Методические рекомендации к теме. При изучении первого вопроса темы следует уяснить предпосылки становления марксизма, обозначить особенности противоречий капитализма 30–40 годов XIX века
При изучении первого вопроса темы следует уяснить предпосылки становления марксизма, обозначить особенности противоречий капитализма 30–40 годов XIX века, вспомнить политические выступления пролетариата того периода в Европе и показать влияние революционной борьбы на формирование социально-политических взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса. Что касается теоретических источников философии марксизма, здесь речь должна идти о достижениях всей предшествующей мировой философии, прежде всего, немецкой классической (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах). Важно подчеркнуть прогрессивную роль и ограниченность гегелевской диалектики и антропологического материализма Л. Фейербаха, обратить внимание на идеи французского утопического социализма и английской политической экономии. Созданная К. Марксом и Энгельсом философия отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Это отличие проявляется в единстве философских идей с политико-экономической и социально-практической сторонами марксистского мировоззрения. Для того чтобы понять гуманистический смысл марксистской философии (второй вопрос) и место в европейской духовной традиции, следует остановиться на её основных положениях, одним из которых является проблема отчуждения, освещённая К.Марксом в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Проблема отчуждения человека была уже глубоко разработана в немецкой классической философии Г. Гегелем и Л. Фейербахом. К. Маркс выдвинул материалистическую идею, которая является основой для понимания любого вида отчуждения, за исключением религиозного, идею об экономическом отчуждении (отчуждённый труд). Преодолеть отчуждение можно только практическим способом, основой которого является снижение отчуждённого труда, превращение его из принудительного в свободную деятельность человека. Именно тут К. Маркс стал на позиции ликвидации частной собственности и начал осмысливать теоретическое обоснование необходимости превращения её в собственность всего общества. В третьем вопросе необходимо усвоить, что в марксизме материализм впервые в истории философии был связан с диалектической теорией развития, с знанием основных законов развития природы, общества и человеческого мышления. Материализм был распространён и на сферу общественных отношений, было определено принципиальное отличие и зависимость сознания людей от их бытия. Марксизм создал новую концепцию социального бытия, в котором практика выступает как наиболее глубокая основа и характеристика человеческой сущности. Обратите внимание на понимание марксизмом истории и общества, объясните сущность общественных форм (формаций), которые определяются по ведущему типу организации материального производства. Анализ исторических типов общества дополните выводами о внутренней организации общества. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали диалектико-материалистическую теорию, благодаря которой они объясняли развитие природы и общества. Изучите работы Ф.Энгельса «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы», в которых, посредством анализа достижений современных наук, автор объясняет, как проявляются законы и категории диалектики в природе, обществе, духовном творчестве. При изучении ленинского этапа философии марксизма (четвёртый вопрос) важно уяснить, что В.И.Ленин (1870 – 1924) – автор многочисленных работ по проблемам теории марксизма и борьбы за социализм. Собственно философские идеи В.И. Ленин изложил в работах «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради». Изучите основное направление философского учения В.И. Ленина, выражено в следующих тезисах: Ø познание есть отражение в сознании человека объективной реальности (материи); Ø познание – предмет конкретно-научных исследований; Ø признание материи объективной реальностью. В.И. Ленин отстаивает диалектический принцип мышления, диалектический подход ко всем явлениям общественной жизни. Познакомьтесь и дайте анализ учений В.И. Ленина о национальном вопросе. Изучите основные принципы политической философии В.И. Ленина. В пятом вопросе необходимо уяснить основные пути эволюции марксизма. На территории России, в связи с установлением сталинской идеологии, наметились тенденции искажения и вульгаризации, элементы упрощения марксизма. Большое негативное влияние на развитие философии оказали сталинские репрессии. Постарайтесь путём анализа противоречий в духовной культуре советского государства дать оценку таким явлениям, как: нетерпимость, идеология гиперкритицизма в отношении предшествующей философской культуры. Обобщая материал этого вопроса, необходимо уяснить, что отрицание исторического значения философских достижений К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей также безосновательно, как и провозглашение их идей «единственной научной философией». В Западной Европе и США в XX веке наблюдается тенденция критического отношения к официальному марксизму-ленинизму СССР и обновления марксизма путём постановки в центр внимания человека (гуманистический неомарксизм: Д. Лукач, К. Корш, А. Грамши) или путём придания более строгого и действенного характера марксистской теории (сциентистский неомарксизм). Обратите внимание на школы в указанных направлениях. Так в гуманистическом неомарксизме выделяют: а) франкфуртскую школу (В.Беньямин, А.Шмидт, Ю.Хабермас), основная тема: реконструкция исторического материализма на основе коммуникативного действия. Обратите внимание на идеи Г. Маркузе, который исследует «одномерного» человека – конформиста с потребностями, деформированными капитализмом. б) фрейдомарксизм (В.Райх) анализирует деформации психической структуры личности, вызванные репрессивным воздействием общества; экзистенциалистский марксизм (А.Лефевр, Р.Гароди, Э.Фишер, А. Шафф); в) феноменологический марксизм Э. Пачи и «философия надежды» Э.Блоха. Сциентистское направление в противоположность гуманистическому стремится разработать марксистское учение об обществе как конкретную науку. Проанализируйте следующие течения: а) «структуралистский», или научный марксизм Л.Альтюсера; б) аналитический марксизм Дж.Коэна. Важно учесть тот факт, что в отечественной философии 60-80 годов XX в. и в настоящее время разрабатываются идеи гуманистической интерпретации марксизма, учитывающие традиции русской философии конца XIX – первой половины XX веков.
|