Система Гегеля. а) бытие (качество, количество, мера)
1. «Наука логики» а) бытие (качество, количество, мера) б) сущность (противоречие, случайность и необходимость, достоверность и действительность) в) понятия (субъективность, объективность, идея) 2. «Философия природы» а) механика (пространство, время, движение, материя) б) физика (физические и химические свойства тел) в) органическая физика (жизнь как непосредственное существование идеи) 3. «Философия духа» а) антропология (душа в облике человека) б) феноменология (сознание отделяет себя от телесного) в) психология (дух подчиняет себе внешний мир) При изучении пятого вопроса обратите внимание на то, что, в отличие от своих предшественников, Людвиг Фейербах (1804 – 1872) берёт за основу философии самого человека как «Я по отношению к другому Я», реальную сущность, реальный субъект как часть природы. Понимание морали Фейербахом основано на чувствах, главным из которых является любовь: «Люди, спешите делать добро ради любви к ближнему». В заключение рассмотрите влияние немецкой классической философии на дальнейшее развитие мировой и отечественной философии.
Темы рефератов
1. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии. 2. Этика Канта и его учение о категорическом императиве. 3. Проблема свободы человека в философии Фихте. 4. Идеи развития в философии Гегеля. 5. Людвиг Фейербах – основоположник антропологического материализма. 6. Учение о христианстве в трудах Л.Фейербаха. 7. Философское осмысление любви Л.Фейербахом. 8. Антиномии Канта: знание или вера? 9. Натурфилософия и учение про интеллектуальную интуицию Шеллинга.
Проблемно-поисковые вопросы и задания
1. Какой вывод можно сделать из приведенной цитаты И. Канта: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они пригодились для любых целей, которые могут появиться, не зная при этом, которые из них станут твоими?» 2. «Философия и есть учение, которое может избавить человека от бесконечного множества конечных целей и намерений и сделать её равнодушной к ним таким образом, чтобы ей и на самом деле было всё безразлично, существуют подобные вещи или нет». Какова специфика понимания Г. Гегелем философского учения? 3. Исходным пунктом взглядов Л. Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал человека, а человек – Бога». На каких мировоззренческих принципах базируется это утверждение? 4. Почему свою философию Л. Фейербах назвал антропологией? 5. Какое значение для современного кризисного состояния культуры имеет следующая идея Л. Фейербаха: «Человек осознаёт, что сердце, любовь есть высшая абсолютная сила и истина и усматривает у бога не только закон, моральную сущность и сущность разумную, но главным образом, чистосердечную, субъективно-человеческую сущность»? 6. Как вы понимаете тождество мышления и бытия? 7. В чём вы видите основное достоинство идеализма Гегеля? Литература
1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. /Под общ. ред И.Т. Фролова. – М., 1989. ч I. 2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986. 3. История философии: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.М. Манельман и др.– М., 1997. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс- М., 1996. 5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. – М., 1989. 6. Радугин А.А. Философия. – М., 1997. 7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1994. – Т.З. 8. Спиркин А.Г. Философия. – М., 1998.
|