Студопедия — Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения






 

Понятие моды. Мода относится к числу наиболее распро­страненных и динамичных явлений социально-психологическо­го общения.

Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая пре­имущественно стихийно под влиянием доминирующих в обще­стве настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений.

Мода — не только одна из специфических форм массово­го поведения людей, но и своеобразный социально-психологи­ческий механизм человеческого общения, придающий ему высокую подвижность, заряд разнообразия и перемен.

Природа непостоянства моды достаточно многогранна. Она связана как с переменами условий человеческой жизнедеятельно­сти, особенно ростом предметно-производительной активности людей, так и с ростом их внутренних, социально-психологичес­ких потребностей.

Социальные факторы динамизма как специфического свой­ства моды.

Все, кто писал о моде, отмечают ее способность к измене­ниям, динамизм, постоянное стремление к новизне и мимолет­ность. Динамизм, ветреный характер моды был отмечен в свое время Вольтером, но касался мод высшего, аристократическо­го общества. У крестьян были свои обычаи, свой традицион­ный наряд, а буржуазия еще мало подчинялась моде и только изредка подражала аристократии.

С ускорением изменений в социально-экономических ус­ловиях жизни, под влиянием социального и научно-техническо­го прогресса происходит ускорение темпов изменения в самой моде. На это в свое время обратил внимание один из родона­чальников немецкой социологии — Г. Зиммель.

С возникновением " нетерпеливого" темпа современной жизни, отмечал он, мода становится одновременно и началом, и концом, и новизной, и мимолетностью, " бытием и небыти­ем", постоянно находясь на водоразделе прошлого и будуще­го. " Нечто одинаково новое и быстро распространившееся в жизненной практике не называют модой, если верят в его проч­ность и рациональную обоснованность; только тот назовет это модой, кто убежден, что данное явление так же исчезнет, как и пришло" [13, с. 42—43].

Исходя из положения о том, что мода оказывает влияние на экономическую жизнь и определяет потребление, В. Зомбарт показал воздействие моды на изменение формы потребления. " По отношению к экономической жизни, — писал он, — нужно принять во внимание главным образом два явления, неизбежно сопутствующие моде: 1) создаваемую ею изменчивость и вме­сте с тем 2) единообразие форм потребления, вызываемое, не­сомненно, всякой модой" [18, с. 336]. Исходя из этого, Зомбарт дает определение моды: всякое изменение вкусов, ведущее к преобразованию потребления в течение жизни одного поколе­ния, есть " мода".

Эпохальные особенности моды. По Зомбарту, мода в бур­жуазном обществе в отличие от мод прежних эпох характери­зуется тремя особенностями:

1) необозримое множество предметов потребления, подле­жащее влиянию моды (это многообразие создается благодаря громадному обогащению мира товаров);

2) проявляющаяся лишь в наше время абсолютная всеобщ­ность моды (сущность современной моды — охват всего куль­турного мира, не ограничиваемого никакими территориальными или сословными рамками);

3) бешеный темп изменчивости моды, вызванный конку­ренцией предпринимателей, которые вынуждены ради своего успеха производить товары не лучше и дешевле, а в ином, из­мененном виде.

Современная мода, говорил Зомбарт, " любимейшее дитя капитализма" [18, с. 350] — она возникла из самой его сущнос­ти и выражает его самые характерные особенности. К харак­терным особенностям развитого капитализма Зомбарт относил: а) частую смену предметов спроса; б) ускорение, а вследствие этого и сокращение каждого отдельного акта пользования, ког­да происходит интенсификация удовлетворения потребностей; в) коллективизацию в удовлетворении спроса [19, с. 91—103].

По мнению Зомбарта, причина изменения привычек по­требления кроется не столько в новой технике производства товаров и удешевлении их, сколько в изменении условий жиз­ни. Вместе с видоизменением техники и внешних условий жиз­ни выросло новое поколение людей, стремящихся даже в обстановке своей жизни выразить " неутомимость и беспокой­ство своего внутреннего " я". " Мы, — писал Зомбарт, — жела­ем перемен в предметах нашего потребления. Наши нервы раздражает, если мы принуждены видеть на себе и на окружа­ющих нас все одно и то же платье. Людьми овладела потреб­ность к переменам, которая нередко даже вырождается в грубость при обращении со своими старыми вещами" [18, с. 334].

