Студопедия — ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ






 

Подписано в печать 2010

Формат 60*841/16. Бумага офсетная 65г/м2. Гарнитура «Таймс»

Усл. печ. л. 1, 16. Уч.-изд. л. 1, 3. Тираж 150 экз. Заказ №

 

 

Издатель и полиграфическое исполнение

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

246000, г. Гомель, ул. Ланге, 5

ЛИ № 02330/0133072 от 30.04.2004

ФИЛОСОФИЯ

Основные идеи и принципы

Популярный очерк

Издание второе,
переработанное и дополненное

Москва Издательство политической литературы


ПРИГЛАШЕНИЕ К ФИЛОСОФИИ

ББК15 Ф56

 


Под общей редакцией
доктора философских наук А. И. РАКИТОВА

Авторский коллектив

доктора философских наук А. И. Ракитов (руководитель; введение,

главы!, § 1, III, § 4, IV, VII, § 2, VIII, XII—XV, XVII); В. М. Богуславский

(главы I, § 2— 5, II, VI, IX, XI); кандидаты философских наук

В. Е. Чертихин (главы III, § 1—3, X, XVI);

Г. И. Эзрин (главы V, VII, § 1, 3, VIII).

Философия. Основные идеи и принципы: Попул.
Ф56 очерк/Под общ. ред. А. И. Ракитова.— 2-е изд., перера-
бот, и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 368 с.
ISBN 5—250—00321—4

В книге излагаются основы философии, методологии познания и деятель-
ности, философские проблемы естественных и общественных наук, дается
анализ основных черт современной немарксистской философии. Авторы
рассматривают революционные изменения, происходящие в советском об-
ществе, новые явления в науке, возможности информатизации общества,
закономерности перехода к новой цивилизации, пути формирования твор-
ческой личности. Книга написана живым языком и содержит богатую инфор-
мацию о развитии Вселенной, общества, культуры.

Рассчитана на широкий круг читателей.

ББК 15

0301040000-248 * 079(02)—90

Заведующий редакцией В. И. Кураев

Редактор П. П. Апрышко
Младшие редакторы Ж. П. Крючкова и Е. С. Молчанова

Художник О. А. Карелина

Художественный редактор А. Я. Гладышев

Технический редактор Е. Ю. Куликова

ИБ № 7726

Сдано в набор 04.09.89. Подписано в печать 13.02.90. Формат 60Х90: /п,. Бумага книжно-
журнальная офсетная. Гарнитура «Журнальная рубленая». Печать офсетная. Усл. печ.
л. 23, 0. Усл. кр.-отт. 23, 5. Уч.-изд. л. 26, 28. Тираж 100 тыс. экз. Заказ № 4995. Цена 1 р. 30 к.

Политиздат. 125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7.
Издательство «Горьковская правда». 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.

ISBN 5—250—00321—4

С) ПОЛИТИЗДАТ, 1990


1. СОВА МИНЕРВЫ

«Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим
мудрецам», — говорил Гамлет. Что же «не снилось» мудрецам,
современникам Гамлета? Над какими вопросами бился датский
принц? Ответить на вопросы типа: который сейчас час? каково
расстояние от Лондона до Парижа? — совсем нетрудно. Нетрудно
это было и во времена Шекспира. Очевидно, что датского принца
мучили куда более сложные вопросы. Это были вопросы о цели
жизни, о возмездии за преступление, о любви и дружбе, о смерти
и бессмертии, о сущности человека, о смысле бытия.

Мир, в котором жил принц, был миром сложным, эпохой пере-
хода от средневековья к новому времени, эпохой Возрождения
Старые устои, принципы и идеалы, нравственные ценности и освя-
щенные веками традиции, избавлявшие от сомнений и регламен-
тировавшие поведение и намерения, уходили в прошлое. Возни-
кали новые ценности, новые подходы к жизни. По-новому расстав-
лялись фигурки на шахматной доске, называемой жизнь, и игра
велась по новым, не до конца сформулированным и не до конца
понятным правилам. И з личной, и вобщественной жизни совер-
шалось нечто беспрецедентное. При решении новых проблем
нельзя было опереться на прежний опыт, на прежнюю накоплен-
ную зеками мудрость.

Но ведь вопросы, мучившие принца, возникали и раньше. Мно-
гие из них мы можем встретить уже в поэмах Гомера и Гесиода.
Мучили они и христианских мыслителей, создававших для их ре-
шения сложнейшие теологические учения, в которых природа,
бог и человек, добродетель и порок, добро и зло, вера и грехопа-
дение выстраивались в сложную продуманную систему. Казалось
бы, что все ответы на вопросы давно найдены и людям остаются
лишь простые проблемы, возникающие в повседневной жизни,
для решения которых достаточно повседневного опыта и незачем
обращаться к мудрецам и богословам. Домашние хозяйки и куз-
нецы, корабелы и домостроители, полковые командиры и финан-
совые чиновники легко справлялись с ними, опираясь на опыт и
профессиональные знания. На первый взгляд эта призрачная про-
стота вообще устраняет, делая ненужными и смешными вопросы,
над которыми бился датский принц. Но стоило произойти глубин-


ным переменам в жизни человека или переломам в судьбах на-
родов и государств, чтобы иллюзия ясности и «решенности» ис-
чезла и перед затерянным в мире человеком, а порой и перед це-
лым обществом снова возникли тревожные, сжимающие сердце
вопросы о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о торжестве не-
справедливости, об эфемерности и недостижимости счастья. Сой-
дя с проторенной тропы, человек, прокладывающий новую исто-
рическую траекторию, оказывается перед сложным выбором,
перед осознанием новых социально значимых и личных целей.
Он должен был понять, в чем причина прежних заблуждений и что
такое заблуждение и истина вообще. Он должен был уяснить, за-
чем живет и какова цена жизни, является ли он ничтожной части-
цей или центром мироздания. Ему следовало понять, игрушка ли
он в руках слепой судьбы или гигант, способный вступить в поеди-
нок с окружающим миром и в грандиозных космических сраже-
ниях подчинить себе мир и сделать его разумным. Но для этого
нужно было понять и что такое разум, в чем разумность мира.
Каждый такой вопрос поднимал десятки других.

Неверно было бы думать, что мыслители прошлого не предла-
гали ответов, не давали продуманных и аргументированных реше-
ний. Как раз наоборот. История сохранила немало имен мудре-
цов, которые предлагали интереснейшие ответы на фундамен-
тальные вопросы человеческого бытия. Эти ответы обобщали весь
накопленный к тому времени опыт человечества, всю культуру,
все знания данной эпохи. А так как мудрецы были живыми людь-
ми, различавшимися одаренностью, темпераментом, социальным
положением, то и ответы были весьма и весьма различными. Но,
взятые в совокупности, они создавали особый, присущий лишь
данной эпохе умственный резервуар, культурный фонд, великую
библиотеку мудрости, из которой каждый мог черпать основы для
личных взглядов и нравственных установок. Современники нахо-
дили в этом «фонде» материал, формирующий мировоззрение,
критерии, с помощью которых измеряли ценность поступков, до-
стоинство, меру величия и низости совершенных деяний. Они на-
ходили там особые духовные навигационные приборы, позволяв-
шие им прокладывать свои личные маршруты по бурному житей-
скому морю. Они находили, наконец, в этой мудрости утешение
в минуты нравственных потрясений или неудач.

Человеческая история не развивается по прямой. В жизни
отдельных людей и общественных групп, как и в жизни целых на-
родов, время от времени совершаются коренные переломы, ме-
няются устои жизни, рушатся старые ценности, а вместе с ними
ветшает и начинает казаться беспомощной прежняя мудрость,
обобщающая давно исчерпавший себя личный и исторический
опыт. И тогда вновь возникают мучительные проблемы и вопро-
сы, «которые не снились нашим мудрецам». В такие-то перелом-
ные эпохи и перед отдельным человеком, и перед целым обще-
ством встает нелегкая задача: обрести утерянную ясность, разо-
гнать надвигающийся сумрак сомнений, тревог и непонимания.


Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу
мудрости, с совой, сидящей на плече. Эта птица, как известно, хо-
рошо видит в сумраке, в ночной тьме. Бесшумно совершает она
полет, когда это недоступно всем другим пернатым. Поэтому
римляне, называвшие Афину Минервой, говорили: «Сова Минер-
вы вылетает в сумерки». Этим подчеркивалось, что подлинная
мудрость, способная ответить на вечные и самые сложные вопро-
сы, не возникающие при благополучном течении жизни, важнее
всего, когда это течение нарушается и все находится в смятении,
крутой ломке, а прежняя ясность сменяется духовным сумраком.
Именно в такой ситуации и находился датский принц, в жизни ко-
торого тесно переплетались личные и общественные проблемы и
как бы резонировали смутные мелодии эпохи и личного бытия.
Но и в наши дни, на исходе XX в., на стыке тысячелетий, гамлетов-
ские проблемы, одновременно вечные и сиюминутные, вновь об-
ретают смысл, получая вполне современное звучание.

