Нехристианские и археологические источники об Иисусе Христе
Большое количество данных об Иисусе в Новом Завете подтверждается многими нехристианскими писателями - нехристианскими историками древности (Тацит, Светоний, Галл), иудейскими источниками (Талмуд, И. Флавий), наместником Плинием Младшим и двумя цезарями (Траян и Адриян), греком Лукианом, сирийцем Маре Бар-Серапионом, гностическими писаниями (Евангелие Истины, Евангелие от Фомы, Трактат оВоскресении). По крайней мере, 17 нехристианских источников секулярной истории, написанных всего лишь 20 - 150 лет спустя после смерти Иисуса, содержат около 50 различных подробностей о нем и о ранней Церкви. В них указаны почти все детали жизни Христа, включая чудеса, воскресение и т. д. [Мизи Т. Л., Хабермас Г. Р. Зачем верить? Бог есть! Еще раз о Боге и христианстве. - Симферополь, 1998 г.: С. 220, 221, 222, 268; Человек и христианское мировоззрение Альманах. Симферополь, 1996 г. Вып. 1: С. 76]. Наиболее часто упоминаемый факт - смерть ИисусаХриста: о ней говорится в одиннадцати текстах. Например, Тацит пишет, что Иисус был казнен Понтием Пилатом во времена правления цезаря Тиберия [Мизи Т. Л., Хабермас Г. Р. Зачем верить? Бог есть! Еще раз о Боге и христианстве. - Симферополь, 1998 г. С. 221]. Из тех же нехристианских источников мы узнаем об учениках Иисуса; о его чудесах, об исполнившихся пророчествах о нем; о том, что он сам был пророком; о вере в его божественность; о его распятии; о его воскресении [Мизи Т. Л., Хабермас Г. Р. Зачем верить? Бог есть! Еще раз о Боге и христианстве. - Симферополь, 1998 г. С. 221]. О событиях, связанных с Иисусом, говорят и археологические находки: сведения о переписи населения, проводившейся при императоре цезаре Августе и упомянутой Лукой; купальни Вифезда и Силоам; основания храма Ирода, гробницы в саду; Туринская плащаница; латинская мемориальная доска с надписью: «Понтий Пилат, прокуратор иудейский» и др. [Мизи Т. Л., Хабермас Г. Р. Зачем верить? Бог есть! Еще раз о Боге и христианстве. - Симферополь, 1998 г. С. 221]. Талмуд также свидетельствует о существования Иисуса Христа. Например, Вавилонский Талмуд приводит слова Амориана: «... и повесили Его в канун Пасхи». Комментарии из книги «Бараита»: «Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из Назарета)...», «Накануне Пасхи его повесили» (Вавилонский «Синедрион»). В книге «Амоа Улла», написанной Уллой, учеником раввина Йоуханана, жившем в Палестине в конце III в., добавляется: «И вы полагаете, что у Иешу из Назарета было право оспоривать свой приговор?». «В Талмуде, – замечает Иосиф Клаузнер, – пишется о повешении, а не о распятии, ибо этот ужасный вид казни был известен иудейским книжникам лишь из римской судебной практики, а не из иудейской системы законов». В «Синедрионе» упоминаются ученики Христа. В раннем варианте «Бараиты» главное действующее лицо – раввин Элиезер упоминает Христа по имени: «Однажды я... встретил одного из учеников Иисуса из Назарета именем Иаков Кефар Секания... И сказал он мне: «По вашим законам нельзя строить храмы за деньги блудницы... Так учил меня Иисус из Назарета...».[О. Н. Забегайло, Духовное понимание истории. Москва, «Русский центр», 2006 г. C.10.] Приведенные независимые друг от друга рассказы доказывают, что в древности даже противники христианства никогда не сомневались в историчности Иисуса, которая впервые подверглась сомнению лишь в конце XVIII в. [Макдауэлл Д. Неоспоримые свидетельства. – Чикаго, 1991 г.: с. 77]. Отказываясь видеть в Иисусе Бога, Коран в то же время усваивает многое из евангельских текстов [Иисус Христос в документах истории. – М., 1999.C. 384 – 386]. Исследователи выделяют в нем три основных рассказа о Христе, «имя которого Мессия Иса» (3: 40). К этим рассказам относятся следующие: сура «Семейство Имрана», сура «Трапеза», сура «Марам». К ним примыкают короткие напоминания об Исе-наби, разбросанные по всей книге. В Коране Иисуса нередко называют Иса ибн Марйам, то есть «Иисус, сын Марии» и говорится об Иисусе – Сыне Девы Марии, который родился от Слова Божьего. Коран упоминает о рождении Христа (сура 19, «Марйам», стих 20). Мусульманская религия считает Христа безгрешным. В Коране (Марйам, стих 19) архангел Гавриил говорит Марии, что ее сын Иисус будет «чистым», то есть безгрешным [Макдауэлл Д. Неоспоримые свидетельства. – Чикаго, 1991 г.: с. 106, 107, 110]. Иса выступает в Коране главным образом как чудотворец. Бегло говорится об исцелении им слепых и оживлении мертвых (3: 110). Суть миссии Исы Коран видит в утверждении среди сынов Израиля единобожия (5: 11; 43: 63). Для этого ему дана особая книга - Евангелие (3: 43; 5: 50). Кроме того, в Коране говорится, что Иса не умер, как все обычные люди, но был живым вознесен на небо (4: 156). Однако в Коране отвергнута евангельская весть о воскресении Иисуса из мертвых, что составляет смысл и стержень христианства [Иисус Христос в документах истории. – М., 1999.с. 385].
|