Таким образом, ускорение хода экономических изменений, а вместе с ним и изменений в образе жизни людей сказывается, по Зомбарту, на психическом состоянии человека, создает по­требность в постоянном обновлении предметной и духовной среды. А это, в свою очередь, опять ведет к ускорению и со­кращению циклов производства и потребления материальной и духовной продукции.

Социально-психологические механизмы моды. Будучи универсальным механизмом массового общения мода вместе С тем сама подчиняется действию ряда социально-психологичес­ких механизмов коммуникативного поведения людей. Таких ос­новных механизмов два — это уподобление и обособление.

Прежде всего, различие и даже противоположность назван­ных выше двух типов влияния и отражения влияний в процессе общения — негативистского и конформистского — вовсе не оз­начает, что в жизни они существуют в обособленном друг от друга виде. В ряде социально-психологических явлений, напри­мер в таких, как мода, они могут вполне уживаться. Действи­тельно, что такое мода и каков ее социально-психологический механизм?

В моде реализуется механизм уподобления, идентифика­ции людей, придерживающихся одной какой-либо моды. Стоит ли за этим только конформистский тип поведения личности, ее неспособность устоять перед диктатом и впечатляющей силой какого-то повального увлечения — это уже другой вопрос.

По-видимому, конформность личности — развитое в ней чувство не выделяться из других, быть такой же, как и все, и т. д. — объясняет лишь те случаи подчинения моде, когда после­дняя уже успела захватить значительные массы людей. А как быть в тех случаях, когда новая мода еще только зарождается? В таких случаях, вероятно, сильнее действует уже не столько механизм уподобления (быть таким же, как те немногие, кото­рые отличаются от других), сколько механизм обособления, вы­деления себя из основной массы людей. Последний может проявляться как в совершенно стихийной, малоосознаваемой, так и более или менее отчетливо идейно-очерченной форме.

Примером первого могло служить битничество за рубе­жом. Манера неопрятно одеваться, не бриться, не причесывать­ся, вести себя шумно, вызывающе являлась своеобразной формой стихийного и во многом бессознательного протеста части молодых людей капиталистических стран против соци­альной несправедливости, социальной неустроенности, отуп­ляющего однообразия жизни и ее бесперспективности.

Но в моде есть не так уже мало места и для сознательного выбора форм поведения. Заразительность и подражание могут объяснить однообразие в манере одеваться, вести себя опреде­ленным образом. Однако этим не объяснишь, почему одни люди ориентируются только на моду в одежде, в то время как дру­гие — на моду в духовной сфере (модная постановка, модный роман, даже модное направление в науке). Здесь, видимо, как раз и проявляется сознательный выбор человеком той или иной материальной или духовной ценности, на которую и стоило бы ориентироваться в первую очередь.

Противоречивость моды. Уже в действии отмеченных выше социально-психологических механизмов общения (уподобления и обособления) заложена противоречивая при­рода моды.

С одной стороны, мода, подобно привычке, обычаю и нравам, представляет собой определенный образец поведения, который обладает высокой степенью устойчивости и сопро­тивляемости в пределах своего существования. Мода обла­дает большой силой санкционирующего воздействия на поведение, вкусы и систему ценностей различных социальных групп. Мода, как и обычай, представляет собой определен­ный образец поведения в рамках социальной группы, нару­шение которого вызывает негативные оценки.

Вместе с тем мода — достаточно динамичный феномен, который в отличие от более устойчивых образцов поведения, какими являются нравы и обычаи, не оформляется и не закрепятся сколько-нибудь надолго в качестве необходимого атри­бута официальной структуры социальной организации.

Мода как форма нетрадиционного поведения. Мода являет­ся формой нетрадиционного поведения и первоначально всегда содержит в себе момент отрицания определенных эстетических и нравственных представлений, вкусов и обязанностей. Этот мо­мент ассоциируется нередко со скрытым протестом против сло­жившихся социальных норм, господствующего образа мышления и институтов.

