Студопедия — Признаки восточно-балтийской расовой группы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Признаки восточно-балтийской расовой группы






 

Фигура. По пропорциям тела восточно-балтийская раса сходна с восточной, только производит более сильное впечатление. Речь идет о ширококостных, низкорослых сильных людях. Мужчины отличаются большой шириной плеч. У лиц обоих полов грубое телосложение. Обычно это люди с сильными мускулами. Средний рост несколько выше, чем у восточной расы, но вряд ли он превышает у мужчин 1, 64 м. По полноте тела эта раса ближе всего к восточной.

Все части тела грубые и коренастые: широкая, короткая шея, короткие руки и пальцы, короткие, толстые икры. Впечатление приземистости усиливает тяжелая и большая голова. Люди восточно-балтийской расы созревают поздно. На черепах 18-20-летних людей Рециус не обнаружил половых признаков. Но для восточно-балтийской расы характерно и раннее старение. Великороссы, преимущественно восточно-балтийского типа или с его сильной примесью, 40-летних людей часто считают уже стариками.

Череп. По сравнению с ростом большой и тяжелый череп не такой круглый, как у восточной расы. Хотя восточно-балтийская раса тоже короткоголовая и широколицая, ее черепа более грубые, костистые, тяжелые и, прежде всего, более угловатые, чем восточные. Они имеют больше утолщений и бугров. Но более всего характерна для восточно-балтийской расы большая по сравнению с мозговой частью лицевая часть черепа. Черепной указатель немного меньше, чем у восточной расы, восточно-балтийские черепа (как и центрально-азиатские) менее короткие. Несмотря на большую ширину черепа, указатель меньше потому, что восточно-балтийский череп более выпуклый на затылке, чем восточный. Этот череп имеет широкий лоб с буграми. Ширина особенно заметна в верхней части лба. При взгляде сверху скуловые кости заметны больше, чем у восточной расы, но меньше, чем у центрально-азиатской.

В профиль заметна массивность лицевой части, особенно нижней челюсти, даже у женщин. Лицо выше, чем у восточной расы. Угол нижней челюсти больше, чем у других рас, приближается к прямому углу. Лоб не такой гладкий и круглый, как у восточной расы, с наклоном назад, но не таким большим, как у нордической расы. Переносица более плоская, чем у восточной расы, но нос больше выступает в средней и нижней части. Спинка носа вогнутая, нос в нижней части вздернут (И в профиль, и анфас нос восточно-балтийской расы имеет самую некрасивую форму из всех носов европейских рас). Подбородок уходит назад и еще менее выражен, чем у восточной расы. Особенно бросается в глаза массивность нижней челюсти.

Грубость черт видна и анфас. От других европейских рас эту отличают массивная и широкая нижняя челюсть и безобразный нос. Лоб более плоский, чем у восточной расы, и широкий. Брови немного изогнуты вверх. Обращает на себя внимание сравнительно большое расстояние между внутренними углами глаз. Нос обычно имеет довольно широкую и плоскую переносицу и настолько расширяется книзу, что по западным понятиям о красоте он «безобразен». Ноздри взаимно расположены под тупым углом. Нижняя часть носа более мясистая, чем у восточной расы. Нос у восточно-балтийской расы вздернут больше, чем у других европейских рас, за исключением судетской.

Скуловые кости массивней, чем у других рас, и слегка наклонены наружу вниз, поэтому больше выделяются, чем у других рас Европы. Благодаря ширине скуловых костей восточно-балтийское лицо выглядит широким, как восточное, хотя оно выше. Лицевой указатель выше, чем у восточной расы, в среднем 85. Выступание челюстей заметно и при взгляде спереди (по Рециусу, это указывает на прогнатизм). Продолжением широкого восточно-балтийского лица является массивная и широкая нижняя челюсть, короткая и высокая, что отличает ее от нижних челюстей ранее описанных рас Европы. Нижняя часть лица образует треугольник, стороны которого сходятся на подбородке под очень тупым углом.

