Н. Кузанский
План
1. Основные черты средневековой философии. Патристика и схоластика. 2. Проблема универсалий в средневековой схоластике. Номинализм и реализм. 3. Философские учения Фомы Аквинского и Августина Блаженного. 4. Философия эпохи Возрождения, ее основные идеи и черты.
Основные понятия: агностицизм, теоцентризм, универсалии, номинализм, реализм, схоластика, патристика, креационизм, христианство, теология, теория «двойной истины», провиденциализм, идея Творения, идея Откровения, томизм, теодицея, пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, экзегетика.
Методические рекомендации к теме
При изучении общей характеристики философии средневековья важно уяснить, что – это эпоха утверждения христианства, особой формы духовной культуры и философии. Господствующим мировоззрением этого периода была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеизма. Объясните сущность таких принципов и понятий средневековой философии, как: провиденциализм, креационизм, теодицея, символизм, откровение, творение. Охарактеризуйте основные направления: патристику (совокупность теологических и философских доктрин первых христианских мыслителей – «отцов церкви»: Тертуллиана, Оригена, Августина Блаженного, Григория Нисского) и схоластику – («религиозно - философское учение, стремящееся рационалистическими, формально-логическими аргументами систематизировать, теоретически обосновать и оправдать догмы христианской церкви» (А. Магомедов «История философии» стр.230). Обратите внимание на периоды, этапы в развитии патристики и схоластики, охарактеризуйте специфику каждого. Изучение второго вопроса начните с уяснения терминов: универсалии, номинализм, реализм. Универсалии – это общие понятия; Реализм – направление, считавшее, что общие понятия существуют реально, независимо от человеческой мысли и речи; Номинализм – направление, противоположное реализму, считавшее, что общие понятия существуют в человеческом разуме, а не самостоятельно, и обозначают вещи, предметы и т.д. Запомните представителей номинализма и реализма. Реалисты: Иоанн Скот, Эриуген, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Номинализм представлен учениями Росцелина. Необходимо учесть, что существовали философы, которые выступали против крайностей номинализма и реализма и выработали так называемое «примирительное», объединяющее учение – концептуализм. Ярким представителем этого учения был Пьер Абеляр. Рассматривая философские учения наиболее ярких представителей средневековой философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского, запомните основные положения и ключевые моменты их воззрений. Аврелий Августин (Блаженный, 354-430) – представитель патристики, основные его работы: трактаты «О граде божием», «Исповедь». Августин – создатель целостного, универсального учения христианского философствования, считал, что задача философии – в переработке учения церкви в форму научной системы. Цель познания в постижении бога через душу. Бог обладает тремя высшими чертами: всемогущество, премудрость, всеблагость. Он - единое совершенное, абсолютное бытие. Человеческий ум должен искать себе опору в божественном откровении. Здесь следует упомянуть известное высказывание Августина: «Верь, чтобы понимать». Обратите внимание на то, что Августина Блаженного волновали вопросы развития истории (трактат «О граде Божьем»), неповторимости человеческой личности. Фома Аквинский является признанным гением, самым авторитетным мыслителем средневековья (1225 – 1274). Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников», или «Сумма философии», «О бытии и сущности», «Университетские споры». Фома Аквинский осуществил грандиозный теолого-философский синтез. Поэтому, главным вопросом для него был вопрос о соотношении веры и разума. Эти два вида знания в его философии не противоречат друг другу, а образуют единство и гармонию. Задача науки – объединять закономерности мира и достигать верных знаний, но она не может проникнуть в область истин, содержащихся в вере. Это может сделать божественное откровение, которое выше разума, но между ними нет противоречий. Философия и наука должны служить богословию, то есть помочь теологии умением оперировать сложной системой категорий. Таковыми, по мнению Фомы Аквинского, являются гносеологические доказательства бытия Бога. Изучив основополагающие принципы философии, попытайтесь понять, как с позиций божественного откровения Фома Аквинский решает следующие проблемы: Ø Бог и Природа; Ø вера и разум; Ø природа человека; Ø общество и история. Целостную картину философии средневековья студент может получить ознакомившись также с учениями Р.Бэкона, который считал, что целью всех наук является увеличение власти человека над природой, а основой познания является опыт. Эпоха Возрождения (Ренессанс) – качественно новый этап в развитии европейской философии. При изучении этого периода важно знать смысл названия данной эпохи, особенности её социально-политической и культурной жизни. Необходимо подчеркнуть экономические изменения в обществе, понять, каким образом они повлияли на формирование новых духовных основ. Далее следует перейти к характеристике философских и научных идей выдающихся деятелей Возрождения: Николая Кузанского, Никколо Макиавели, Мишеля Монтеня, Томмазо Кампанеллы, Николая Коперника, Леонардо да Винчи, Джованни Пико делла Мирандолы. В центр своих исследований эти мыслители ставили проблему духовного творчества, которое касается всех сфер бытия. Философские новации Ренессанса обусловили переход от теоцентризма к антропоцентризму и пантеизму в понимании мира, к признанию творческих способностей человеческого разума, к попытке открытия человеческой личности в ее целостности, к повороту человека к жизненной активности и утверждению веры в себя, интересу к «достижению культуры». Гуманизм находит свое проявление в концепциях «природного человека» в творениях Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Лоренцо Валла. Осмыслите гуманистический пафос философско-онтологических концепций человека как центра космической иерархии бытия у Н. Кузанского, идеи свободы воли у Н. Макиавелли, утопических концепций Т. Мора, Т. Кампанеллы. Оформление реформаторского движения и его идеологии связано с деятельностью Я. Гуса, М.Лютера, Ж. Кальвина, Я. Бёме. Темы рефератов
1. Основные черты средневековой философии. 2. Диалог веры и разума в учениях Ф. Аквинского. 3. Философское творчество Августина Блаженного. 4. Проблема свободы воли в христианской философии. 5. Авиценна – выдающийся мыслитель средневековья. 6. Фома Аквинский – основоположник томизма. 7. Учение о человеке и душе в философии Фомы Аквинского. 8. Гуманистические традиции философии Возрождения. 9. Пантеизм Джордано Бруно. 10. Антропоцентризм – основной принцип философии и мировоззрения Возрождения. 11. Философские взгляды и творчество Леонардо да Винчи. 12. Философия Н. Кузанского. 13. Космологическое учение Н. Коперника.
Проблемно-поисковые вопросы и задания
1. В чем проявляется теоцентризм мировоззрения средневековья? 2. Августин Блаженный сказал: «Что такое время? До тех пор пока меня об этом не спрашивают – я понимаю, но как только я хочу дать ответ, то загоняю себя в глухой угол». Что имел ввиду философ? 3. Как Вы можете объяснить слова Августина Блаженного: «Бог лучше познается неведением»? 4. Является ли номинализм средневековья шагом назад по сравнению с материализмом античности? 5. Можно ли соотносить реализм с идеализмом, а номинализм с материализмом? Аргументируйте свой ответ. 6. Попытайтесь доказать бытие Бога, используя аргументы схоластов. 7. В чем заключается философский смысл заповедей Христа? 8. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность? 9. Абсолютизация разума: благо или иллюзия? 10.Средневековая культура была определенным этапом в человеческой истории. Стоило ли возвращаться в античность в эпоху Возрождения? 11.«Salus populi suprema lex» (благо общества – высший закон). А как с человеком? 12.Как вы думаете, о чем говорил Монтень: «Она заставляет нас изменять себе, предавать себя и самому же себе вредить. Даже когда нет свидетеля, она выдает нас против нашей воли»? 13.Почему доминирующим аспектом философии Возрождения является эстетический? Приведите примеры. 14.Почему в искусстве Возрождения большинство сюжетов взяты из Библии? Назовите произведения и их авторов.
Литература
1. Введение в философию. Учебник / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Т.1. 2. Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М., 1990. 3. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000. 4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979. 5. Скирбек Г., Гилье М. История философии. – М., 2000. 6. Спиркин А.Г. Философия. – М, 1999. 7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001. 8. Философия Учебное пособие / Под ред. Андрейченко Г.В., Грачева В.Д. - Ставрополь, 2000. 9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.
Семинарское занятие №5
|