Однако, выступая в качестве способа выражения новых настроений, вкусов, веяний, потребностей человека в обновле­нии, мода никогда не бывает и не может быть по своей природе надежным и радикальным способом социального обновления в силу своей же природной консервативности.

Консерватизм моды. Мода консервативна прежде всего потому, что, возникнув и отрицая что-то в старом, она сама претендует на то, чтобы обрести авторитет непререкаемого стан­дарта, поощряющего лишь к воспроизведению заданного образ­ца. И в этом суть " деспотизма" моды.

Другой источник природного консерватизма моды зак­лючается в крайней ограниченности, локальности социальных масштабов всех модных нововведений. Мода потому и обре­тает широкий характер, что, удовлетворяя потребность в об­новлении в разных областях, вместе с тем не требует от своих последователей сколько-нибудь серьезного изменения их об­раза жизни.

Иное дело революционные преобразования и действи­тельные перевороты, глубоко обновляющие целые сферы ду­ховной культуры человечества или всю систему социальных отношений.

Мода представляет собой лишь частичную смену внешних культурных форм. Между тем как действительно новые дос­тижения культуры, которым принадлежит долгое будущее, не являются модой.

Следует, однако, отметить, что новые и бесспорные дос­тижения человеческой мысли, науки и культуры могут на из­вестных этапах своего внедрения в культурную сокровищницу человечества быть предметом моды. Такова судьба многих но­вейших направлений в науке: математического направления в физике, ядерной физики, кибернетики, социальной психологии и др., каждое из которых либо уже пережило, либо еще пережи­вает это состояние.

Мода как способ социально-психологической защиты. Несмотря на свою внутреннюю противоречивость, мода несет в себе вполне целесообразную и несомненно полезную для че­ловека роль средства или способа социально-психологической защиты от различных стрессогенных факторов социальной жиз­недеятельности людей.

Будучи формой стандартизированного массового поведе­ния, мода не противоречит потребностям индивида в психичес­кой стабилизации и средствах психической защиты от динамичности жизни, психической перегрузки впечатлениями и информацией.

Здесь она, подобно механизмам эмоционального торможе­ния, стереотипизации и инерции психической деятельности, выс­тупает в роли своеобразного фактора стабилизации человеческого образа жизни в бурном потоке разнообразия и изменений, порож­даемых научно-технической революцией.

Защищая человека от психической нагрузки, мода сводит к стереотипу человеческое поведение, эмоции, вкусы. Беря го­товый модный стандарт, мы не тратим время и энергию на " пла­вание" в океане новых вещей. Этим мода несет в себе и внушительный заряд деперсонификации.

Мода как стимулятор психической активности. Однако та же мода способна выступать и в противоположном качестве — стимулятора психической активности, инициативы, перемен и разнообразия в образе жизни человека. Для тех, кто может и хочет включиться в эту гонку за разнообразием, мода предоставляет целый набор различных вкусовых символов и харак­теристик.

Мода как универсальный социально-психологический ме­ханизм компенсации неудовлетворенных потребностей. Способ­ность моды быть средством психической защиты личности лишь частный случай или одна из составляющих ее роли в качестве универсального социально-психологического механизма ком­пенсации всего многообразия неудовлетворенных потребнос­тей человека.

На эту роль моды указывали Ж.-Ж. Руссо, Г. Зиммель, В. Зомбарт, Э. Богардус и др. Мода компенсирует неудовлет­воренные или недостаточно удовлетворенные потребности лич­ности или социальной группы, выступая тем самым в качестве регулятора социальных потребностей. Г. Зиммель связывал, в частности, с этой функцией различное отношение мужчин и жен­щин к моде: нонконформизм первых и конформизм вторых. Особая приверженность к моде женщин и сравнительно безраз­личное отношение к моде мужчин обусловлены их различным социальным положением. " Исторические факты... — пишет Г. Зиммель, — позволяют видеть в моде как бы клапан, высво­бождающий потребность женщины в некотором отличии и в личном возвышении, когда в других областях удовлетворение этой потребности им недоступно" [13, с. 49].

