Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1 Классификация культуры, как и любая операция логического деления может быть осуществлена :

а) при корректном определении делимого понятия;

б) при корректном определении основания деления.

Поскольку определения понятия «культура» значительно разнятся в зависимости от позиций культурологической школы, а иногда и от личности конкретного исследователя или философа культуры, классификации культуры могут принимать различный вид и объединять различные типологизированные культурные феномены.

Сравните:

«Культура – есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей…; мир «упорядоченных» коллективов…» ( Я.Флиер // Культурология. ХХ век. Словарь )

1.2Различение культурных типов зависит от того, что понимает классификатор под термином «культура». Возможны два подхода к пониманию культуры, основанные на структуре культурного акта:

 

Субъект культурного акта → АртефактОбъект культурного акта

Используя синонимы основных понятий этой формулировки, принятые в разных культурологических направлениях, можно развернуть культурный акт как систему:

 

ЧеловекАртефактМир,

или:

 

«Я»Артефакт«Другой».

 

В любом случае культура окажется, в зависимости от точки зрения классификатора, либо артефактом («возделанной» средой», … «насыщенной продуктами (результатами)» культурной деятельности), выражающим отношение субъекта культуры к объекту (человека – к миру, «я» - к «другому»), либо отношением субъекта (человека, «я»), выраженным через артефакт. От перестановки акцента в структурной формуле культуры меняется принцип классификации. В первом случае содержанием классифицируемого понятия становится инструментальная часть культуры. Во втором – субъективно- личностная. В первом случае, анализируя артефакт, исследователь «прочитывает» технологию культуры. Во втором случае, необходимо используя артефакт в качестве интерпретируемого текста, исследователь «прочитывает» метафизику культуры.

Разумеется, что ни одна из подобных классификаций не может пользоваться абсолютным преимуществом. Понимание культуры возможно лишь при последовательном или одновременном применении обеих трактовок делимого понятия.

 

 

2.1 Классификация культур по принципу персонализации (проявленности личностного начала):

Народная – элитарная – массовая

2.2 Классификация культур по гендерному принципу:

Мужская культура – приоритет ценности вещей, власти, уверенности, подчеркивается дифференциация гендерных ролей, представительность, амбиции, независимость.

Женская культура – приоритет человечности, качества жизни, заботливости, гендерные роли размыты, ценятся услуги и взаимозависимость.

 

2.3 Класификация культур по принципу социальной зрелости:

молодежная – зрелая

2.7 Классификация культуры по принципу временной ориентации:

Типы культур: мемориальный – основанный на памяти об общем происхождении и общей истории, актуальный – ориентированный на решение текущих социальных задач,прогностический – нацеленный на достижение более или менее представляемого будущего.

2.4 Классификация культуры через определение субъекта:

Homo creator –человек-творец

Homo faber –человек-ремесленник

Homo instrumentalis –человек, делающий инструменты, следовательно, недостаточный; культура как система протезирования (Х. Ортега-и-Гассет)

Homo simbolicus –человек, творящий символы; культура как текст, как система знаков «о другом» (Э.Кассирер).

Homo consummatis –человек потребляющий.

Homo moralis –человек моральный, творящий культуру как систему ценностей.

Homo liber –человек свободный (Б. Спиноза).

Homo ludens –человек играющий (Й. Хейзинга).

Homo pictor –человек-художник (творец образов).

Homo sapiens –человек разумный (К. Линней).

Homo viator –человек-путник (Г. Марсель).

 

2.5 Культурно-исторические типы (циклические или синхронные культурологические концепции):

Н. Данилевский. В мире одновременно присутствуют различные культурно-исторические типы. Основание типологии – естественные группы.

Три типа народов:

  1. Позитивные (творцы истории)
  2. Негативные (творцы истории).
  3. Этнографический материал, задержанный в своем развитии.

 

10 цивилизаций: египетская, индийская, китайская, римская, еврейская, аравийская, иранская, греческая, германо-романская, американская, перуанская.

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия