Философским проблемам, русский способ их переживания
И обсуждения. Б.П. Вышеславцев План 1. Формирование и развитие русской философии. 2. Русская философия ХVIII – XIX веков: - просветительские идеи в русской философии; - первые философские течения. 3. Русская философия конца XIX – начала ХХ веков: - русская религиозная философия; - русский космизм. 4. Философия всеединства Вл.Соловьёва, персонализм Н.Бердяева. 5. Русская философия послеоктябрьского периода.
Основные понятия: христианизация, мессианство, «русская идея», «корпускулярная философия», русский менталитет, историософия, западничество, славянофильство, народничество, почвенничество, философия всеединства, «цельное знание», «богоискательство», нигилизм, космизм, ноосфера, марксистско-ленинская диалектика, духовный ренессанс, теософия.
Методические рекомендации к теме
При подготовке к семинарскому занятию по русской философии, прежде всего, обозначьте истоки и социокультурные условия её формирования. Обратите внимание на то, что русская философия с момента её зарождения была занята вопросами о смысле и целях истории, главной темой её был человек, его судьба и жизнь. Русская философия глубоко духовна, она попыталась осветить вопрос о национальных особенностях русской души. Ценность русской философии в том, что она, самобытная по своей сути, формировалась под влиянием достижений мировой философии. Вспомните связь русской философии с культурным наследием Византии, языческой Русью. В первом вопросе рассмотрите основные периоды начального этапа русской философии (древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода). Отличительной особенностью этого периода философии России является отсутствие самостоятельного статуса и ее вплетённость в «ткань» религиозного мировоззрения. Русская философия возникла в Киевской Руси, была тесно связана с процессом христианизации (988г.). Важно запомнить следующее: Ø в этот период развитие философии идет через развитие всей русской культуры; Ø появляются первые попытки осмысления судеб человечества и русского народа (митрополит Илларион «Слово о Законе и благодати…», Владимир Мономах «Поучение»); Ø происходит идеологическое оформление национального самосознания русского народа (Филофей и его историософская доктрина «Москва – третий Рим»); Ø формируются учения о добре, справедливости, ответственности перед народом (учения Максима Грека, Нила Сорского, протопопа Аввакума). Начиная с XVII века, философия развивается в сторону секуляризации (освобождения от церковного влияния) благодаря интенсивному проникновению западноевропейской науки, просветительских идей. Во втором вопросе уясните специфику русской философии XVII – XIX веков. Подчеркните значение для развития духовной культуры открытие в 1755 году Московского университета (с этого периода философия освобождается от влияния церкви). Объясните смысл научной и философской деятельности Феофана Прокоповича, В.Н.Татищева, А.Д.Кантемира. Подробно остановитесь на учениях М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева. М.В.Ломоносов (1711-1765) заложил основы материалистической традиции, явился создателем «корпускулярной философии», основанной на атомистическом учении, дал определение материи («Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»). Важно уяснить, что в целом его философия носит деистический характер (стремление примирить естественнонаучное и теологическое объяснение мира и признание Бога-творца). А.Н.Радищев (1749-1802) впервые провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в светской общественной мысли. Обратитесь к его известной книге «Путешествие из Петербурга в Москву». К XIX веку в русской философии складываются самостоятельные философские учения и направления. Назовём следующие: Ø шеллингианство (Д.М.Велланский, И.И.Давыдов, М.Г.Павлов); Ø историософия П.Я.Чаадаева; Ø славянофилы (А.С.Хомяков, Ю.Ф. Самарин, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков); Ø западники (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, К.Д.Кавелин, В.Г.Белинский); Ø антропологизм Н.Г.Чернышевского; Ø народничество (Н.Г. Михайловский, П. Лавров, П.Н. Ткачёв, М.А. Бакунин); Ø почвенники (А.А.Григорьев, Н.Н.Страхов, Ф.М.Достоевский); Ø социально-философское учение Н.Я.Данилевского. Существование различных, зачастую противоположных, учений и течений демонстрирует плюрализм подходов и решений основных философских проблем. Разберитесь, в чём противоположность взглядов западников и славянофилов на путь развития и предназначение России, почему в XIX веке были привлекательны идеи народников по созданию идеального общества, в котором должно обеспечиваться всестороннее развитие личности. Изучите глубину и религиозный характер идеи «национальной почвы» как основы социального и духовного развития России. Обратите внимание на серьёзный вклад в развитие русской и европейской антропологической философии творчества Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Проанализируйте романы Ф.М. Достоевского «Бесы», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» с точки зрения философского мышления. Найдите в них подтверждение основным философским идеям: человек – это догадка, он весь соткан из противоречий, главным из которых является противоречие добра и зла. Два начала: Божественное и дьявольское изначально уживаются и борются в человеке. Оцените глубоко гуманистические учения Л.Н.Толстого, проникнутые поиском человеческой правды и смысла жизни. Обратите внимание на социально-философские идеи Н.Я.Данилевского, которые в значительной степени предвосхитили концепцию О. Шпенглера. В конце XIX – начале ХХ века (третий вопрос) в русской философии формируются антропологические религиозные теории («философия всеединства») и оригинальное учение, сопряжённое с развитием естествознания и техники (русский космизм). При рассмотрении русской религиозной философии укажите на её особенности. Начните с объяснения термина «всеединство». Для этого обратитесь к учебнику А. А. Магомедова «История философии». Основоположниками философии всеединства являются: Н.Ф.Фёдоров, Вл.Соловьёв, Н.Бердяев. Позже философскую традицию всеединства (сближение Бога и Мира, соединение религии, науки и морали) продолжили братья Трубецкие, С.Н.Булгаков, Л.Н. Карсавин, П.Флоренский, Л.Шестов, В.Розанов. У истоков религиозной философии стоял Н.Ф.Фёдоров, в учениях которого соединены религиозный мистицизм и вера в силу и мощь науки. Проанализируйте его учения о достижении всеобщего братства в мире посредством любви, а также значимость тезиса: «Важно жить не для себя или для других, а со всеми и для всех». Особое место в русской философии занимает учение П.А.Флоренского (1882-1937). Познакомьтесь с его жизнью и творчеством, обратите внимание на то, что он был универсально образованным человеком, «русским Леонардо да Винчи». П.А. Флоренский развивал идеи «философии всеединства»: стремился обосновать её не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями. Объективный мир П.А. Флоренский рассматривал как проявление неких исконных духовных и одновременно материальных, прерывных и непрерывных структур, выступающих в качестве первичных символов и организующих природу и культуру в формах «всеединства». При характеристике космизма отметьте его основные методологические установки и признаки, укажите на его роль в развитии отечественной науки. Принято выделять религиозно-философский или теологический космизм (В.Фёдоров, Вл.Соловьёв, Н.Бердяев) и естественно-научный (К.Циолковский, Н.Умов, А.Чижевский, В.Вернадский). Общим для них было признание мира и космоса как единого целого, а человека – в неразрывной связи с космосом. В четвёртом вопросе важно уяснить основные черты философских идей выдающихся русских философов В.С.Соловьёва (1853-1900) и Н.А.Бердяева (1874 -1948). Изучите и проанализируйте следующие положения философии Вл.Соловьёва. Обратите внимание на то, как философ видит всеединство в онтологии, гносеологии, этике, религии: Ø стремление к целостному синтезу философии, теологии и науки. Ø объяснение с позиции всеединства идеи Бога. Бог как абсолютное надприродное начало, единственным доказательством бытия является вера. Бог не отстранён от действительности, жизни. В совокупности с ней образуется единый организм. Ø понимание мирового развития. Принцип всеединства раскрывается в сближении космического и божественного начал. Развитие проходит следующие эпохи: звёздная, планетарная, возникновение жизни. Ø в гносеологии всеединство выражается в создании «цельного знания». Важно понять специфику философской проблемы добра и зла, объяснить значение теодицеи (оправдание бога) и агатодицеи (оправдание добра), проанализировать учение о русской идее. Главной чертой философии Н.Бердяева является глубоко гуманистический смысл. Сквозь призму интерпретации сущности человека, свободы Далее рассмотрите концепцию творчества и свободы, социальную концепцию (теория мессианства), периодизацию Н. Бердяевым истории общества (дохристианский этап, эпоха Возрождения, Новое время), взаимоотношение философии и религии («Религия есть жизненная основа философии и религии, религия питает философию реальным бытием»). Отметьте ценность учения о «русской идеи» для возрождения духовности в современной России. Послеоктябрьский период (пятый вопрос) в развитии философии рассмотрите в связи с революционными преобразованиями в России, обозначьте главные события, повлиявшие на развитие философии и духовной культуры в целом. Обратите внимание на то, что в 20-30-е годы XX в. философия марксизма становится официальной идеологией, единственно научными становятся положения диалектического и исторического материализма. 50-е и 60-е годы XX в. характеризуются обращением философов к культуре Запада и определёнными новациями в интерпретации актуальных философских проблем. Конец 80-х годов XX в. вплоть до наших дней можно охарактеризовать как период духовного ренессанса. Обозначьте основные вехи и суть философии советского периода.
|