Мода как способ обновления жизненных впечатлений. Не менее значима и способность моды выступать в качестве фак­тора стимуляции психической жизнедеятельности человека.

В отличие от других механизмов психической стабилиза­ции, мода выступает прежде всего как механизм компенсации неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потреб­ности индивида в психической разрядке и обновлении жизнен­ных впечатлений.

Действие системы психологических барьеров с их фильт­рами торможения эмоций, стереотипами восприятия и инерци­ей переживаний обрекает часто человека на однообразие и монотонность жизненных впечатлений.

А повторяющееся воздействие одних и тех же раздражите­лей приводит к торможению соответствующих участков голов­ного мозга. И мозг начинает требовать новых раздражителей, без чего невозможна его активная деятельность. Вводя в обиход массу новых раздражителей — в одежде, предметах быта, стиле поведения и др., — мода как бы прерывает поток однообразных жизненных впечатлений.

И тут уже зависит от самого человека, какая именно фун­кция моды его больше всего устраивает: мода как способ за­щиты от стресса или мода как способ сделать свою жизнь " разнообразной".

Однако как стремление к разнообразию, так и внешне про­тивоположное ему тяготение к стабильности в конечном итоге могут иметь одну общую основу, связанную с потребностью человека в защите, утверждении и проявлении своего Я. И если в одном случае способом сохранения самотождественности лич­ности оказывается гонка за разнообразием, то в другом — сред­ством психологической саморегуляции индивида в условиях неадекватных его натуре перемен оказывается приверженность к готовому стереотипу и шаблону.

Иными словами, как в первом, так и во втором случае речь идет о моде как способе самовыражения личности с уче­том ее индивидуально-типологических особенностей.

Мода как способ самовыражения. Известно, что при ог­ромном потенциале мозга к концу жизни человека реализуется лишь незначительная часть его творческих возможностей. Че­ловек пока не научился в полной мере проявлять себя, и этот разрыв между тем, что ему дано природой, и тем, что он ис­пользовал из этого дара, становится нередко для него настоя­щей драмой. Последняя усугубляется научно-технической революцией, которая несет с собой унификацию, и стандарти­зацию производства, а как следствие, и некоторых сторон че­ловеческого поведения, бытия.

Мода же позволяет человеку легко и просто выделиться. Достаточно необычно одеться — и вот на тебя уже обратили внимание. Тем самым мода компенсирует потребность индивида во внимании окружающих, в самовыражении, не требуя особых твор­ческих усилий, и в этом смысле она весьма " демократична" как способ персонификации. Конечно, такой способ самовыражений — дешевый заменитель, суррогат.

Но почему же все-таки при всей своей суррогатности мода остается на вооружении индивида как способ самовыражения? А потому, что мода еще и престижна. Она нередко выступает чуть ли не как синоним " современности" человека.

Именно эти престижные соображения во многом объясня­ют тот факт, что в прошлом мода была в основном " женской" заботой. Ущемление гражданских прав, принижение социаль­ной роли женщин требовали хотя бы частичной компенсации и находили ее в моде. Вычурная, капризная, яркая женская мода как бы содействовала повышению престижа женщины, по край­ней мере в собственных глазах.

Теперь положение изменилось. Мужская мода ожила, " за­беспокоилась", даже перекинулась на чужую территорию. И вот мы видим у мужчин длинные волосы, рубашки и галстуки столь ярких тонов, которые еще полвека назад считались ис­ключительной прерогативой женщин.

Разумеется, мода — достаточно примитивный, суррогат­ный, хотя и весьма распространенный способ завоевания пре­стижа, способ самовыражения.

Границы потенциала и возможностей моды. Несмотря на многообразие функций моды ее социально-психологической по­тенциал и возможности позитивного влияния на человека дале­ко не безграничны. Мода скорее сближает, чем выделяет человека из мира животных.

Установлено, что некоторым видам высокоорганизован­ных животных свойственно поведение, которое в какой-то сте­пени напоминает " моду". Такая разновидность дельфинов, как афалины, отличается большим пристрастием к ношению на себе различных предметов. Вот как описывают поведение афалины по имени Игрунья ведущие научные наблюдения сотрудники батумского дельфинария: как то в шутку Игрунье повесили на хвост ярко-красный бант. Несколько часов она гордо носила украшение. Когда же узелок развязался, она перехватила лен­точку плавником и двое суток носила ее, бережно прижимая к себе [20, с. 104]. Обезьянам тоже свойственно играть с предме­тами на зависть соплеменникам. Однако у них в этом проявля­ется действие механизма подражания, поскольку на длительное и серьезное увлечение новым предметом они не способны. Дель­фины же в состоянии не только " наряжаться", но и длительное время дорожить своим украшением. " Модное" поведение дель­финов — проявление своеобразного стремления животных к игре. Игры и другие развлечения любых животных этологи рас­сматривают как своеобразную тренировку движений, которые они применяют при поиске и ловле добычи, защите от врагов и т. д. Трудно представить себе, какое практическое применение могли бы найти дельфины умению плыть, балансируя мячом на кончике носа, или увешиванию себя разноцветными тряпоч­ками. Скорее всего, это делалось просто ради наслаждения са­мим процессом игры, ради удовольствия, получаемого от сознания собственной ловкости [20].

У человека мода выступает как своеобразный способ по­вышения самооценки и оценки в глазах окружающих, однако связь ее с факторами престижа становится все менее прочной. В наше время (и чем дальше, тем в большей степени) главным престижным фактором оказываются способности человека, его полезная деятельность. Не случайно по-настоящему талантли­вые люди были всегда равнодушны к причудам моды. Их по­требности в обновлении, в самовыражении, в общественном престиже удовлетворялись в творчестве.

Сегодня уже в массе своей люди начинают понимать, чтс главный престижный фактор — общественно полезная деятель­ность, что ее невозможно имитировать, тем более иллюзорны­ми символами моды.

Мода и образ жизни. Вместе с тем было бы ошибочно и недооценивать роль и значение моды как реального социально-психологического механизма замещения целого ряда су­щественных потребностей человека, возникающих в связи с развертыванием научно-технической революции. Эту функ­цию и роль моды как социально-психологического явления нельзя игнорировать и при решении практических задач, свя­занных с совершенствованием тех или иных сторон образа жизни человека.

Необходимость развития системы бытового обслужива­ния и массового потребления в нашем обществе потребовала и учета феномена моды.

Оперативное удовлетворение массового спроса с учетом моды и ее изменений является существенным фактором акти­визации человеческой жизнедеятельности, стимуляции эмоци­ональной энергии, а психическое состояние, настрой и душевный комфорт человека служат важным качественным показателем уровня жизни.

Но нельзя и преувеличивать позитивное значение и воз­можности моды как фактора оптимизации образа жизни.

Мода — суррогатный механизм замещения подлинных цен­ностей. В известном смысле мода альтернативна действитель­но творческой активности человека, направленной не на внешнее, а на более глубокое, внутреннее обновление условий его жизнедеятельности.

А то обстоятельство, что она может получить большое распространение как механизм обновления, вполне объяснимо тем, что мода не противоречит системе психологической защи­ты индивида с ее эмоциональным торможением, стереотипами и силой психической инерции.

Мода сама оказывается динамичной формой стереотип­ного поведения. Она позволяет человеку снять противоречие между инерцией переживаний прошлого опыта и необходимос­тью постоянного психологического включения в новый цикл жизненных ситуаций. Мода освобождает индивида от доминан­ты прошлого опыта и тем самым помогает ему овладеть меха­низмом оперативного переключения своего внимания и активности с одной ситуации на другую. Однако мода остает­ся при этом всего лишь одним из механизмов компенсации по­требности в действительном обновлении.

Хорошо согласуясь с механизмами разрядки, торможе­ния, стереотипизации и инерции психических процессов, мода не является да и не может быть ни сколько-нибудь су­щественным способом самовыражения, самоутверждения человеческой индивидуальности, ни способом удовлетворе­ния потребности в обновлении социальной среды. Она все­го лишь суррогатный способ замещения этих потребностей индивида. Способ же, которым мода разрешает противоре­чие между доминантой прошлого опыта и требованиями си­юминутной ситуации, таит в себе опасность духовного оскудения и нивелирования личности.

Это делает необходимым поиск таких механизмов удов­летворения потребностей человека, связанных с научно-тех­ническим прогрессом, которые лежат на путях реализации его духовного потенциала, совершенствования его способностей.

Возможен ли социальный контроль моды? Границы эф­фективности моды, ее в конечном итоге суррогатный харак­тер в качестве средства замещения более полноценных человеческих потребностей, да и ее прямые, а иногда и опас­ные издержки — все это ставит социально-психологическую науку и практику перед серьезной проблемой контроля про­цесса модообразования.

Но если механизм моды столь сложен и многообразен, то может ли общество контролировать и регулировать как-либо приливы и отливы социальных увлечений, да и есть ли в этом какая-нибудь необходимость?

Такая необходимость, конечно, существует, если учесть то обстоятельство, что мода обладает большой силой санкциони­рующего, внушающего и впечатляющего воздействия и может проявляться к тому же во всех сферах жизни общества — в эко­номической, политической, бытовой и духовной. В связи с мо­дой, например, на дамские сумочки из крокодильей, а затем и тюленьей кожи возникла серьезная опасность поголовного ис­требления ценных пород животных в определенных районах зем­ного шара. Или другой, аналогичный пример. Несколько лет назад западноевропейская печать писала о серьезной опасности истребления леопардов: вследствие моды на шубы из шкуры этого зверя, возникшей из подражания известной киноактрисе Брижитт Бардо.

Под влиянием моды может расти или, наоборот, катаст­рофически падать спрос на те или иные виды легкой промыш­ленности. Модой могут стать и политические устремления, увлечения и настроения людей. Свою печать мода может нало­жить и на отношение людей к науке. В 60-х годах, например, у нас было модно считаться социологом. В силу этого широкий круг людей, начиная от ученых различных специальностей (эко­номисты, юристы, историки и т. д.) и до работников транспор­та, торговли, милиции и т. д., сплошь и рядом были склонны зачислять себя в разряд социологов только потому, что в своей деятельности так или иначе имеют дело с различным факти­ческим материалом, получаемым путем наблюдения, опроса или изучения статистических данных.

Поголовное увлечение социологией, превращение ее в моду, конечно, не представляло серьезной угрозы для науки. В этой моде была даже определенная польза, состоящая в том, что в атмосфере повышенного интереса к данной области зна­ния более активно происходил процесс отбора и подготовки людей, действительно серьезно относящихся к данной науке. Кроме того, атмосфера всеобщей заинтересованности создавала благоприятные условия для роста авторитета науки и способ­ствовала популяризации ее методов и их применению в прак­тической деятельности общества.

Нельзя не учитывать полезности и той тяги к знаниям, того интереса к общественным дисциплинам и человеку, которыми сопровождалась данная мода. А создание такого умонастрое­ния, когда критерием эффективности практической деятельнос­ти становился научный подход, соразмерение ответственных решений и всей социальной практики не со спекулятивными и субъективными соображениями того или иного администрато­ра, а с конкретным эмпирическим материалом, — создание и рас­пространение такого умонастроения как среди исполнителей, так и среди руководителей являлось важнейшим условием повыше­ния эффективности всей практической деятельности общества.

Но данная мода могла создать и нередко создавала опас­ность легковесного отношения к самой науке.

Из всего сказанного вытекает необходимость контроля и по возможности влияния, а в какой-то мере и формирования моды как социально-психологического явления независимо от того, к каким бы сферам социальной практики она ни относилась.

Но можно ли управлять модой? Можно. Для этого нужно серьезно изучить ее механизм и найти эффективные средства социального контроля за процессом возникновения, изменения и развития моды. Это делается в области быта в той мере, в какой различные центры, дома и салоны мод улавливают оп­ределенную направленность изменения вкусов людей в тот или иной отрезок времени и, творчески осмыслив и переработав кри­тически эти веяния, находят свои, новые, модели одежды, обу­ви, мебели, вплоть до оформления интерьера жилищных и служебных помещений и т. д.

 

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 2030. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.026 сек.) русская версия | украинская версия