Мягкие части восточно-балтийского лица не делают его формы такими круглыми, как у восточного лица. Кожа кажется сильней натянутой. Ширина лица в области щек определяется не жировыми отложениями, а шириной нижней челюсти. Сильно выражены складки от крыльев носа к углам рта. Рот шире, чем у других европейских рас, за исключением фальской.

Глаза кажутся маленькими из-за сравнительно коротких и низких прорезей, которые немного поднимаются у наружных концов. Так что создается впечатление косых, даже «монгольских» глаз.

Кожа светлая, но без розоватого оттенка нордической кожи, а скорее с серым оттенком, который может стать настолько сильным, что кожа перестанет восприниматься как светлая. Эта кожа может быть и «оливково-серой» (Рециус). Загар делает эту кожу лишь немного более темной.

Волосы. Волосы на голове жесткие, светлые, но их можно отличать от нордических светлых волос, которые обычно имеют золотистый или рыжеватый оттенок, а восточно-балтийские волосы — серый оттенок. Нордическую расу можно назвать золотисто-светлой, восточно-балтийскую — пепельно-светлой. Больше всего сближаются по цвету волосы этих двух светлых рас у детей.

Цвет глаз — светлый, редко собственно голубой, обычно водянисто-голубой или как у «чуди белоглазой». Часто встречаются серые глаза. Но эти глаза не светятся, как глаза нордической расы, и взгляд не такой открытый, как у нее. Трудно говорить о выражении глаз расы, отличающейся частой сменой настроений: обычно оно угрюмое, но более суровое, чем у восточной расы.

Душевные качества. Психические качества восточно-балтийских или преимущественно восточно-балтийских людей описал Густав Рециус на примере тавастов, части финнов, у которых преобладает восточно-балтийская раса с нордической примесью. Я взял многое из его описания, но по ряду пунктов вынужден от него решительно отмежеваться. Духовную суть восточно-балтийской расы описал также Норденстренг, но, мне кажется, он больше описывает финнов, восточнобалтийско-нордическую смесь, а не саму восточно-балтийскую расу. Лучше всего духовную суть восточно-балтийской расы можно узнать на примере великорусского населения. Вот описание поведения русских крестьян, взятое из «Моих университетов» М.Горького:

«Это были, в сущности, добродушные животные. Любого из них легко можно было заставить смеяться детским смехом, любой из них мог с детским легковерием слушать рассказы о поисках счастья или о подвигах. Все, что пробуждало мечты о возможности легкой жизни по своему хотению, было дорого этим диковинным душам. Но когда они сбивались в серую толпу при встречах в городе или в портовом кабаке, они забывали все свои хорошие качества и наряжались, как попы, в одеяния лжи и притворства. Они начинали выказывать собачью преданность сильным, и тогда на них было противно смотреть. Или вдруг их охватывала волчья ярость, шерсть у них вставала дыбом, они скалили зубы и дико выли, готовые к драке. В такие моменты было неприятно на них смотреть, так как они могли разнести ту же церковь, в которую еще накануне вечером ходили кроткие и смиренные, как ягнята в загон».

Восточный человек людям других рас кажется поначалу молчаливым, серьезным, даже унылым и мечтательным, мало подвижным и неспособным к воодушевлению. «Он очень скупо выражает свои чувства, если это не раздражение или ненависть» (Норденстренг). Кажется, этот человек довольствуется малым. Но при более доверительном знакомстве обнаруживается гораздо более сложная картина. При доверительном общении молчаливый восточно-балтийский человек может стать очень разговорчивым. «Когда он развязывает язык, он становится чрезмерно многословен» (Норденстренг). За кажущимся довольством своей бедной жизнью нередко обнаруживается безграничное недовольство, которое обычно не проявляется просто из-за неспособности принимать решения. Эмоциональная жизнь восточно-балтийского человека весьма бурная, его внимание постоянно отвлекается от конкретного предмета и конкретного занятия. «Он охотно отдается своей силе воображения и не обращает внимания на окружающую действительность» (там же). Восточно-балтийский человек легко становится фантазером, он может жить в мире призраков, возникших в его мозгу, говорить при доверительных беседах многословно и вдохновенно, даже с лихорадочным вдохновением. В экзальтации он строит неясные планы и готов фанатично проводить их в жизнь. Однако разговоры восточно-балтийского человека, первоначально направленные на определенную цель, могут очень быстро стать бесцельными, хотя всяческие планы продолжают разрабатываться до деталей. В этом сказывается сила воображения, которая никогда не создает четких образов.

