Глава 5
Аберрация – искажение возникающее вследствие разброса частиц при условии изменения объекта. Абстрактное — в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления. Адаптация – приспособления строения и функций к условиям существования. Аксиома – отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других положений теории, в пределах которой оно принимается без доказательств. Амбивалентность —двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту. Антиномия — противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории). Апперцепция — результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие. Априорный — не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение Архетип — беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время. Аутентичный — подлинный, исходящий из первоисточника. Бессознательное — совокупность психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий — особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное — универсальная основа бытия. Вегетативный – эндокринный, секреторный, сердечный. Вербальный – устный, словесный. Верификация — в обычном словоупотреблении — доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки. Герменевтика — (от греч. hemieneutikos — разъясняющий — истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. — учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках). Гносеология — раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Гностицизм — (от греч. gnostikos — знающий) — философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания. Дедукция — (от лат. deductio — выведение) — вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Дескриптивный - описательный. Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. Дефиниция — определение. Диффузия – проникновение одного обьекта в другой, и их взаимодействие. Знак — материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека — явление. Идентификация — (отождествление) бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании личности. Имманентный — внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство. Индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев, к общему выводу, от отдельных фактов, к обобщениям. Интенция — намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Интерпретация — (interpretation, от лат. inlerpretatio — посредничество) — разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и т.д.). Интроверсия – направление внутрь себя. Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» — общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив — безусловный принцип поведения. Истина — соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Каузальная – причинная. Квазифакт – якобы факт, то чем данный факт на самом деле не является. Когнитивный – познаваемый, соответствующий познанию. Контрфакт – противоестественный, противоречивый, сомнительный, факт. Кумулятивный – концентрация энергии и направление её. Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся. Лимбическая – совокупность ряда структур головного мозга, объединённых по анатомическим и функциональным признакам. Логика — (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум) — наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Максима — (лат. maxima (regula, sententia) — основное правило, принцип) — краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме. Медиация – посредничество третьего, снятие противоположности. Менталитет – характер. Мифология (от греч. mylhologia от греч. mytnos — предание + logos— учение) изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Обскурантизм — крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие. Объект — (от лат. objectum — предмет) — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект. Онтогенез - индивидуальное развитие объекта, охватывающее все изменения, претерпеваемым им от момента возникновения, до исчезновения. Остененсивное определение – такое определение, когда непосредственно показывают на предмет, который обозначен этим словом. Перманентный – постоянный, непрерывный. Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств. Пропозиция – предложение. Парадигма — (от греч, paradeigma — пример — образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Парадокс — (от греч. paradoxes — неожиданный — странный) — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике — противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Плюрализм — (от лат. pluralis — множественный) — философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом (1712). Познание — процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире. Прагматизм — (от греч. pragma — род. п. pragmatos — дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач. Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рациональное — соответствующее законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам. Релятивизм — методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний. Репрезентация – представительство. Рецептор – концевые образования, преобразующие внешние воздействия, в энергию раздражителей, в возбуждение. Рефлексия — (от позднелат. reflexio — обращение назад) — размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Сакральный — (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. Селективный – основанный на свойствах производить отбор, избирательный. Семантика – смысловая сторона языка. Сенсорный – чувствующий, Сентенция — (лат. sententia — мысль — изречение, приговор) изречение нравоучительною характера. Синкретизм – слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное состояние чего-либо. Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.). Сознание — человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Спиритуализм – учение признающее сущностью мира духовное начало, материальные же объекты представляются твореним дуовных. Стереотип – устойчивая форма чего-либо, отпечаток,. Субстанция — (лат. substantia — сущность; то — что лежит в основе), объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое; то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат — общая основа всех процессов и явлений. Субъект — (от лат. subjectus — лежащий внизу — находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Сциентизм — (от лат. scientia — наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Тавтология – суждение, в котором в качестве объясняющего, используется само объясняемое. Телеология – учение о целях, аргументация в терминах цели. Тонизм – спазмы, дрожь, расслабление. Тотемизм – древнейшая форма религиозности, основанная на вере в сверхъестественное родство данной родовой группы с «тотемом» - ( животным или растением). Трансцендентальный — (от лат. transcendens — род. п. transcendents — выходящий за пределы), в схоластике — предельно общие понятия (вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое). В философии Канта — априорные формы познания, организующие опытные данные. Трансцендентный — запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом. Фальсификация — (позднелат. falsificatio — от falsifico — подделываю) — преднамеренное искажение каких-либо данных. Филогенез – историческое развитие организмов, эволюция органического мира. Фобии – страхи. Холизм – учение рассматривающее природу, как иерархию «целостностей» понимаемых кА духовноеединство, нематериальная структура, принцип подчинения части целому. Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Экстраполяция — распространение выводов относительно одной части какого-либо явления на другую часть, на явление в целом, на будущее и т.п. Экстраверсия – изменение, направленное во вне объекта. Экспликация – творческое конструирование какого-либо объекта. Элиминация – исключение, устранение. Эмпатия – эмоциональное отношение. Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эпистемология – термин, употребляемый для обозначения теории познания. Явление — (от греч. ptiainomenon — являющееся) — событие, случай, факт, все, что в жизни имеет место и в чем обнаруживается, сказывается сущность, все, что воспринимается чувствами.
|