Исследованиях
Категории (греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Категории в философии – это общие понятия, отражающие наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. Основные категории философии, используемые в экономических исследованиях: сущность и явление; содержание и форма; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; качество и количество и др. Рассмотрим приведенные категории. Сущность и явление. Эти философские категории отражают всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире (рис. 3.2). Сущность есть внутренняя, относительно устойчивая сторона объективной действительности, определяющая природу явления. Сущность представляет совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Явление – конкретное событие, свойство или процесс, выражающее внешнюю сторону действительности и представляющее форму проявления и обнаружения некоторой сущности. явление – внешняя, более подвижная и изменчивая сторона действительности. Понятие «явление» не однозначно. Часто это понятие употребляется для обозначения не одной внешней стороны предмета, а всего отдельного предмета, события.
Рис. 3.2. Категории «сущность» и «явление»
Категории «сущность» и «явление» всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой сущности, которая не обнаруживалась бы вовне, как нет и явления, которое не заключало бы в себе никакой информации о сущности. Но единство сущности и явления не означает их совпадение, т.к. сущность всегда скрыта за поверхностью явления, и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается ее познание в теории. Например, сущность цены – стоимость, которую нельзя обнаружить непосредственно на поверхности экономической жизни; она проявляется через явление – цену товара. Стоимость товара относительно устойчива, цена – более изменчива. Познание сущности возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Оно представляет собой качественный скачок от эмпирического к теоретическому уровню познания. Связано с раскрытием главным образом определяющего в предметах, законов их изменения и развития. Это сопровождается переходом от описания к объяснению явления, к раскрытию их причин и оснований. Один из критериев познания сущности – точная формулировка законов движения и развития объектов и подтверждаемость прогнозов, выводимых в качестве следствия из данных законов и условий их действия. Кроме того, сущность может считаться познанной, если дополнительно известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель, свойства которой соответствуют свойствам оригинала. Познание сущности дает возможность отделить подлинное объективное содержание явление от его видимости, устранить элемент искажения и субъективности в исследовании. Раскрытием сущности задачи познания не исчерпываются. Необходимо теоретическое объяснение и обоснование сформулированных ранее законов, сферы их применимости, соотношения с другими законами. Решение данных вопросов связано с переходом к познанию более глубоких структурных уровней материи либо с раскрытием системы более общих связей и отношений, в которую рассматриваемое явление входит в качестве элемента. Это требует познания более общих и фундаментальных законов бытия, из которых найденные ранее законы и процессы следуют в виде их частных проявлений. Совершается переход к более глубокой сущности, на новых структурных условиях материи. Во взаимоотношении сущности и явления обнаруживается диалектика единства и многообразия. Одна и та же сущность может иметь множество различных проявлений, равно как и всякое достаточно сложное явление может определяться несколькими сущностями, относящимися к разным структурным уровням материи. Структура всегда более устойчива, чем конкретные явления, но в конечном счете и сущности всех систем и процессов в мире также изменяются в соответствии со всеобщими диалектическими законами развития материи. Та совокупность законов и глубинных отношений, которая выступает как система первого порядка по отношению к чувственно воспринимаемым явлениям, сама будет проявлением сущности более глубокого порядка. Всякая наука лишь тогда достигает зрелости и совершенства, когда она раскрывает сущность исследуемых его явлений и оказывается в состоянии предвидеть их будущие изменения в сфере не только явления, но и сущности. Нет таких сущностей, которые не обнаруживались бы в каких-либо явлениях, конкретных процессах, событиях. Одна и та же сущность обычно обнаруживается во многих различных явлениях. Любое явление так или иначе связано с сущностью, есть проявление сущности. Поскольку сущность отражает внутреннюю сторону действительности, ее не всегда легко обнаружить. Сущность и явление не только едины, но и противоположны, находятся в противоречии друг с другом. Их противоречивый характер виден из того, что они полностью никогда не совпадают. Явление богаче сущности эмпирическими подробностями, а сущность богаче явления в том отношении, что проявляется в самых разнообразных явлениях, составляя их определяющую основу. В сущности представлена внутренняя, глубинная, в явлении – внешняя, поверхностная сторона действительности. Сущность более постоянна, спокойна. Явление подвижно, изменчиво. Сущность обнаруживается через явление, тогда как явление выступает прямо и непосредственно. Противоречие между сущностью и явлением – один из гносеологических источников возникновения науки, причина того, что сущность многих явлений раскрывается лишь в результате длительных исследований. Знание объективных категорий «сущность» и «явление» необходимо экономисту для правильного истолкования экономической действительности. При обращении к последней исследователь сталкивается с внешней стороной предметов, с явлениями. Но его всегда должна интересовать в первую очередь внутренняя сторона предмета, ее сущность, которая скрыта за явлением. Чтобы обнаружить сущность, исследователь обязан собирать множество данных и производить их научную обработку. Содержание и форма. Каждый предмет или явление имеет содержание и форму (рис. 3.3). Содержание – это главная определяющая сторона предмета или явления, его основа, в которой выражается сущность; единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимо от нее. Форма – это внутренняя организация, структура, способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Содержание и форма как философские категории отражают взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания, и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. формы. Понятие «форма» употребляется также в значении внутренней организации содержания, и в этом значении проблематика формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. Структура, внутренняя упорядоченность – необходимый компонент содержания. С изменением структуры, организации существенно меняются содержание объекта, его свойства. Форма, фиксируя многообразные модификации содержания, способы его существования и проявления, также обладает определенной структурой. Взаимодействие содержания и формы в процессе развития обязательно включает как воздействия различных компонентов содержания на форму, так и различных компонентов формы на содержание с учетом объективной субординации содержания и формы. Во взаимосвязи содержания и формы содержание представляет ведущую, определяющую сторону объекта, а форма – ту его сторону, которая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменяющемуся содержанию, тормозит дальнейшее его развитие. Взаимоотношение содержание и формы – типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними. Единство содержания и формы относительно, переходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между ними. В результате появляется несоответствие между содержанием и формой, которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной изменившемуся содержанию. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между содержанием и формой, борьба содержания и формы (взаимопереходы содержания и формы, «наполнение» старой формы новым содержанием, обратное воздействие формы на содержание) – важный компонент диалектической теории развития. Особенно сложно и диалектически противоречиво взаимоотношение содержания и формы в развитии общества, экономических явлениях. В способе общественного производства две его стороны – производительные силы и производственные отношения – выступают как содержание и форма. Содержание любого промышленного предприятия заключается в конкретной деятельности коллектива по выпуску продукции или оказанию услуг, а форма представлена организацией, структурой, соподчинением подразделений и работников предприятия.
Рис. 3.3. Категории «содержание» и «форма»
Категории «содержание» и «форма» имеют много общего с категориями «сущность» и «явление». Содержание и сущность отражают главное, определяющее в предмете, форма и явление – не главное, определяемое. Перечисленные категории имеют немаловажные особенности. Если рассмотреть стоимость товара, выступающей и сущностью, и содержанием, то в толковании стоимости товара как сущности делается акцент на качественную ее природу (цена товара), а в трактовке стоимости товара как содержания упор делается на состав затрат (затраты на приобретение материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, на выполнение работ, услуг и изготовление продукции, на получение благ). Относительно формы и явления: форма в отличие от явления не есть нечто только поверхностное; она внутренне проникает, пронизывает содержание, которое сформировано во всех своих элементах. Содержание и форма находятся в тесном единстве. В любом предмете есть и содержание и форма. Единство содержания и формы проявляется в том, что они переходят друг в друга. То, что в одном отношении или в одно время выступает содержанием, в другом отношении или в другое время может стать формой, и наоборот. Содержание и форма составляют диалектическое единство противоположностей, которые находятся в противоречии и постоянной борьбе, выступающей двигательной силой развития. Источник их противоречия – в различии функций, выполняемых ими в процессе развития. Содержание является главной стороной. Оно определяет и порождает свою форму, которая является всегда формой определенного содержания. Однако форма, находясь в зависимости от своего содержания, не пассивна. Обладая относительной самостоятельностью, форма активно воздействует на содержание, выполняя при этом двоякую роль – или стимулируя, или замедляя развитие. Развитие экономического явления всегда начинается с содержания, которое более подвижно и изменчиво. Форма менее подвижна и более устойчива. В начале процесса развития явления форма находится в соответствии со своим содержанием, способствуя его развитию. по мере изменения содержания растет противоречие между ним и формой. Если эти изменения незначительны, форма продолжает способствовать развитию явления. Увеличение противоречия приводит к тому, что форма устаревает, перестает соответствовать обновляющемуся содержанию и из фактора стимулирующего превращается в фактор замедляющий. Именно на этом этапе развития явления устойчивость формы становится тормозом развития. Обострение противоречия между новым содержанием и старой формой вызывает «борьбу» между ними, которая приводит к смене старой формы новой, соответствующей изменившемуся содержанию. Соответствие формы и содержания нельзя понимать так, что одно определенное содержание может быть сопоставлено лишь с одной определенной формой. Относительная самостоятельность формы допускает использование одной и этой же формы для выражения различного, даже противоположного содержания. И наоборот, одно и то же содержание может выражаться в различных формах. Однако следует иметь в виду, что в тех случаях, когда старая форма используется для выражения нового содержания, она является старой лишь в самом общем виде, лишь на первый взгляд. Знание категорий «содержание» и «форма» очень важно для понимания системы экономической действительности. Диалектика содержания и формы показывает, в частности, что нельзя абсолютизировать, догматизировать старые формы, а в определенных ситуациях отбрасывать их и заменять новыми. В то же время нельзя проявлять нигилистическое отношение к старым формам, а в ряде случаев не отказываться от них, не отбрасывать лишь потому, что они старые. Единичное, особенное и всеобщее. Для понимания природы экономических явлений существенное значение имеют философские категории «единичное», «особенное» и «всеобщее», выражающие объективные связи мира, а также ступени их познания (рис. 3.4). Эти категории формируются в ходе развития практически-познавательной деятельности. Каждый объект предстает перед человеком сначала как нечто единичное. однако уже элементарная практика обнаруживает повторяющиеся признаки ряда объектов, позволяет объединять их в определенные классы. Общие черты, присущие некоторым объектам, относящимся к определенному классу, выступают как особенное. Другие, обнаруживающиеся у всех без исключения представителей этого класса, рассматриваются как всеобщие.
Предмет Явление Процесс
Рис. 3.4. Категории «единичное», «особенное», «всеобщее»
Раскрывая объективную связь вещей и явлений мира с помощью категорий «единичное», «особенное» и «всеобщее», диалектическое учение показывает, что всеобщее воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного; что единичное не существует без всеобщего, а последнее без единичного; что в известных условиях единичное не только связано с всеобщим, но и переходит в него. Объективная связь явлений, существующая независимо от нашего знания о ней, вместе с тем находит свое выражение в языке и формах исследования объектов, поскольку они формируются в ходе практической, материальной деятельности в объективном мире и несут на себе черты этого мира. Теоретический анализ и реконструкция с помощью понятий этих связей имеют огромное значение для практики, которая, имея дело с единичными объектами в специфических условиях, направляется знанием всеобщих законов, действующих в этих объектах как тенденция, и учитывает особенности, определяемые конкретными условиями. Единичное, или отдельное, – это предмет, явление, процесс; всеобщее – объективно существующая общность черт, свойств, признаков единичных предметов, явлений, групп явлений, характеризующих общими признаками; особенное – группа предметов, которая в одном отношении является всеобщим, а в другом – единичным. Так, единичным, особенным и всеобщим являются: машиностроительное предприятие, группа машиностроительных предприятий региона и машиностроительные предприятия вообще. Во всеобщем и особенном находит отражение объективное единство и взаимосвязь явлений мира. Взаимопроникновение всеобщего, особенного и единичного дает основу для познания действительности: познавая отдельное, которое дано нам в ощущении, можно познать и всеобщее по его частям, имеющимся в отдельном. В переходе единичного в особенное и всеобщее выражается поступательный ход развития объективной действительности. Между единичным, особенным и всеобщим существуют различия и противоположности, «борьба» которых ведет к развитию явлений. примером могут служить экономические интересы. Рассматривая экономический процесс как единство всеобщего, особенного и единичного, надо иметь в виду неразрывности этих моментов. Ведущей из названных категорий выступает всеобщее (и особенное), которое тесно связано с сущностью, содержанием предметов. Понятие единичного близко к понятию явления; эти понятия часто употребляются как синонимы. Из связи единичного, особенного и всеобщего следует такие методологические выводы. Чтобы правильно ориентироваться в данной конкретной экономической ситуации, надо знать общие закономерности развития. Но знание только общих законов еще не дает ответов на конкретные вопросы; общие положения следует применять с учетом конкретной обстановки. Причина и следствие. Все явления, события, процессы в природе, обществе и мышлении вызываются или обусловливаются другими явлениями, событиями, процессами, т.е. более или менее определенными причинами. Явление (процесс, событие) называется причиной другого явления (процесса, события), если: 1) первое предшествует второму во времени; 2) первое является необходимым условием, предпосылкой или основой возникновения, изменения или развития второго, иными словами, если первое порождает второе. Причина и следствие существуют объективно. Отношения между ними называются причинностью (казуальностью), или причинно-следственной связью. Причинность – философская категория для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (называется причиной) обусловливает другое (называемое следствием или действием). Категория, или принцип, причинности заключается в признании того, что любое экономическое явление имеет свою причину (одну или несколько), порождено другим или другими явлениями, выступает следствием этого или этих явлений. С другой стороны, то же явление в свою очередь вызывает иное явление (явления), т.е. выступает и причиной. Принцип причинности тесно связан с принципом взаимосвязи. Однако в отличие от последнего принцип причинности устанавливает не простую, а причинно-следственную связь. Генетическая связь между причиной и следствием заключается в следующем: причина порождает, производит следствие, в силу чего через названные категории раскрывается происхождение явлений. Указанное соотношение причин и следствий можно наблюдать в следующих парах явлений: стоимость – цена, качество – спрос, производительность труда – объем продукции. категории «причина» и «следствие», подобно другим парным категориям, находятся во взаимосвязи и взаимодействии; они едины и противоположны. как следует из определения причинности, одно и то же явление может быть и причиной, и следствием; исследуемые категории переходят друг в друга. Например, уровень производительности труда является одной из причин определенного объема выпущенной предприятием продукции; с другой стороны, конкретный уровень производительности труда может рассматриваться как следствие влияния таких явлений (причин), как фондовооруженность труда рабочих, их квалификация, уровень производства, труда и управления. Повышение цены товара вызывает падение спроса на этот товар (цена – причина, спрос - следствие), а падение спроса приводит к понижению цены (цена – следствие, спрос – причина); со временем цена снова повышается, спрос падает. Из двух рассматриваемых категорий главной выступает причина, в которой проявляется активная сторона развития предмета. Однако и следствие не пассивно, оно оказывает обратное влияние на причину. Факт обратного воздействия следствия на причину имеет чрезвычайно важное значение для материалистического объяснения целей и целесообразности, на нем основан принцип кибернетики – принцип обратной связи. Явление (или группа явлений) может вызвать другое явление не всюду и не всегда, а при определенных условиях, которые надо отличать от причин. Если причина порождает явление, то условия лишь содержат материал для возникновения его. От причины нужно отличать еще повод – событие, которое непосредственно предшествует другому, развязывает его, но не порождает. Наличие тех или иных условий оказывает различное влияние на формирование явлений. В зависимости от определенных условий явление может быть следствием разных причин. Например, сборочная деталь изделия может быть изготовлена различными способами: механической обработкой, литьем, штамповкой. с другой стороны, одна причина в состоянии приводить к различным следствиям; так, затраты труда, в зависимости от отрасли, наличия средств производства, уровня организации и управления, приводят к выпуску неодинаковой качественно или количественно продукции. В большинстве случаев экономические явления образуются не как результат однозначных связей причин и следствий (одной причины и одного следствия), а как результат совместного взаимодействия многих причин и многих следствий. Для образования экономических явлений типична множественность причин и следствий. Однозначные связи в экономике встречаются нечасто. Поэтому причинность в экономике следует понимать не как однозначную связь причины и следствия, а как принцип, согласно которому каждая причина при определенных условиях вызывает соответствующее ей следствие. Выделяются разновидности причин. Основными являются внутренние и внешние. Внутренние причины действуют в самом предмете или явлении, отражают качественную особенность, обусловливают общие признаки явления. Такие причины называют общими или постоянными. Внешние причины не определяют существа предмета, они случайны по отношению к его качеству; носителем их выступают другие явления. Такие причины иногда называют частными или случайными. Внутренней причиной функционирования промышленных предприятий выступают экономические интересы. Случайными по отношению к работе предприятий являются причины, связанные с некомпетентными действиями руководителей, непредвиденными, форс-мажорными обстоятельствами. То или иное экономическое явление формируется в зависимости от внутренних причин. В то же время и внешние причины накладывают отпечаток на облик явления, формируя его индивидуальность. При этом внешние причины играют неодинаковую роль в формировании явления в зависимости от интенсивности действия внутренних причин. Чем сильнее действуют внутренние причины, тем больше они ограничивают действие внешних причин. В экономике наблюдается множественность причин (в том числе и внутренних). При научном исследовании необходимо среди них выделять причины главные – определяющие, решающие и неглавные – побочные, второстепенные. В экономических явлениях надо вычленять причины объективные, не зависящие от воли и сознания людей и субъективные, представляющие собой деятельность отдельных личностей. Если люди действуют в соответствии с объективными причинно-следственными отношениями, складывающимися в экономике, то развитие ее ускоряется; если они действуют наперекор объективным причинам явлений, процесс развития экономики замедляется. причинность, являющаяся формой всеобщей взаимосвязи, объективна. Она присуща самим экономическим явлениям, а не вносится в них сознанием человека. Человек лишь отражает имеющуюся объективную связь, причем глубина этого отражения зависит от уровня науки и общественной практики. Именно многовековая практика человека неопровержимо подтверждает наличие причинно-следственных связей в экономике, доказывает, что беспричинных явлений не существует. Раскрытие причинно-следственных связей экономических явлений имеет важнейшее теоретическое и практическое значение. Так, если известно, что «х» есть причина «у», и если явление «х» появилось, то вправе ожидать и появления «у». Знание причинно-следственных связей открывает возможность предвидения и целенаправленного изменения экономических явлений; без такого знания человек становится бессильным, беспомощным. Качество и количество – категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Однако из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы ни изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. поэтому понятие «качество» связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. В отношениях какого-либо предмета с другими проявляются различные его свойства или группа свойств. В этом смысле можно говорить о многокачественности предметов и явлений. Наряду с качественной определенностью все предметы и явления обладают также количественной определенностью: определенной величиной, числом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т.д. Количество есть такая определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей или предметов – отличительный признак количества. Различия между предметами, не подобными друг другу, носят качественный, а различия между предметами подобными – количественный характер. в отличие от качества количество не связано так тесно с бытием предмета; количественные изменения не сразу ведут к уничтожению или существенному изменению предмета. Только достигнув определенного для каждого предмета границы, количественные изменения вызывают качественные. В этом смысле количественная определенность в отличие от качественной характеризуется внешним отношением к природе предметов. Качество не может быть сведено к количеству. Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Каждый предмет представляет собой единство определенного качества и количества; он есть качественная величина (количество) и количественно определенное качество. Нарушение единства определенного качества и количества (меры) приводит к изменению данного предмета или явления, и превращению его в другой предмет или явление. Случайность и необходимость. Для глубокого понимания принципа детерминизма и уяснения действия объективных экономических законов большое значение имеют категории «случайность» и «необходимость» и их соотношение (детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений). Случайность – это то, что имеет причину не в самом себе, не в сущности явлений, вытекает не из внутренних, а внешних, побочных связей, поэтому может быть, а может и не быть, может произойти так или по-другому. Необходимость – это то, что имеет причину в себе самом, вытекает из сущности, внутренних причинно-следственных связей явлений, поэтому неизбежно должно произойти в главном так, а не иначе. Если случайность весьма близка к единичному явлению со всеми его конкретными особенностями, то необходимость однопорядкова с законом, сущностью, содержанием, общим. Случайность и необходимость тесно взаимосвязаны друг с другом, не существуют отдельно друг от друга. Необходимость не дана нам непосредственно, в ощущении, а может быть познана через познание своей противоположности – случайности, она складывается из случайностей и проявляется через них; случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Случайное есть нечто незакономерное вообще, а лишь случайно по отношению к внутренней необходимости данного конкретного процесса. оно складывается под влиянием причин, которые являются внешними по отношению к данному процессу. Иными словами, случайное есть необходимое в частной связи, имеющее подчиненное отношение к необходимости более общего порядка. В свою очередь случайное в данном отношении выступает как необходимость по отношению к событиям более частного порядка. Случайное может появиться также и в точке пересечения разных причинно обусловленных необходимых процессов. В качестве иллюстрации необходимости и случайности можно привести стоимость и цену, из которых первая – необходимость, вторая – случайность, однако такая случайность, которая определяется необходимостью и выражает ее. Категория «случайность» и «необходимость», как и другие парные категории, не абсолютны, не неизменны, а относительны, текучи, могут и должны выделяться в каждом конкретном акте познания и экономического исследования. Случайность и необходимость едины и противоположны. Из двух противоположностей, находящихся в «борьбе» друг с другом, ведущей является необходимость, которая всегда пробивает себе дорогу, поскольку она – выражение действия объективных законов развития. Ф. Энгельс писал: «… экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей…»[1]. Переход случайностей в необходимость осуществляется в силу того, что в процессе их обобщения случайности в той или иной степени взаимопогашаются, что и «прокладывает дорогу» необходимости. Мысль об обнаружении необходимости через преодоление случайностей образно выразил академик С.Г. струмилин, сказав, что порядок и закон появляются их «хаоса случайности» столь же естественно, как цыплята вылупляются из яиц[2]. Каждое экономическое явление и необходимо и случайно: оно подчинено какому-то закону и подвержено воздействию случайности. Экономист, собирая и исследуя данные о единичных явлениях, получает возможность вскрыть за внешней случайной оболочкой таящуюся в них необходимость, закон. От случайностей, которые являются выражением, формой действия и обнаружения необходимости, в экономике следует отличать случайности, возникающие вследствие принятия субъективных, волюнтаристских решений, допущения ошибок и промахов в планировании. Это (по аналогии с противоречиями) не объективные диалектические, а субъективные специфические случайности, которые могут усугублять объективные случайные, наслаиваться на них. Уточним, следует отличать субъективистское решение от субъективного. Так как всякое действие человека проходит через индивидуальное сознание, любое его решение (и правильное и неправильное) может быть названо субъективным. Субъективистское – это решение, которое не вытекает из объективного анализа действительности, необоснованно продиктовано волей человека. Субъективное решение может быть правильным, обоснованным и в этом смысле объективным, а также неправильным, субъективистским. Специфические субъективистские случайности тесно связаны с диалектическими объективными случайностями, отделить их друг от друга чрезвычайно сложно. Возникновение и амплитуда волюнтаристских случайностей сильно зависят от глубины познания экономической действительности (от этого зависит, хотя и в менее значительной степени, также размах объективных случайностей). Возможность и действительность. Возможность и действительность – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. категория «возможность» фиксирует объективную тенденцию развития существующих явления, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствием обязательств, препятствующих этому возникновению. Категория «действительность» представляет любой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности. Возможность выражает объективную тенденцию развития, заложенного в существующих явлениях. Действительность, взятая во взаимосвязи с возможностью, – любое существующее явление, возникшее как результат реализации некоторой возможности; это – осуществленная возможность. В более общем и широком смысле возможность – средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь; действительность – объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. Различают реальную и абстрактную возможность. Реальная возможность означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращения в действительность) данного явления. Абстрактная возможность выражает отсутствие каких-либо условий, порождающих некоторое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим понятием обозначают также слабо выраженную тенденцию в развитии явления. Абстрактная возможность при известных обстоятельствах может стать реальной и наоборот. Количественное отношение между ними может выражаться степенью вероятности возникновения явления. Область объективных возможностей, условия реализации которых зависят от сознательной, целенаправленной деятельности человека, есть тем самым сфера его свободы. Учет реальных возможностей, деятельность по превращению некоторых из них в действительность, устранение опасности реализации и даже возникновения нежелательных возможностей – важнейшая практическая задача экономиста-исследователя. В интересах этой деятельности проводится и теоретический анализ возможностей, в частности ее соотношения с необходимостью и случайностью. Возможность становится действительностью тогда, когда создается или возникает типичный набор условий существования определенного экономического явления. Поэтому, чем больше таких условий и чем более они существенны, тем реальнее оказывается возможность. С точки зрения рассматриваемых категорий процесс развития экономики представляется в следующей последовательности: на основе старой, существующей действительности возникает возможность другой, новой действительности, которая при благоприятных обстоятельствах или благоприятном стечении обстоятельств превращается в таковую; во вновь появившейся действительности снова возникает возможность. Возможность есть тенденция, предпосылка возникновения новых явлений в глубинах старых. Она представляет промежуточное состояние между действительностью и недействительностью, или потенциальная действительность, которая переходит в действительность актуальную. Возможность и действительность находятся в единстве, взаимосвязи и взаимопереходах друг в друга. Возможности возникают на основе действия объективной реальности, законов и существующих условий. Наличие соответствующих условий обеспечивает и превращение возможности в действительность. Это показывает, что категории «возможность» и «действительность» т
|