Нордический человек кажется восточно-балтийскому холодным, сухим, бесчувственным и расчетливым, потому что нордическая сила воображения, несмотря на смелый полет мысли, всегда возвращается к действительности3.

3. Ленц прав, когда считает ненордическим многое из того, что само себя называет «немецким идеализмом». Восточно-балтийская примесь в Германии противопоставляет себя в качестве «немецкого идеализма» нордическому идейному миру, который она обвиняет в «рационализме».

Нордическая сила воображения более архитектоничная, восточно-балтийская — более музыкальная. Но главный признак восточно-балтийской расы - неспособность к принятию решений. Отсюда и взгляд на преступников как на «несчастных людей».

Недовольство может овладеть людьми восточной расы, они начнут рьяно воплощать в жизнь какие-нибудь идеи и навязывать их другим, но все равно так и не решат, что для них хорошо, а что плохо.

Творческая одаренность восточно-балтийской расы проявляется прежде всего в музыке и литературе. Сила воображения сочетается с хорошим знанием людей и умением их описывать, причем часто в мрачных тонах - вспомним русские романы — и с особой тягой к унизительно-смехотворному, странному и гротескному. При всем внешнем реализме и часто убедительном описании характеров в восточно-балтийской литературе всегда присутствует нечто запутанное, авантюрное, нереальное, одновременно озлобленное и растерянное. Восточно-балтийского человека тянет к колдовству, к спиритизму, потому что душа его никогда не может довольствоваться реальностью. Он все время ищет какого-то «спасения». Поэтому среди восточно-балтийского населения процветают разные секты, отсюда же навязчивая любовь к ближним. Люди восточно-балтийской расы, как и восточные, - но общество для восточно-балтийского человека становится чем-то мистическим.

Восточно-балтийского человека тянет к общению, он старается проникнуть в духовную жизнь других и при этом сам в духовном плане охотно раздевается перед ними догола. Его можно было бы назвать «прирожденным психологом», если бы его описания людей были более ясными. Многие восточно-балтийские люди обладают актерским даром. Музыка восточно-балтийской расы тяготеет к расплывчатым, протяжным мелодиям.

Восточно-балтийский человек всегда готов помочь ближнему и гостеприимен. Он верен своим друзьям. Одиночества он не любит, предпочитает общество и некритично воспринимает общепринятые идеи. Он очень терпелив. Восточно-балтийские люди мыслят масштабами всей страны, поэтому руководителям государства легко использовать их для своих целей.

С точки зрения восточно-балтийского человека, «все в руце Божьей». Он фаталист и очень вынослив в труде. Если он не способен к целенаправленному, обдуманному действию, то он может упорно работать. В делах веры и политики он при всем своем фатализме склонен к фанатизму и нетерпимости.

В отношениях с чужими восточно-балтийский человек всегда сдержан и осторожен, поэтому он часто кажется коварным и лживым. Во всяком случае легко вызвать у него недоверие. Он завистлив и мстителен, умеет рассчитывать планы мести и выжидать подходящей возможности, чтобы отомстить. Он груб с женщинами и груб вообще. На востоке Германии, где сильна примесь восточно-балтийской расы, велико число преступлений, таких как нанесение тяжелых увечий и кражи.

У восточно-балтийского человека чувства легко переходят в противоположные, вообще у него быстро меняются настроения. От необузданной ярости он может быстро перейти к миролюбивой сентиментальности, от упрямства к раскаянию и самоосуждению, от растерянности к зазнайству, от вялости к озлобленности. Столь же своеобразно сочетание преданности ближним и безграничного миролюбия с завистливым эгоизмом и лукавством в одном и том же человеке. Характерна также тяга к расточительству у разбогатевших восточно-балтийских людей. Вообще восточно-балтийская душа стремится к крайним пределам, к безмерному. Тусклая повседневная жизнь вдруг прерывается взрывом страстей. Восточно-балтийские мыслители легко впадают либо в рационализм (пример — Иван Карамазов), либо в мистицизм.

Восточно-балтийскому человеку редко удается сохранить богатство. Он может неделями тупо работать, а потом весело выбросить заработанные деньги, причем в пьяном виде он необуздан и может впасть в слепую разрушительную ярость. Вообще восточно-балтийские люди не очень чистоплотны. У богатых это сочетается с любовью к роскоши.

По умственной одаренности восточно-балтийская раса выше восточной и несомненно выше западной. Восточно-балтийский человек соображает медленней, но в конечном счете все понимает правильно, его ум менее острый, но более гибкий и изобретательный. То, что восточно-балтийская одаренность не достигает нордического уровня, и неспособность этой расы к принятию решений проявляется в том, что в России и Финляндии, как и везде где преобладает восточно-балтийская раса, руководящий слой преимущественно нордический.

Что касается особого дара к изучению иностранных языков, который иногда приписывают восточно-балтийским людям, то я не согласен с этим мнением.

Как видим, образ восточно-балтийской расы таков, что он напоминает нам персонажей русских романов. И это не случайно, так как русские романы родились в народе с сильной восточно-балтийской примесью, и у таких людей, как Достоевский, эта примесь заметна и в физических, и в психических чертах.

16. Психические качества фальской (дальской) расы

Ленц не находит у фальской расы такой же тяги вдаль, как у нордической; она больше привязана к своей родине. Он считает фальских людей еще более надежными, чем нордические, и интравертными. Еще меньше, чем нордический, фальский человек способен сочувствовать другим людям. Его отличают замкнутость и упрямство, у него больше таланта к архитектуре и изобразительным искусствам, чем к музыке и риторике. Это скорее ударная сила под руководством нордических людей, чем сама руководящая сила, хотя у ряда величайших немецких вождей была сильная примесь светловолосой богатырской расы, например, у Бисмарка и Гинденбурга (к этому же типу следует отнести Вашингтона и Бьернсона).

По описанию Керна, фальский человек скрытен, но дружелюбен. Он обидчив и не терпит чужого превосходства. Он по-медвежьи груб и хитер, более силен в обороне, чем в наступлении, в нем больше трезвого расчета, чем смелости, больше любви к свободе, чем желания господствовать.

Таким образом, речь идет о тяжеловесной, мало подвижной расе. Люди этой расы никогда не бывают легкомысленными и безумно храбрыми, как нордические. Они более терпеливо сносят несправедливость по отношению к ним, чем нордические люди. В самом характере фальских людей заложено стремление быть верными и надежными. Из них выходят хорошие стражи порядка. Ряд «капитанов экономики» рейнско-вестфальской промышленной области также принадлежит к этому типу.

Хотя фальский человек при первом знакомстве уклончив и недоверчив, то позже, когда отношения становятся близкими, выясняется, что это более теплый и добродушный человек, чем нордический. Таков же он и в своей религиозной жизни. Фальский тип часто встречается в Нижней Саксонии. Если нордический человек и в религиозной жизни больше проявляет свою волю, то фальский — свою сердечность. Нордический человек более смел, фальский более глубок. Нордический человек больше падок на новое, он творец новых идей, прежде всего, в естественных науках, технике и государственной жизни: фальский — упорен до упрямства. Он может отгородиться от других людей и чужих мыслей с железным упорством, которое внешне может выглядеть как долготерпение.

Именно среди фальской расы часто встречаются люди, которые ничего не забывают. Фальские люди охотно помогают другим, даже если их об этом не просят, но сами не любят, чтобы им помогали. В них есть нечто первобытное. Их можно принять за потомков великанов доисторических времен.

В немецком народе фальская раса больше всего представлена среди крестьян, особенно среди гроссбауэров, а также среди помещиков. Может быть, это главная причина сохранения в чистоте фальской расы со времен ее предшественников - кроманьонцев.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1932. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия