И.В. Гёте
План
1. Общая характеристика немецкой классической философии и её место в истории философии. 2. Критическая философия Канта. 3. Идеалистическая философия Фихте и Шеллинга. 4. Объективный идеализм Гегеля. 5. Антропологический материализм Фейербаха.
Основные понятия: субстанция, движение, «вещь в себе», агностицизм, Абсолютная Идея, трансцендентальное, Абсолютный Дух, самосознание, антиномии, трансцендентное, априорное знание, апостериорное знание, тождественность.
Методические рекомендации к теме
Рассмотрение первого вопроса следует начать с анализа социокультурной ситуации в Германии XVIII-XIX вв., выяснить специфику и показать особенности ее отражения в философских системах немецкой классической философии. Назовите основные этапы в развитии немецкой классической философии и укажите на их черты. Изучая философские взгляды Иммануила Канта (1724 – 1804), важно осмыслить основные положения его теории познания, разобраться в сущности этических и социально-политических взглядов. Изучите следующие работы Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способностей суждения», «Пролегомены ко всякой будущей метафизике». В философских трудах Кант выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемости «вещи в себе» и познанных явлениях, которые создают сферу бесконечного возможного опыта. Условием познания, по Канту, являются общезначимые априорные формы, которые упорядочивают хаос ощущений. Философия, согласно его учению, призвана определить высшие цели человеческого разума: поиск истины и высших нравственных ценностей. Отсюда и его трактовка высшего морального закона (категорического императива) как требования видеть в человеке не средство, а самоцель («поступай так, чтобы максима твоей воли стала основой всеобщего законодательства»). Рассматривая философию Канта, уясните основные проблемы докритического и критического периодов его творчества. Первый связан с исследованием природы: гипотеза о происхождении Вселенной из газовой туманности, обоснование зависимости вращения Земли от приливов и отливов, обоснование представлений о природном происхождении рас, т.е. признания самого факта объективной диалектики мира. В другом периоде Кант разрабатывает проблемы познания и этики. Важно обратить внимание на априоризм и агностицизм Канта, его концепцию антиномий, где, столкнувшись с противоречивостью самого познания и мышления, он был вынужден стать на путь ограничения разума и подчинённости его вере. При изучении третьего вопроса важно уяснить, что Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) видел основную задачу своей философской системы в обосновании свободы и активности с позиций последовательного субъективного идеализма. В связи с этим, обратите внимание на трактовку абсолютного субъекта («Я»), деятельность которого объявляется единственным источником всего сущего. Здесь в идеалистической форме выражена идея о примате практической деятельности в процессе познания. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя. Познакомьтесь с работами Фихте: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «О назначении учёного», «Основы естественного права». Рассматривая философию Фридриха Вильгельма Иосифа Шеллинга (1775 – 1854), следует отметить, что познать мировой процесс, по Шеллингу, можно лишь посредством интеллектуальной интуиции как единства сознательной и бессознательной деятельности. В отличие от Фихте, Шеллинг развивает систему объективного идеализма. Природа в его философии порождена мировым духом, не связанным с индивидуальным сознанием. Философские идеи Шеллинг изложил в работах: «О возможной форме какой-либо философии вообще», «О «Я» как принципе философии вообще», «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831). Наиболее выдающиеся из его работ следующие: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук» («Наука логики», «Философия природы», «Философия духа»), «Философия права», «Лекции по философии истории», «Лекции по эстетике», «Философия религии». Следует запомнить, что философия Гегеля – в высшей степени рационализированный и логизированный объективный идеализм. Величайшая заслуга Гегеля – разработка диалектического метода. Обратите внимание на то, что диалектика Гегеля – это диалектика понятий, истолкованных идеалистически. Саморазвитие понятия – источник развития природы, общества и человеческого мышления. Гегель делает вывод, что «сознание не только отображает действительность, но и творит её». Исходным пунктом философии Гегеля является тождество мышления и бытия. В основу всего сущего Гегель положил Абсолютную идею, мировой разум (обожествлённое безличное надчеловеческое сознание, мысль, мыслящая самое себя). Познать мир можно лишь посредством обобщения всего богатства человеческого знания, накопленного мировой историей. Высшей формой познания выступает рациональное познание на основе диалектической логики. Обратите особое внимание на гегелевскую характеристику основных законов, категорий, принципов диалектики. Запомните, что Гегель явился создателем целой философской системы, составляющие элементы которой можно представить следующей схемой:
|