противоречием. Высокие расходы на поддержку семей с маленькими детьми, на содержание детских садов, родительских пособий и отпусков по уходу за ребенком требуют эффективной системы налогообложения, которой в реальности пока не существует. В том случае, когда работодатель берет на себя социальное обеспечение своих работников, размеры и характер социальных гарантий зависят не от налогов в региональную или государственную казну, а от бюджета конкретной организации. Однако такая схема превращает женщину в наименее желательного работника или снижает ее шансы на социальную поддержку в случае неформальной занятости. Тем самым женщины, особенно женщины с маленькими детьми, попадают в экономическую зависимость от супруга и других родственников, если такие социальные ресурсы оказываются в их распоряжении.

Статус женщин, обеспечивающих уход, лечение и воспитание, условно названный статусом женщины-домохозяйки, также меняется на протяжении последних лет. Приватизация учреждений социальной сферы, повышение стоимости образования и здравоохранения приводит к возрастанию ответственности женщин за оказание услуг и закреплению традиционных моделей семьи. Патриархатный ренессанс, или возрождение стереотипной роли мужчины-кормильца, содержащего семью, способствуют углубляющейся фамилиализации женской домашней работы, в том числе и деятельности по уходу за детьми и престарелыми, которая не рассматривается в терминах ее рыночной стоимости. Фамилиализация приводит к значительному росту потребностей женщин в семейных связях и расширенных родственных отношениях, к поиску неформальной защиты в социальных сетях.

Статус женщин как гражданок – активных участниц социальных, гражданских и политических действий – постепенно повышается. Пусть медленно, но все же развивается женское движение, формируются общественные организации. Однако, структуры нового политического режима сопротивляются женскому участию в официальных органах власти и затрудняют продвижение социальных программ, добиваясь снижения государственных статей расходов на здравоохранение, образование и социальную защиту. Противостоять насилию в семье и диспропорциональному внутрисемейному разделению ролей еще труднее, в связи с чем подобные практики лишь подкрепляют семейную взаимозависимость. Женщины играют ограниченную роль в публичной политике, процессе принятия решений и социальном планировании, а женские организации озабочены в большей мере повседневными проблемами выживания, нежели стратегическими задачами политического влияния.

В результате анализа положения женщин по упомянутым выше пяти аспектам Паскаль и Мэннинг приходят к выводу о довольно сильной зависимости женщин от их семейного статуса и характера семейных взаимоотношений в странах бывшего социалистического лагеря. Наличие семьи является здесь очевидной экономической необходимостью. Тем не менее, будучи зависимыми от своей семьи, женщины в то же время могут быть свободными внутри нее. Более того, здесь складываются особые властные отношения, когда выживание семьи все сильнее зависит от женщин и их социальных сетей.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 767. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия