Музыкальная культура Православия. 7.3.1 Раннехристианская музыка
М. В. Махортова
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие
Для всех специальностей и направлений, предполагающих изучение учебным планом дисциплины «Основы православной культуры»
Ставрополь, 2013
Содержание
7.3.1 Раннехристианская музыка. Святоотеческие учения о музыке и пении 7.3.2 Русское церковно-певческое искусство 7.3.3 Духовная музыка 7.3.4 Колокольный звон
Введение
Актуальность изучения православной культуры в высших учебных заведениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью содержания гуманитарного образования, развитием воспитательных функций светской школы в современных социокультурных условиях. Явления бездуховности, тяготение к ложным авторитетам, духовная экспансия тоталитарных сект, религиозный экстремизм и фанатизм настоятельно требуют введения в вузовское пространство предметов, способствующих выработке духовно-нравственного иммунитета к таким явлениям. В последние годы в обществе ясно прослеживается тенденция возврата к духовно-нравственным истокам российской цивилизации, одним из проявлений которой является неуклонный рост числа общеобразовательных учебных заведений, где в той или иной форме преподается предмет «православная культура». Духовно-мировоззренческая сфера культуры оказывает решающее влияние на содержание и специфику деятельности людей, творчества, любого материального и духовного производства. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном, эстетическом образовании молодежи, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического и межконфессионального общения. В рамках православной культурной традиции сформировался уникальный цивилизационный феномен - православный образ (уклад) жизни, ставший повседневным в быту миллионов россиян на протяжении десятков поколений. Устойчивые стереотипы социального поведения, межличностных, гражданских, семейных отношений обусловили самобытность России в мировом сообществе. Православие оказало глубокое воздействие на формирование национальной идентичности русского народа, специфику российской государственности, культурных традиций и нравственных норм общественного и семейного уклада. Без знания основ православной культуры невозможно адекватное освоение ценностей российской культуры в целом, что обуславливает познавательную значимость данного предмета для студентов вне зависимости от их этнического или конфессионального самоопределения. Предмет «Основы православной культуры» призван способствовать: - интеграции формирующейся личности учащихся в историческое пространство национальной культуры; - воспитанию уважения к историческому прошлому страны и государства, как основам гражданственности и патриотизма; - формированию нравственной, эстетической, правовой культуры студентов, определению ценностных жизненных ориентиров; - выработке высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России. Изучение православной культуры не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от студентов православной религиозной самоидентификации в любой форме, не препятствует их свободному мировоззренческому и конфессиональному самоопределению. Вместе с тем данный предмет призван дать необходимые знания о православном мировоззренческом выборе наших предков, об истории православной Церкви, основных догматах и вероучительных основах конфессии, Священных книгах, нравственных нормах и художественной культуре Православия. Деление православной культуры на нравственную и художественную весьма условно, так как все православное художественное творчество не только отражает богословские истины, но пронизано нравственным началом, равно как и образ жизни православного человека включает в себя православную музыку, иконопись, зодчество и т.д. Поэтому православную культуру можно рассматривать как синтез образа жизни, отраженного в бытовом укладе и художественном творчестве, в основе которого лежит первообраз Творца. Специфика данного предмета не только в культурологическом подходе к его преподаванию, но и огромном воспитательном потенциале, заложенном в сущности самого предмета, так как православная культура - это не только сумма неких достижении в области литературы, архитектуры, иконописи, музыке и т.д. Это глубинный пласт нравственных взаимоотношений человека и мира, людей между собой, их отношению к своей деятельности в обществе, то есть всего того, что именуется «укладом или образом жизни». Но в основе образа жизни всегда лежат мировоззренческие представления о характере, смысле и цели самой жизни. Поэтому предмет «православная культура» имеет большой мировоззренческий и воспитательный потенциал, возрождая представление о конституирующих основах бытия. Ответы на мировоззренческие вопросы о сущности и смысле своей конкретной жизни требуют внутренней напряжения и работы не столько разума, сколько души и сердца. Предмет носит культурологический характер, так как в ней широко отражены достижения художественной православной культуры, многие из которых имеют мировое значение. Изучение основных проблем курса призвано помочь студентам в преодолении мировоззренческого эклектизма, элементов неофитского сознания, обрядовости, фанатизма, способствовать формированию миропонимания на основе ценностей православной культуры.
|