Лао Цзы
План
1. Зарождение философской мысли в Древнем Египте и Двуречье. 2. Философия Древней Индии, её символико-религиозный характер. 3. Особенности философии Древнего Китая.
Основные понятия: алогичность мышления, магия, культ, Веды, индуизм, брахманизм, буддизм, конфуцианство, дао, ян, инь, сансара, нирвана, карма, брахман, каста, йога.
Методические рекомендации к теме
При изучении первого вопроса важно уяснить, что попытки осмысления мира и места человека в нём появились уже, начиная с IV-III тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте и Двуречье. Несмотря на то, что это происходило в условиях религии и мифологизации мировоззрения, древневосточные представления во многом способствовали дальнейшему развитию учений о мире. Следует уяснить, что древние мыслители Египта и Двуречья ещё не ставили вопросов о природе и источнике знаний о том, что такое сознание и т.д. Эти и многие другие философские проблемы возникли, когда накопился достаточный научный материал, и в большей степени развилось абстрактное мышление. Исходя из этого, период Египта и Двуречья, можно представить как предфилософию. (Подробно об этом можно прочитать в учебнике А.Магомедова «История философии»). Древнеиндийскую философию следует рассматривать как попытку формирования систематического философского знания. В истории индийской философии принято различать четыре периода: а) ведийский период; б) классический или брахмано-буддийский (VI в. до н.э. до X в. н.э.); в) послеклассический (X – XVIII в.в.); г) новая и современная индийская философия. Обратите внимание на то, что древнеиндийская философия представлена двумя основными группами: ортодоксальная, признающая авторитет Вед, и неортодоксальная – игнорирующая авторитет Вед. В данном контексте студенту необходимо уяснить, что такое Веды, каково их значение для развития мировой культуры. Основные философские школы ортодоксальной группы: миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта. Основные философские школы неортодоксальной группы: джайнизм, буддизм, локаята, чарвака. Важно подробно остановиться на анализе основных положений индийских философских школ: Ø атомистической концепции мира в учениях вайшешиков; Ø проблемы познания и логики в концепции ньяя; Ø сути медитации у йогов; Ø учения о первооснове в школах санкхья, чарвака, локаята; Ø отношения к божествам и ритуалам в школах веданты и мимансы; Ø учения о двойственной природе человека в джайнизме. Усвоение китайской философии следует начать с рассмотрения историко-культурных особенностей древнекитайского государства. Это важно для того, чтобы понять смысл и назначение философии Древнего Китая. Философские размышления изложены в памятниках древнекитайской философии: «Книга перемен», «Дао дэ цзин», «Книга гармонии тьмы». Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, инь и ян, школа имён. Обратите внимание на то, что исторически наиболее ранним направлением было материалистическое. Основой всех окружающих человека предметов считалось пять первоэлементов: огонь, вода, земля, металл, дерево. Одним из древних учений был даосизм (школа мудреца Лао-Цзы). В основе лежало учение о Дао, как о принципе, пути, определяющем закономерное развитие и бытие всех вещей. По законам Дао осуществляется генезис природы и человека. В учении Лао-Цзы наряду с наивным материализмом содержатся элементы стихийной диалектики. Большим авторитетом в китайском обществе и культуре пользовалось конфуцианство («Жу-Цзяо») по имени мудреца Конфуция. Необходимо уяснить основные черты этого учения: а) это религиозно-философское и этическое направление; б) оно проповедовало веру в духов, культ предков и семьи, веру в загробную жизнь; в) Конфуций разрабатывал принцип нравственного совершенствования и отстаивал идеи гуманности. Смысл государственного и человеческого существования в утверждении высшей формы этического порядка – великого пути Дао. Важнейшие проявления: гуманность, чувство долга, взаимность, разумность, мужество, собственное достоинство, братская любовь и т.д.; г) конфуцианство разрабатывало идеи о познаваемости мира (источник знаний – сведения, полученные в результате наблюдений). Характерной чертой древнекитайской философии является утверждение универсального дуализма мира, т.е. деление его на два противоположных начала: ян – мужское начало и инь – женское. Они воздействуют друг на друга и на определённой фазе развития взаимопревращаются. При изучении древневосточной философии уясните её роль для последующего развития философской мысли. Обратите внимание на положительную роль восточной философии в развитии культуры, этики, религии.
Темы рефератов
1. Философские школы Древней Индии о человеке и жизни. 2. Формирование философских представлений древних египтян. 3. Веды – памятник древнеиндийской культуры. 4. Учение Конфуция о человеке и воспитании. 5. Социально-экономические и гносеологические предпосылки возникновения философской мысли Древнего мира. 6. Современное значение йоги как философской школы. 7. Гуманистический смысл учения о карме. Проблемно-поисковые вопросы и задания
1. Почему буддизм называют религией спасения? 2. Почему в современном Китае конфуцианство остаётся наиболее авторитетным философским учением? 3. Что позволяет называть древнекитайское государство типичной иерархичной деспотией? 4. Какие пять источников мира и пять явлений природы рассматривает китайская философия? 5. Какие именно идеи локаяты-чарваки, джайнизма и буддизма отличаются от ортодоксальной ориентации школ веданты, мимансы, санкхья, вайшешики? 6. Какая древнеиндийская форма мировоззрения даёт систему избавления человека от страданий? Аргументируйте свой ответ.
Литература
1. Буддизм: история и культура. – М., 1989. 2. Дао и даосизм в Китае. – М., 1982. 3. Курбатов В.И. История философии. – Ростов-на-Дону, 1997. 4. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. – М., 1986. 5. Магомедов А.А. История философии. – Ставрополь, 2000. 6. Философия. /Под ред. Андрейченко Г.В., Грачёва В.Д. – Ставрополь, 2001. 7. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. – М., 2001. 8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
Семинарское занятие №3
|