В истории человечества не раз случались гигантские перело-
мы, определявшие исторические судьбы на тысячелетия вперед.
Таким был переход от кочевого образа жизни к оседлости, по-
рожденный развитием земледелия и ремесла. Другой гигантский
перелом связан с промышленной революцией XVII—XVIII вв.
И каждый раз эти перевороты порождали глубокие изменения в
жизни, культуре и мировоззрении людей, в их понимании окружа-
ющего мира, в их познании самих себя. Еще более глубокие пере-
мены должен повлечь за собой быстро нарастающий научно-тех-
нологический прогресс и лежащая в его основе информационная
революция, современниками и участниками которой мы являем-
ся. Вечным вопросам о смысле бытия, о развитии общества, о
жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле этот последний
перелом в истории человечества придает особую окраску и зна-
чение. Вопрос: «Быть или не быть?» — носил для Гамлета личный
характер. Теперь он имеет общечеловеческое звучание, о кото-
ром и не подозревали мудрецы прошлого. Ведь только сейчас че-
ловечество благодаря мощи своего разума создало оружие,
способное в считанные минуты уничтожить навеки все живое.
И если Земля единственный островок жизни во Вселенной, то
вопрос этот приобретает не только земное, но и космическое
звучание. Веками люди восхищались красотой природы, стреми-
лись постичь ее тайны, овладеть ее богатствами и стать ее госпо-
дами. Еще несколько десятилетий назад можно было услышать
призыв: «Не ждать милостей от природы, а взять их — вот наша
задача». А теперь господство над природой обернулось своей
негативной стороной — экологическим кризисом, угрожающим
человечеству. В этих условиях вопрос об отношении человека к
миру, к природе звучит совсем не так, как всего лишь несколько
десятилетий назад.

Все эти проблемы могут обсуждать и обсуждают люди разных
профессий, обладающие различным опытом и культурой. Но на
протяжении многих столетий подобные вопросы обсуждались в


рамках особой духовной деятельности, которую со времен антич-
ности принято называть философией. Что же представляет собой
философия? Почему именно ей отводится такая роль в решении
вечных, постоянно тревожащих человечество вопросов?

Если открыть любую энциклопедию или философский словарь,
то можно прочитать, что философия б переводе с греческого оз-
начает «любовь к мудрости». Но философия и мудрость совсем
не одно и то же. Более того, в известном смысле философия и
традиционно понимаемая мудрость даже противоположны.

Еще в глубокой древности, задолго до изобретения письмен-
ности, людям для решения самых разнообразных, возникающих
в жизни задач, проблем и вопросов необходимы были обширные
знания. Они касались поведения животных, признаков съедобных
и несъедобных растений, правил личного и общественного пове-
дения, охотничьих и воинских приемов, сведений о мореплавании,
климате, небесных светилах, врачевании, религиозных обрядах,
колдовских заклинаниях, погребальных обычаях и многого друго-
го. Чем дольше жил человек, чем лучшей памятью, наблюдатель-
ностью и способностью передавать эти сведения он обладал, тем
больше он знал и тем большим влиянием мог он пользоваться в
своем роде, общине или племени. Тот, кто превосходил подобны-
ми способностями и знаниями всех остальных, оказывался совет-
чиком, учителем или наставником жизни. Таких людей, как пра-
вило, и называли мудрецами. Один из современных исследовате-
лей заметил даже, что смерть мудреца для его соплеменников
быле тяжким ударом, подобным по своему значению гибели от
пожара крупной национальной библиотеки. Мудрецы не только
хранили накопленный опыт, но и передавали его следующим по-
колениям, стремясь выделить и закрепить все наиболее ценное,
важное для выживания своих сородичей и соплеменников. Одна-
ко традиционная мудрость по сути своей была консервативной.
Она была итогом тысячелетиями накапливавшегося опыте» и прак-
тических представлений. Ее изменения были столь же медленны-
ми, как и изменения в традиционном образе жизни древнего че-
ловека. Но уже во время великого исторического перелома, выз-
ванного аграрно-ремесленной революцией, переходом к оседло-
сти, созданием городов и изобретением письменности, события
стали развиваться настолько стремительно, что прежней тради-
ционной мудрости оказалось недостаточно. Люди, которые рань-
ше были в основном потребителями природных благ, начали все
больше становиться творцами условий своего существования.
Создавая города, прокладывая дороги и каналы, возделывая поля
и пробивая глубокие шахты, они начали все активнее воздейство-
вать на окружающую природу. Отношение человека к миру изме-
нилось, изменилось и воздействие мира на человека. Все это тре-
бовало глубокого понимания, нового осмысления, нового подхода
к самой деятельности человека, его духовному миру, его созна-
нию. Старая мудрость оказалась непригодной в новых условиях.
Обществу потребовалось новое отношение к мудрости, новое от-


ношение к миру. Это и вызвало появление мыслителей нового
типа — философов.

Если верить преданию, Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) был
первым, кто употребил слово «философия». Впоследствии оно
быстро привилось и распространилось в Древней Греции, в жизни
и культуре которой философы стали столь же значительными фи-
гурами, как и политические деятели, полководцы и великие поэ-
ты. По интенсивности социальных и культурных изменений, по
темпам развития научных знаний история Греции с VI по IV в. до
н. э. превзошла все, что создала культура многих средиземномор-
ских народов за несколько предшествующих столетий. Возникли
новые политические структуры, новая мораль, мировоззрение и
представления о ценности человеческой жизни. Это был подлин-
ный социально-исторический и культурный переворот. И мудре-
цам нового типа — философам — пришлось одновременно ре-
шать две сложнейшие задачи: критически переосмыслить всю
прежнюю мудрость, всю древнюю мифологию, все веками на-
копленные знания и одновременно предложить и выработать но-
вое миропонимание. С тех пор отличительной чертой всякой под-
линной философии становится критическое и одновременно твор-
ческое отношение к окружающему миру и к прежней мудрости.
Система взглядов, не обладающая этими признаками, просто не
может считаться философией. Именно в этом смысле она проти-
воположна традиционной мудрости.

Но есть еще одна характерная черта, разграничивающая тра-
диционную мудрость и философию. Первая безлика. Она концеп-
туализирует и выражает коллективный опыт, родовое или племен-
ное знание. И то, что носителем этого знания, хранителем, нако-
пителем является тот или иной мудрец, ничего, по существу, не
меняет. Совсем иное дело философия. По верному замечанию
В. И. Вернадского, подлинная философия — глубоко личное инди-
видуальное знание. На каждой сколько-нибудь значительной фи-
лософской системе лежит отпечаток ее создателя. На грани пере-
хода от традиционной мудрости к философии (VII—VI вв. до
н. э.) греки особенно почитали семь великих мудрецов, некото-
рые из которых (Фалес и Пифагор) могут уже называться фило-
софами. То, что перечень этих мудрецов неточен, а их индиви-
дуальные характеристики смутны и почти не сохранились в исто-
рической памяти, как раз и подтверждает, что они еще во многом
относятся к мудрецам старого типа. По мере развития филосо-
фии в каждом новом философском учении все отчетливее и
ярче заметны черты определенной индивидуальности, отсвет
вполне определенного и неповторимого гения. Именно это одна
из причин того, что нельзя изучить философию, ознакомившись
лишь со взглядами какого-то одного мыслителя. Овладеть этой
сферой духовной деятельности, понять причину ее удивитель-
ной привлекательности и жизнеспособности можно лишь на
основе последовательного изучения всех наиболее существен-
ных и значительных философских учений. Важнейшая особен-


ность философского знания заключается в том, что оно не пред-
лагает решений, данных раз и навсегда, пригодных везде и при
любых обстоятельствах. Она скорее учит человека искать такие
решения, вооружает его методом познания мира и самого се-
бя, методом глубинного постижения истины. В этом, быть может,
заключается одна из самых серьезных трудностей в изучении
философии, ибо именно этим философское знание во многом
отличается и от здравого смысла, и от традиционной мудро-
сти, и от науки, и от других форм духовной деятельности.
Наверное, из-за этого, а также из-за огромного разнообразия
философских учений многие относятся к философии с недо-
верием.

За последние полтора столетия не раз раздавались голоса, что
философия отжила свое, что теперь она представляет собой лишь
реликт, лишь пережиток прошлого. В 1830 г. О. Конт во всеуслы-
шание провозгласил, что эпоха философии, или метафизики, на-
всегда миновала и что наука в ней совершенно не нуждается, так
как в состоянии решить все проблемы без какой бы то ни было
философии. Наука сама себе философия — утверждал он. Но вот
что заставляет задуматься. Сколько бы ни провозглашали оконча-
тельную гибель философии, сколько бы ни утверждали ее полную
бесполезность и ни доказывали, что она — пережиток древнего
неразвитого мышления, интерес к философии не только сохраня-
ется, но и растет, особенно в переломные эпохи. Интерес к фило-
софии обостряется каждый раз, когда возникает проблема, затра-
гивающая самые основы человеческого бытия, мировоззрения,
познания смысла и перспектив исторического процесса. Чем бо-
лее развитой является страна, тем интенсивнее происходит в ней
социальное, научное и технологическое развитие, тем чаще обра-
щается ее общественное сознание к вечным вопросам, волновав-
шим философов с глубокой древности, и тем более значитель-
ное место занимает изучение философии в ее университетских
программах. Почему же это происходит? Пожалуй, лучше всего
на этот вопрос ответил молодой К. Маркс. «Так как всякая истин-
ная философия, — писал он, — есть духовная квинтэссенция свое-
го времени, то с необходимостью наступает такое время, когда
философия не только внутренне, по своему содержанию, но и
внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во
взаимодействие с действительным миром своего времени. Фило-
софия перестает тогда быть определенной системой по отноше-
нию к другим определенным системам, она становится филосо-
фией вообще по отношению к миру, становится философией сов-
ременного мира»'.

Чтобы понять, чем объясняется неугасающий интерес к фило-
софии, необходимо учесть еще и следующее: все процессы, с ко-
торыми мы сталкиваемся, можно поделить на конечные и беско-
нечные. Передача сообщения (например, письма) от автора к ад-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 105. \·

8 '


ресату — процесс конечный. Он завершается, когда письмо по-
лучено и прочитано. Напротив, процесс передачи информации,
как таковой (доставки писем вообще), бесконечен, по крайней ме-
ре пока существует человечество, иначе человечество распалось
бы. Нечто подобное можно сказать и о процессах решения задач,
вопросов и проблем. Одни из них должны получить окончатель-
ное решение в ограниченное время (операция аппендицита, изго-
товление праздничного пирога, строительство данного дома и
т. д.), другие должны решаться постоянно. Поисками методов ко-
нечных решений обычно занимаются специальные науки и техни-
ка. Однако вопросы, касающиеся смысла и сущности бытия, жиз-
ни и смерти человека, его назначения, цели истории, выбора ду-
ховных ценностей и т. д., не поддаются конечному решению. Они
возникают, обсуждаются и будут обсуждаться постоянно, пока
существует человечество' Их-то рассмотрением и занимается
философия. Ее специфика, следовательно, состоит еще и в том,
что она вырабатывает методы познания и обсуждения «вечных
вопросов», рано или поздно встающих перед каждым из нас. По-
нятно, что в переломные эпохи именно такие вопросы выступают
на передний план, и так как мы живем в эпоху крутого перелома
и в истории человечества, и в истории нашей страны, то филосо-
фия, обращенная к современному миру, привлекает все большее
внимание. Сова Минервы продолжает свой полет.

2. ПРОБЛЕМЫ,
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИЛОСОФИИ

В учебниках и учебных пособиях философия чаще всего рас-
сматривается как наука о наиболее общих законах движения и
развития в природе, обществе и мышлении.

Такое понимание вызывает ряд возражений. Первое из них
заключается в следующем. Если считать, что приведенное опре-
деление относится к философии вообще, ко всякой философии,
то это просто не соответствует действительности. Многие фило-
софские школы и учения понимали философию иначе и не пре-
тендовали на открытие наиболее общих законов природы, обще-
ства и мышления. Если же считать, что это определение относится
только к философии диалектического материализма, то тогда
следует признать, что она почти не имеет общих точек соприкос-
новения с другими, по крайней мере современными философски-
ми системами и концепциями. Из этого непосредственно вытекает
невозможность не только говорить о каких-то преимуществах или
философских достижениях диалектического материализма, но и
сравнивать и сопоставлять различные философские школы, при-
меняемые ими методы философского исследования.

