Студопедия — Культура. Начало с 1921 г. постепенных и умеренных изменений способствовало развертыванию противоречивой культурной политики
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура. Начало с 1921 г. постепенных и умеренных изменений способствовало развертыванию противоречивой культурной политики






Начало с 1921 г. постепенных и умеренных изменений способствовало развертыванию противоречивой культурной политики, сочетавший репрессии по отношению к " уклонистским" идеологиям с относительным нейтралитетом применительно к художественному творчеству и литературе (за исключением антимарксистских) и по-прежнему принудительным просвещение масс, менее догматичным, но быстро ставшим и менее эффективным.

На “культурном фронте” происходили события не менее значимые, чем в политике. Общий культурный уровень населения страны на протяжении 20-х годов поднимался медленно. Ленин считал необходимым взять от культурного наследия России все самое " прогрессивное" и заняться обучением масс на широкой основе. Только поднятие общего культурного уровня могло покончить с отсталостью страны и одновременно довести до сознания людей политические задачи. В то же время Ленин отвергал любую идею самостоятельного и независимого развития народной культуры.

В задачи " культурной революции", которые выносились на повестку дня, включались борьба с мещанскими и буржуазными проявлениями, критическая переработка старого культурного буржуазного наследия и создания новой социалистической культуры. Насаждались коллективистские начала, ведущие к подавлению индивидуальности и свободы творчества, нагнеталось недоверие к " гнилой интеллигенции" и " гнилому либерализму". На первый план большевиками в культурном строительстве 20-х годов выдвигался всеобъемлющий идеологический императив.

Будущие успехи культурного развития государство напрямую связывало с попыткой модернизации социально-экономического развития страны, что обусловило необходимость решения важнейшей задачи – повышения образовательного уровня населения. По переписи 1926 г. выяснилось, что 55% сельского населения старше 9 лет (сельские жители составляли более 4/5 населения) не умели читать. Несмотря на усилия, предпринимаемые в армии и обществом " Долой неграмотность", обучение грамоте продвигалось достаточно медленно. Не хватало средств, не хватало учителей и других специалистов. Цель была настолько грандиозна, что обучение приходилось вести выборочно. Достаточно долгое время культурный и образовательный уровень масс резко контрастировал с блестящей интеллектуальной жизнью интеллигенции. По уровню грамотности были достигнуты впечатляющие цифры: к 1930 г. в сравнении с 1913 г. количество грамотных увеличилось почти вдвое (с 33% до 63%).Этот рост был обусловлен не столько внедрение систематического школьного образования (в 1929 г. число учащихся начальных классов составило 10 млн.), сколько расширением курсов по ликвидации неграмотности, в задачи которых входило овладение элементарными навыками чтения и письма и основами политграмоты. Не удалось избежать также чрезвычайщины и кампанейщины (в 1927 г. курсы посещало 800 тыс. человек, в 1928 г. – 2 млн, в 1929 г. – уже 10 млн.).

Политическая неграмотность являлась в значительной степени следствием всеобщей неграмотности, особенно, среди тех, кто должен был посредничать между властью и народом, затрудняла распространение политического влияния: более 90% членов партии к концу 20-х годов имели только начальное образование, 70% из них вообще не читали газет. За исключением крупных городов, печатное слово занимало ничтожное место в общественном сознании, на селе одна газета приходилась на селе одна газета на 200 либо 1000 взрослых (в зависимости от района). В таких условиях идеологическое влияние затруднялось.

Несмотря на это, НЭП был периодом исключительного расцвета всех областей духовной жизни. С введение НЭПа выбор книг стал разнообразнее, ослаб политический контроль. Госиздат уже не обладал монополией на книгоиздательское дело. Вновь возникли частные издательства, выпускающие произведения русских, советских и зарубежных авторов. Доля политической литературы резко сократилось (в 1927 г. она составляла не более 15%).Во многом тираж книг определялся запросами читателей. Борьбу за социализм вела созданная в 1928 г. РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей, объединившаяся вокруг журнала " На литературном посту" (" Напостовцы"). Они проповедовали " гегемонию пролетариата" в литературе. Классовый подход делил писателей на " пролетарских", с одной стороны, и " попутчиков", " буржуазных, небуржуазных" – с другой.

Аналогичные явления происходили и в искусстве, театральной жизни, кинематографии. Во многом это сводило на нет многообразие культурной и художественной жизни 1920-х годов. Тем не менее, в начале 1920-х годов большевики не запрещали различные направления в культурной и научной деятельности. До 1922 года в доме Н.А. Бердяева проводились философские диспуты, действовала Вольная академия духовной культуры. Издавались журналы " Былое", " Экономист", " Право и жизнь". К активному сотрудничеству привлекалась старая интеллигенция: Н.Е. Жуковский (ученый- авиатор), В.И. Вернадский (биохимик), Н.Д. Зелинский (химик), К.Э. Циолковский (ученый-изобретатель), И.Л. Павлов (физиолог), ПЛ. Капица (физик) и другие.

Но в 1922 году в контрреволюционный деятельности были обвинены известные ученые и писатели, из страны выслано около 160 оппозиционно настроенных представителей культуры. Был учрежден цензурный комитет.

В живописи продолжалось соперничество реалистического и модернистского направлений. Создано в 20-е годы множество групп: АХРР (Ассоциация художников революционной России); ОСТ (общество художников-станковистов); ОМХ (общество московских художников). Большой интерес на выставках встречали произведения художников: Петрова-Водкина, Малевича, Шадра и др.

В театральной жизни крупными событиями стали рождение театра Е. Вахтангова, постановки В.Мейерхольда. Наряду с театром огромную роль, как фактор идеологический, начинает играть кинематограф. Первым звуковым советским фильмом стала картина " Путевка в жизнь" (1931 год).

В целом, в сфере культуры одновременно сосуществовали две тенденции: либерализация, с одной стороны, и формализация и упрощение, стремление к единообразию, с другой.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия