Из истории вопроса
" Золушка" психологии. В первой половине XIX века, когда, по замечанию английского психолога Джемса, " вся работа по изучению эмоций сводилась к почтительному составлению каталогов", настроение еще не нашло своего законного места в создаваемых психологами классификациях эмоциональных явлений. В лучшем случае представители органической школы в психологии (Спенсер, Маудсли, Бэн, Джемс, Ланге, Рибо) высказывали смутные догадки о происхождении " неустойчивых и безотчетных" настроений из биологических недр организма. Но дело не только в этом. Сами явления эмоциональной сферы психики не получили тогда всестороннего научного объяснения. От биологизма и органицизма к изучению физиологических основ эмоций. Одной из первых попыток решения вопроса о природе эмоциональных движений явилась натуралистическая концепция Дарвина. Развитая Спенсером и Рибо, эта концепция рассматривала эмоции лишь в ретроспективном плане как признаки животного происхождения человека, как рудиментарные, заторможенные инстинктивные реакции. Такая трактовка давала повод считать эмоциональную сферу вырождающейся областью психики. Это явно противоречило действительному многообразию человеческих эмоций и их постоянному обогащению. Необходимость объяснить живучесть эмоциональных явлений привела к психологическим опытам Ланге и Джемса, которые пытались раскрыть природу эмоций в органических реакциях, сопровождающих их движение. Однако, как показали в дальнейшем эксперименты Кен-нона, гуморальные изменения лишь сопровождают движение эмоций, но не являются специфическими для них, не объясняют их многообразия [1]. Кризис концепций органической школы в психологии дал толчок дальнейшим поискам. Наметились новые аспекты исследования природы эмоций (физиологический, " глубинно-психологический" и социальный). Русскими физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым были определены физиологические основы эмоциональных явлений. По мнению И. П. Павлова, физиологической основой элементарных эмоций является прирожденная, безусловно-рефлекторная подкорковая деятельность. Более же сложные переживания связаны с условно-рефлекторной деятельностью коры и имеют своей основой изменения динамического стереотипа. Рационализм и иррационализм в понимании природы эмоций. Кризис концепций органической школы еще более усилил позиции и тех психологов, которые стремились объяснить одни психические явления другими компонентами психики. В противовес органическому направлению в психологической науке еще больше развились представления об относительно самостоятельной роли психических факторов. Широкое распространение получила в философии и психологии конца XVIII и первой половины XIX в. рационалистическая, гербартианская трактовка эмоций, рассматривающая их как смутные состояния сознания (представления) в отличие от определенных состояний сознания (воли). Однако рационализм был не в состоянии объяснить природу и механизм формирования эмоциональных явлений. Как реакция на него возникла иррационалистическая трактовка эмоциональной сферы психики. Наиболее выпукло иррационализм в подходе к проблеме эмоций был выражен в концепции австрийского психиатра 3. Фрейда. В сравнении с предшествующей атомистической психологией, расчленяющей личность на отдельные свойства, и органической школой, игнорировавшей относительную самостоятельность психологических закономерностей, подход Фрейда и его учение о механизме формирования переживаний были более содержательны. Но Фрейд абсолютизировал значение бессознательного компонента, и прежде всего полового влечения, в формировании настроений личности. Для психосоциологов конца XIX века (Гартман, Тард, Ле-бон, Михайловский и др.) характерна попытка истолковать природу настроения не столько как свойство личности, сколько как явление массовой психологии. Первый опыт экспериментального исследования настроений и их динамики. В последней четверти XIX и первой четверти XX века были предприняты первые теоретические и экспериментальные попытки исследования настроений Они шли сразу по двум направлениям: во-первых, в плане определения физиологической и, во-вторых, психологической природы настроений. Русский психолог-клиницист П. П. Викторов предпринял попытку раскрыть физиологическую природу настроений как результат деятельности мозга. Он рассматривал, например, суточные колебания настроений личности как результат активизации корковой деятельности мозга днем, а подкорковой — ночью. Этим, по мнению П. П. Викторова, объясняется преобладание подсознательных настроений подкоркового происхождения ночью и ясных, осознанных настроений коркового происхождения днем [2, с. 60]. Подход выдающегося невропатолога, психиатра и психолога В. М. Бехтерева и его учениц (Карамзиной, Суховой и Оси-повой) был первоначально несколько отличен от чисто физиологического направления в психологии, поскольку задачей их исследования было определение преимущественно психологических законов функционирования и динамики настроения. В близком к этому направлении работали одновременно правовед Л. И. Петражицкий и врач и литературный критик Л. Н. Войтоловский. Однако, несмотря на известную общность подхода к изучению настроения как явления психического порядка, само понимание природы и сущности настроения у В. М. Бехтерева, Л. И. Петражицкого и Л. Н. Войтоловского было различным. Л. И. Петражицкий определял настроение как " длительное переживание некоторых не особенно сильных эмоций" [3, с. 259]. Л. Н. Войтоловский же считал, что настроение является не самим переживанием, а эмоциональной окраской переживаний, при этом окраской душевных переживаний вообще, а не только переживаний некоторых эмоций, как считал Л. И. Петражицкий. " Настроение, — писал Л. Н. Войтоловский, — это показатель душевного самочувствия. Некий эмоциональный колорит, в который окрашены в каждый данный момент наши душевные переживания" [4, с. 6]. Определение Л. Н. Войтоловского было шире, поскольку оно не ограничивало сферы настроений только длительным переживанием эмоции. Но и оно было неполно, поскольку сводило роль настроения лишь к окраске переживаний. Более обобщенное определение предлагал В. М. Бехтерев, который рассматривал настроение как " нервно-психический тон", т. е. общий тон самочувствия в каждый данный момент, вызываемый совокупностью органических ощущений и душевных движений [5]. Исследуя влияние настроений на скорость зрительных реакций, В. Н. Осипова сопоставляла настроение с некоторыми эмоциональными явлениями и указывала на место настроения в их структуре. Ценной представляется высказанная ею мысль о том, что настроение может выступать в двух видах: как в качестве локализованного, так и в виде разлитого эмоционального состояния. " Иногда, — пишет В. Н. Осипова, — настроение при внимательном самонаблюдении разлагается на целый ряд едва уловимых ощущений и чувствований, а иногда оно может вызываться и одним сильным душевным движением — эмоцией или аффектом, которое оттесняет, заслоняет собой все остальные ощущения и эмоции..." [6, с. 4].
|