Второе возражение связано с тем, что, на наш взгляд, пони-
мание философии как науки о наиболее общих законах всего су-
ществующего явно несет на себе отпечаток натурфилософской
трактовки философии как «науки наук». В античном мире, когда


философия и наука еще не размежевались, а философы одновре-
менно, как правило, были и учеными, занимавшимися математи-
кой, географией, лингвистикой, астрономией, закономерностями
познания и т. д., эти претензии были еще как-то обоснованы. В
средние века, когда философия, бывшая, по существу, служанкой
богословия, претендовала также на роль судьи, выносившего
окончательный приговор по всем проблемам мироздания и сущ-
ности человека, для этого тоже имелись какие-то основания. Но в
наше время бурного расцвета и продолжающейся специализации
различных наук философы просто не в состоянии охватить все на-
учные знания и соревноваться с учеными-специалистами. Они не в
состоянии открыть «наиболее общие законы движения и разви-
тия». Если бы это вообще можно было сделать, то все осталь-
ные науки — от математики, физики и астрономии до микробио-
логии, социологии, исторических и экономических наук — были
бы просто не нужны, так как все их содержание можно было бы
по определенным логическим правилам вывести из таких наибо-
лее общих законов. Однако это невозможно, и философия долж-
на отказаться от непосильных и давно отвергнутых историей пре-
тензий на открытие наиболее общих законов развития и движе-
ния. Ей следует заниматься своими собственными проблемами,
решать их своими собственными методами и средствами, по
отношению к своему собственному предмету. Только тогда фи-
лософия будет давать знания, не подменяющие различные нау-
ки, и в силу этого будет вызывать действительный и серьезный
интерес.

Но как же возникло, откуда взялось обсуждаемое нами опре-
деление? По-видимому, его источник — одна из мыслей, сформу-
лированных Энгельсом в посмертно изданной книге «Диалектика
природы». Размышляя о диалектике, он утверждал, что материа-
листическая диалектика есть «учение о наиболее общих законах
развития природы, общества и мышления». Заменив в этом выска-
зывании «учение» на «науку», а «диалектику» на «философию»
и абсолютизировав его, авторы учебников и получили приведен-
ное выше определение диалектического материализма и фило-
софии в целом. Но почему же оно получило широкое признание
и распространение? Да потому, что на протяжении ряда предше-
ствующих десятилетий, и особенно в годы застоя, до середины
80-х гг., философию наделяли особыми, несвойственными ей
функциями, в частности идеологического надзора и контроля над
наукой и духовной жизнью общества. Именно для этого филосо-
фию нужно было представить как систему знаний «о наиболее
общих законах», что якобы и давало основания для выполнения
этой функции, поскольку все остальные законы, открываемые
специальными науками, естественно, занимали более низкое мес-
то в системе иерархически построенных знаний. И так как фи-
лософия в действительности не могла выполнять эти функции,
то ее престиж, а вместе с тем и ее влияние были сильно по-
дорваны.


Философия представляет собой особый вид духовной деятель-
ности, но, строго говоря, она не является наукой, по крайней мере
в том смысле, в каком мы считаем наукой физику, химию, биоло-
гию, механику, геологию, историческую науку и т. д. Каждая наука
рассматривает не мир в целом, е лишь определенный его фраг-
мент, определенную сторону, ограниченный образ, пользуется
довольно специальными методами, недоступными никому, кроме
ученых-специалистов, опирается на эксперимент и точные наблю-
дения, пользуется приборами и т. д. Ничего подобного нет в сфе-
ре философии и философского познания, но это нисколько не
умаляет достоинства философии^ Существуют и другие социаль-
но значимые формы деятельности, такие, как искусство, полити-
ка, религия и т. д., которые, не будучи наукой, заслуживают са-
мого пристального внимания и оказывают огромное влияние
на развитие общества, формирование сознания и культуры.

Вместе с тем нельзя отрицать связи философии с наукой и на-
личия у ряда философских школ четко выраженных признаков
научности. Как и научное знание, философское знание является
систематическим, последовательным. Как и наука, философское
знание организованно, и одни его положения должны следовать
из других в соответствии с правилами логики. Как и научные зна-
ния, философские знания доказательны. Они опираются не на ве-
ру, не на мистическое откровение, не на настроения или эмоции,
а на обоснованные аргументы. Как и наука, философия прежде
всего стремится к истине. Она вырабатывает знания, объективные
и не зависящие ст произвола и дающие нам информацию об осо-
бых реальных явлениях, процессах и отношениях. Но этим сходст-
во и исчерпывается. Перед философией стоят совсем особые за-
дачи, которые не решает и не может решить ни одна наука. Фило-
софия только тогда и в той мере может быть полезна ученым,
политикам, педагогам, деятелям искусства, в какой она решает
свои собственные задачи. Во всех сферах деятельности и особен-
но познания неизбежно возникают философские проблемы, от
решения которых во многом зависит их состояние и развитие.
Чтобы понять это, рассмотрим несколько примеров, которые про-
яснят и отличие философских проблем от проблем научных, и
предмет и метод философского исследования.

1. И. Ньютон установил, что сила взаимного притяжения вычис-
ляется по формуле: Т = К1 m1m2 /r2 (здесь Κ 1 — гравитационная по-
стоянная; m1, m2—массы взаимодействующих тел; r —расстоя-
ние между ними). Ш. Кулон нашел формулу для силы электроста-

1 Были, однако, и среди философов мыслители, например Э. Гуссерль (1859—
1938), считавшие философию наукой, и притом строгой. Однако это скорее дань
моде на научность, порожденная успехами естествознания и математики новей-
шего времени. Точно так же данью моде был геометрический стиль изложения
философии с помощью аксиом, теорем и т. д., которым пользовались Б. Спиноза
(1632—1677) и Т. Гоббс (1588—1679) под влиянием успехов в математике и меха-
нике в XVII в. Однако это не дает оснований считать философию математической
наукой.


тического взаимодействия (E): где К2 — коэффици-
ент; q1, q 2 величины взаимодействующих зарядов.

2. Классическая физика, описывая движение материальных
объектов, пользовалась представлениями о трехмерном прост-
ранстве. Специальная теория относительности обнаружила, что
движение происходит в особом четырехмерном времени — про-
странстве. Современная физика, стремясь объяснить с единых по-
зиций чрезвычайно сложные процессы движения и структурные
строения как элементарных частиц, так и всей Вселенной, пользу-
ется уже представлениями об одиннадцатимерном и даже двад-
цатишестимерном пространстве.

3. Согласно Гомеру, после взятия Трои союз греческих царей
во главе с Агамемноном распался, а династия Атридов, к которой
он принадлежал, также исчезла. Александр Македонский в IV в.
до н. э. создал огромную империю, поработив множество наро-
дов, отняв свободу у ранее независимых городов Греции. Он пре-
дал огню и мечу множество культурных ценностей, обрек на
смерть десятки тысяч людей. Он умер внезапно в 323 г. до н. э.
Его ближайшие соратники мгновенно перессорились, добились
смертного приговора для его матери царицы Олимпиады, а затем
приказали заколоть его жену Роксану и единственного сына Алек-
сандра. Империя Александра распалась, а династия Аргеадов
прекратила свое существование.

Создатель Великой Римской империи Юлий Цезарь был убит
своим приемным сыном, не оставив потомства и не создав динас-
тии. Наполеон был предан соратниками и низложен с престола,
умер в изгнании. После смерти его несовершеннолетнего сы-
на прямая линия этой краткосрочной династии также прекра-
тилась.

Иван Грозный был последним крупным царем в роду москов-
ских Рюриковичей. Он убил своего старшего сына Ивана, царевич
Дмитрий также пал жертвой несчастного случая или заговора,
а слабоумный сын Федор Иоаннович не оставил прямого наслед-
ника. Царская династия Рюриковичей также прекратила свое
существование.

4. Согласно геоцентрической модели Клавдия Птолемея (90—
160), Земля находится в центре Вселенной, а Солнце и планеты
вращаются вокруг нее.

В соответствии с гелиоцентрической моделью Коперника в
центре Вселенной находится Солнце, а Земля и другие планеты
вращаются вокруг него по гелиоцентрическим орбитам.

Современная астрономия располагает сведениями о явлениях
во Вселенной на расстоянии не более 12, 5 млрд световых лет от
Земли, так как за этими пределами получение информации невоз-
можно, поскольку звезды и туманности должны удаляться с той
же скоростью, с которой движется в направлении к Земле идущий
от них световой сигнал.|Гаким образом, Земля оказывается в цент-
ре «видимой» Вселенной, представляющей собой условную сфе-
ру диаметром 25 млрд световых лет.


5. Несмотря на все достижения современной космической тех-
нологии и совершенства астрофизической аппаратуры, никаких
признаков жизни за пределами Земли не обнаружено.

6. Народонаселение Земли растет экспоненциально, одновре-
менно разрушаются невозобновляемые ресурсы энергии (уголь,
нефть) и плодородные земли, истощается запас полезных иско-
паемых.

7. В 1956 г. Дж. Маккарти была выдвинута идея искусственного
интеллекта. В настоящее время компьютеры совершают по трил-
лиону операций в секунду, способны выиграть шахматную партию
у чемпиона мира, выполняют технический перевод, помогают
ставить медицинские диагнозы и решают сложные экономические
задачи, доказывают теоремы и т. д.

Может показаться, что эти примеры не связаны между собой.
Однако это впечатление обманчиво.

^Формулы, приведенные в первом примере, формулируют
разные физические законы. Однако стоит нам сравнить между
собой формулы Ньютона и Кулона, как мы обнаруживаем, что по
своей алгебраической структуре обе формулы совершенно иден-
тичны. Случайно ли это? Можно ли считать, что формальное сход-
ство формул говорит о содержательном сходстве закона, хотя в
данном случае связь между ними до сих пор не обнаружена. По-
добные ситуации не редкость и заставляют задуматься о природе
физического и математического знания, о том, в каком соотноше-
нии находятся друг к другу математические структуры, физиче-
ские законы и описываемая в них физическая реальность, и мож-
но ли на основании сходства формул переносить соответствую-
щие физические знания из одной области в другую. Легко понять,
что все эти вопросы не являются собственно физическими или
математическими, но относятся к философским проблемам физи-
ки, поскольку речь в них идет о структуре знаний, об их сходстве
и различии и об их отношении к объективной физической реаль-
ности.

Второй пример также касается физических проблем, но вызы-
вает он совсем другие размышления. Мы можем легко предста-
вить движение в трехмерном пространстве. Оно соответствует
нашему жизненному опыту и вполне наглядно. Образное, нагляд-
ное представление о четырехмерном пространстве уже невоз-
можно, и уже совсем невозможно представить движение в 11 - или
26-мерном пространстве. Спрашивается, в каком же смысле упот-
ребляется здесь само понятие «пространство», имеет ли оно один
и тот же смысл во всех случаях или различные смыслы и значе-
ния? Важно понять, зачем вообще в физике вводится многомер-
ное пространство. Ученые обычно отвечают, что это делается для
того, чтобы более адекватно описать мир и построить физическую
теорию, объясняющую разнообразные явления с единой точки
зрения. В основе такого взгляда лежит предположение о единстве
мира, но само это предположение, впервые выдвинутое Парме-
нидом (VI в. до н. э.) и названное С. Тулминым (род. 1922) «аксио-


мой Парменида», является философским, а не физическим, так
как охватывает не только физические, но и все остальные явления
и к тому же непосредственно не вытекает из наблюдений и экспе-
риментов. Тем не менее стремление к единству понимания физи-
ческого мира и к созданию единой теории разделяется почти все-
ми современными физиками. Из этого следует, что структура
физической теории и способы ее построения диктуются не столь-
ко и не только фактами, отражающими объективный мир, но и
установками человека, его представлениями о том, каким должно
быть его знание о мире, какой должна быть «хорошая» физичес-
кая теория. Критерий такой теории также зависит от общих куль-
турных, философских и методологических установок и ценностей.
Таким образом, и здесь за авансценой физических понятий, суж-
дений и теорий вырисовывается вопрос об отношении человека к
миру, о влиянии человеческих ценностей и установок на развитие
научного знания.

Факты, изложенные в третьем примере, дают повод задумать-
ся над тем, не является ли прекращение династий знаменитых
полководцев и государей возмездием за причиненные ими стра-
дания, разрушения, гибель государств, городов и людей. Не про-
является ли в этом мировая историческая справедливость, урав-
новешивающая сл







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1021. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия