Составление диаграмм и спецификаций
Выявленные связи классов необходимо зафиксировать в диаграмме классов. Класс обычно обозначается прямоугольником, в котором записывается его имя (часто записываются также его атрибуты и операции). Связи классов изображаются соединяющими их линиями. Наследование графически изображается в виде стрелки с полым треугольником, идущей от подкласса к суперклассу, агрегация – в виде незакрашенного ромба у класса-агрегата, а использование – в виде пунктирной стрелки, идущей от клиента к серверу. На диаграмме полезно указывать мощность (множественность) связей, определяющая, сколько экземпляров одного класса могут быть связаны с одним экземпляром другого класса. На практике важно различать три случая: один к одному, один ко многим (1: N) и многие ко многим (M: N). Нередко при проектировании классов необходимо выбирать между отношениями наследования, агрегации и использования, как при выявлении связи между “планетой” и “спутником” в модели Солнечной системы. Отношения между классами А и В можно считать наследованием, если объект класса А может одновременно рассматриваться и как объект В, в ином случае лучше ввести другой вид связи. При выявлении агрегации классов важно понять, существуют ли их экземпляры по отдельности и независимо друг от друга. Композиция – это разновидность агрегации [4], при которой часть не существует без целого и объект-агрегат несет полную ответственность за создание и уничтожение своих частей (графически композиция изображается в виде закрашенного ромба у класса-агрегата). Распознать этот вид агрегации важно для правильного определения конструкторов и деструкторов классов, входящих в агрегацию. В общем случае объект-целое и объект-часть существуют независимо друг от друга, и их можно создавать/уничтожать по отдельности. Заметим, что в программном коде агрегация превращается либо во включение по значению, при котором один объект является атрибутом другого, либо во включение по ссылке, при котором один объект содержит ссылку на другой. При связи использования метод одного класса или вызывает операцию другого класса, или порождает экземпляр другого класса, или использует объект другого класса как параметр, или же возвращает его в качестве своего значения. Отношения использования слабее и менее ограничительны, в то же время агрегация часто предпочтительнее, т.к. позволяет скрыть части в целом. Для более полного описания проектных решений, касающихся ответственности классов, необходимо составить текстовые спецификации классов – они должны содержать то, что не отображено в диаграмме, но удобнее записать в текстовом виде. Спецификация класса есть по сути описание его интерфейса, т.е. его видимых извне операций (методов). Текстовые спецификации могут быть записаны на используемом объектно-ориентированном языке программирования с добавлением комментариев, содержащих дополнительную информацию об атрибутах и операциях классов (например: статический, виртуальный, чисто виртуальный и т.п.). Диаграмма классов должна быть дополнена диаграммой объектов, показывающей взаимодействие основных объектов программной системы. Классы статичны, т.е. их содержание определено в процессе компиляции программного кода, и диаграмма классов описывает структуру программной системы. Напротив, объекты динамичны – они создаются и уничтожаются в процессе выполнения программы, и диаграмма объектов характеризует ее поведение, т.е. совместное функционирование объектов. Объекты на диаграмме изображаются прямоугольниками с закругленными углами, внутри которых указывается имя объекта (а нередко и его класс). Связи объектов на диаграмме показывают пути передачи сообщений между ними (вызовов операций), направление сообщения (вызова) обозначается стрелкой, указывающей на объект, который предоставляет операцию. Связи целесообразно помечать именем вызываемой операции. Важно, что диаграммы классов и объектов должны быть согласованы: если объект X посылает объекту Y сообщение, то в соответствующей диаграмме классов должна быть надлежащая связь между классами этих объектов. Отметим, что объектное проектирование – итеративный процесс. На практике очень часто невозможно завершить проектирование, не закончив программирование классов – таким образом, эти процессы выполняются последовательно и итеративно. В итоге логический класс превращается в программный класс, т.е. объявление класса в конкретном языке программирования. Особенность всех описанных вариантов задания практикума в том, что они допускают несколько различных способов проектирования, равно приемлемых и отображаемых в разных итоговых диаграммах и спецификациях.
|