Студопедия — Апостольская Церковь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Апостольская Церковь






На рубеже I – II вв. в еще малочисленных общинах христиан шли сложные процессы становления учения, создания новой, собственно христианской обрядности и организации. Христиане изначально подчеркивали равенство людей перед лицом Бога и единство друг с другом, называя себя братьями и сестрами. Они всегда считали, что все люди имеют различные дары от Создателя и должны действовать в соответствии со своим призванием: одних Господь поставил апостолами, других – пророками и учителями, третьим дал иное призвание.

Из Священного Писания известно, что в первый год Своего общест­венного служения Иисус Христос избрал 12 апостолов («посланников»). Это были Симон, названный затем Петром, его брат Андрей, Иаков Зеведеев и его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Кананит, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот. На следующий год Иисус Христос избирает еще 70 апостолов. После Воскресения Иисуса Христа апостолом становится Матфий. Православная Церковь установила дни прославления каждого из апостолов и особые праздники – Собор святых славных и всехвальных 12 апостолов (30 июня/13 июля) и Собор 70 апостолов (4/17 января).

Апостолы были учениками Христа. В конце Своего земного служения он называл их друзьями, от которых ничего не скрывал: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин., 15, 15). После Воскресения Христос стал именовать их братьями (Ин., 20, 17).

Понимая и прощая им человеческие слабости Иисус обещал после Своего Вознесения прислать Утешителя – Духа Святого, который и даст силы для распространения христианского учения: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мной» (Ин., 15, 26 – 27).

Через 10 дней после Вознесения в день иудейского праздника Пятидесятницы это обещание исполнилось. Ученики Христа находились и Сионской горнице, там, где незадолго до этого была Тайная вечеря. В третьем (по нашему счету – девятом) часу утра народ собирался в храме для жертвоприношения и молитвы. Однако «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух им давал провещаватъ» (Деян., 2, 2 – 4). Сильный шум означал могущество силы, идущей к апостолам, движение с Неба показывало, что эта сила исходит от Того, Кто вознесся на Небо. Так было явлено единство Божественной Троицы. Языки не обладали свойствами обычного огня, так как были иной природы, чем он. Они светили, но не жгли, что ясно выражало силу Евангельского слова, которому предстояло очистить сердца людей.

Этот день верующие считают днем основания Церкви на земле и отмечают как праздник Троицы (Пятидесятницы). Это двунадесятый переходящий праздник, но всегда празднуется в воскресенье на 50-й день после Пасхи. Согласно Священному Писанию, все три лица Святой Троицы участвовали в сошествии Святого Духа: Бог Отец послал Его, Бог Сын попросил Отца это сделать, а Бог Дух Святой сошел в виде огненных языков. Этот день является завершающим в деле искупления и спасения человека Богом и показывает попечение Его о роде людском. Он соединяет в христианской Церкви языки (народы), некогда разделенные в связи со строительством Вавилонской башни. На следующий день (в понедельник) отмечается День Святого Духа – одного из Лиц Святой Троицы. Ниспослание Святого Духа на землю – великий дар, без которого невозможно было бы ни ясное понимание спасительной миссии Иисуса Христа и сущности христианства, ни суть духовной жизни человека и его возвращения кСоздателю.

Христиане считают, что человек, исполненный Святого Духа мыслит, чувствует, желает и делает только то, что угодно Богу, стремится к духовным богатствам, в то время как человек, не имеющий Духа Божия наоборот, живет по законам своей плоти, заботится лишь о земном и услаждается материальными благами: «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим., 8, 8). Плоды Духа Святого – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал., 5, 22 – 23) – могут быть у каждого. Однако эти плоды найдут благоприятную почву лишь только тогда, когда человек будет окружать себя духовной атмосферой, а также делать добрые дела и работать над своим духовным совершенствованием.

Празднование Троицы (Пятидесятницы) известно в христианской Церкви с первых веков ее существования. В ранней Церкви Пятидесятницей называлось все время от Пасхи до сошествия Святого Духа на апостолов, а само это событие – днем Святого Духа. Это был один из дней, в который совершалось Таинство Крещения над оглашенными (готовившимися к крещению). Молитвы к празднику, которые читаются и сейчас, составлены в IV в. Василием Великим. Песнопения сложились в IV – Х вв. трудами Романа Сладкопевца, Космы Маюмского, Иоанна Арклийского и Императора Льва VI.

Со дня Троицы (Пятидесятницы) начинается проповедь Благой Вести апостолами. Все они осуществляли свою миссионерскую деятельность на территории Римского государства и в сопредельных странах. Христианская традиция связывает с каждым из апостолов возникновение Церквей в той местности, где они вели свою проповедь. Первые ученики были самыми близкими сподвижниками Иисуса Христа в Его земном общественном служении. Византийская и русская иконография запечатлела их в многочисленных иконах, фресках и храмовых мозаиках. О некоторых из них сохранились обширные сведения, о других мы знаем значительно меньше.

Апостол Петр (Симон) был рыбаком из Вифсаиды на севере Галилейского (Тивериадского) озера, сыном рыбака Ионы (Иоанна) и старшим братом Андрея Первозванного, который и привел его к Христу. К тому времени он уже имел дом в Капернауме, был женат на дочери Аристовула (брата апостола Варнавы) и имел, по преданию, сына и дочь (или троих детей). Во времена Иисуса Христа Капернаум был сравнительно небольшим городом рыбаков и насчитывал около тысячи жителей.

Иисус Христос часто бывал в доме Петра. Здесь Им было совершено одно из чудес – исцеление тещи Петра, сюда Он возвращался после странствий. Апостол Петр был самым горячим и непосредственным уче­ником Иисуса, отличался быстрыми решениями и внезапными поступками. Он первым из апостолов назвал Христа Мессией и вместе с Иаковом и Иоанном увидел Преображение Господне на горе Фавор. Из всех учеников Петр был наиболее решительным и опытным воином – об этом говорит его попытка защитить Христа во время ареста (Мф., 26, 46 – 54; Ин., 18, 10 – 11). После ареста Иисуса Петр трижды отрекся от Него, однако вскоре искренне и сердечно раскаялся в своем поступке. Он занимает особое место среди апостолов, в евангельских перечнях всегда упоминается первым, и к нему первому из учеников пришел Иисус после Воскресения. Во время Нагорной проповеди Иисус говорит: «Ты –

Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада (то есть гибель) не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешить на земле, то будет разрешено на небесах». (Мф., 16, 18 – 19).

После Пятидесятницы Петр распространял христианство среди иудеев и прозелитов (язычников, обращенных в иудейство) в Палестине, Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, где посетил Никомедию и Никею. Он был страстным и горячим проповедником новой веры. Больных выносили на улицы и клали на землю, чтобы хоть тень проходящего апостола Петра осенила их. В Никомедии он рукоположил первого епископа. Затем вместе со своим учеником побывал в Египте, Тарсе, Ликии, Эфесе, Смирне. Переплыв из Азии в Европу, апостол Петр поставил епископов в церквях Филипп, Солуни, Коринфа и Патры. Он неоднократно бывал в Антиохии, где рукоположил епископа Еводия, а в Александрии – Марка – автора одного из Евангелий. В 66 или начале 67 года апостол Петр прибыл в Рим. Здесь он написал два соборных послания. Однако, когда император Нерон начал преследование христиан, верующие, согласно преданию, стали просить апостола покинуть город, скрыться. Уходя из города ночью по Аппиевой дороге, он неожиданно встретил Христа, идущего в Рим. Петр обратился к Нему с вопросом: «Куда ты идешь, Господи?» и услышал в ответ: «Иду туда, где Меня снова распнут». Устыдившись, Петр вернулся назад в Рим, где был заключен в тюрьму. На месте этой встречи в XI в. была построена маленькая католическая церковь «Domine, quo vadis» («Куда идешь, Господи?»).

29 июня/12 июля 67 года апостол Петр был распят на кресте вниз головой. Он сам просил о том, чтобы крест был перевернутым, как символ грехопадения Адама, потому что прямостоящий крест – символ Христа, востанавливающего нарушенный грехопадением Адама порядок. Апостол Петр был погребен около места своей казни на Ватиканском холме. Над его гробницей была построена базилика. Голова апостола долгое время хранилась в Константинополе, но после крестовых походов она попала в Венгрию.Согласно преданию, супруга апостола сопровождала его во всех путешествиях и миссионерских поездках. Она также было схвачена и брошена на растерзание диким зверям на арене римского цирка.

Православная Церковь прославляет апостола Петра 29 июня/12 июля вместе с апостолом Павлом. Существует в Церкви еще один праздник посвященный апостолу Петру, – Поклонение его честным веригам (16/29 января). В 42 году за проповедь христианского учения апостол был посажен в Иерусалимскую тюрьму. Согласно Священному Писанию, ангел Божий чудесно снял с него цепи и вывел из темницы (Деян., 12, 1 – 11). Христиане бережно хранили эти оковы, веря в их чудодейственную силу. После кончины апостола были обретены и те цепи, которыми сковывали его в римской тюрьме. В настоящее время вериги апостола Петра хранятся в Риме в церкви его имени.

Апостол Андрей Первозванный. Именование апостола «Первозванный», связано с тем, что он стал первым из призванных Христом учеников. Андрей родился в Капернауме в семье, где было пятеро детей (в том числе его старший брат будущий апостол Петр и три сестры). Андрей изначально примкнул к Иоанну Крестителю и стал свидетелем принятия крещения Иисусом Христом. Затем он в течение всего времени сопровождал Учителя в Его проповеднической деятельности. По свидетельству житийной и апокрифической литературы, апостол Андрей имел ясный ум, твердую волю и сильный характер, относился неприязненно к лести и лицемерию, был уравновешенным и скромным человеком. После Вознесения Иисуса Христа апостол Андрей проповедовал христианство в Синопе, Амосии, Трапезунде, долго пребывал в Иверии (Грузии) и Армении. С проповедью благой вести он побывал в Вифинии, где два года жил в Никее и рукоположил первого епископа. Затем апостол основал церковь во Фракии, в Халкидоне и Византии (будущем Константинополе), поэтому от него берет свое начало свое начало константинопольская епархия. После этого св. Андрей вновь посещает Малую Азию, Иверию, приходит в Сванетию и Осетию. Не раз ему приходилось испытывать гонения и мучения от язычников. Продвигаясь на север, он доходит до столицы Боспора – столицы Боспорского царства, где ныне расположен город Тамань. Отсюда апостол отправляется к южному берегу Тавриды (Крыма), где долгое время пребывает в Херсонесе. Согласно церковному преданию из Тавриды он вместе с учениками дошел до места, на котором впоследствии возникли Киев и Новгород. В 1086 г. киевский князь Всеволод Ярославич построил церковь Андрея Первозванного. В XIII в. на горе, где апостол давал свое благословение Киеву, была поставлена церковь Воздвижения креста Господня. Здесь в 1774 г. архитектором Растрелли был сооружен храм Андрея Первозванного, где паломники молились у креста, воздвигнутого апостолом на горе.

Св. Андрей был распят около 62 года в Патрах (Ахайская область на Пелопонесе, Греция) на кресте в форме буквы «X» (такой крест позже был назван Андреевским). Причем, согласно преданию, для продления страданий руки и ноги апостола были не прибиты, а привязаны к кресту. Со временем апостола Андрея стали воспринимать как покровителя Русской Православной Церкви и символа Православия. В Киевской Руси его считали небесным хранителем государственности. Петр I также использовал в государственном строительстве образ апостола Андрея, ставшего покровителем военно-морского флота. В 1698 году был учрежден орден Андрея Первозванного, а в 1703 году –

Андреевский флаг.

Мощи апостола Андрея при Константине Великом были перенесены в Константинополь, где положены в храме Двенадцати апостолов вместе с мощами евангелиста Луки и апостола Тимофея. Крестоносцы, захватившие Константинополь в начале XIII в., перенесли мощи св. Андрея в Амальфи (Италия), а его глава долгое время находилась в храме св. Петра в Риме. В 1964г. папа Пий II передал ее Элладской Православной Церкви.

Кисть правой руки со сложенными тремя перстами находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Ее передал Вселенский (Константинопольский) Патриарх царю Михаилу Федоровичу как благословение на царство. Всероссийской Патриарх Иоаким обличал этой рукой раскольников в их неправильном сложении пальцев для крестного знамения. Часть мощей апостола, переданных Иерусалимским Патриархом Афанасием, хранилась в Синодальной палате. Православная Церковь прославляет апостола Андрея Первозванного 30 ноября/13 декабря.

Апостол Павел удивительная и яркая личность. Он прошел путь от гонителя христиан до первоверховного апостола. Не будучи учеником Христа изначально, он фактически стал одним из самых пламенных проповедников Его веры. Послания Павла в наше время считаются важным источником раннего христианства, раскрывающим суть учения.

Будущий апостол родился в Тарсе в Киликии в уважаемой местными жителями фарисейской семье, которая имела потомственное римское гражданство. В наши дни от дома, где он жил с родителями, сохранились фундаменты, исследованные археологами.

Родители назвали ребенка Савлом в честь царя Саула, происходившего из колена Вениамина. Юноша учился в известной еврейской школе Гамалиила Старшего в Иерусалиме и, видимо, готовился стать раввином. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл освоил мастерство по изготовлению палаток, которое помогло ему потом зарабатывать средства пропитания. Он был ревностным сторонником ортодоксального иудаизма и сочувственно отнесся к казни первого епископа иерусалимской Церкви Стефана (Первомученика) (см. Деян., 7, 58). Затем Савл сам стал принимать деятельное участие в преследовании христиан, считая их противниками иудейской веры. В 37 году, получив полномочия Синедриона, он оправился в Дамаск (Сирия), чтобы и там преследовать приверженцев новой веры. Но около города Савлу явился Иисус в мощном потоке света с небес (см. Деян., 9, 1 – 7). Сейчас это местечко Каукаб в пригороде Дамаска, где несколько лет назад силами христианских стран были возведены монумент и церковь, украшенная мозаикой и витражами. Ослепленный видением, Савл упал с коня, и его, потерявшего зрение, пришлось вести в Дамаск. Здесь он остановился у некоего Иуды, жившего на Прямой улице. Ученик Христа Анания путем наложения рук избавил Савла от слепоты (физической и духовной), крестил его, нарек именем Павел (от лат. малый) и благословил на миссионерскую деятельность (см. Деян., 9, 8 22). Павел начал проповеди в Аравии (в Набатее). Приехав затем в Дамаск, он подвергся гонениям. Ученики ночью смогли спустить апостола в корзине на веревке с городской стены, после чего он продолжил свою деятельность (см. Деян., 9, 23 25).

У Павла было особое служение: он стал апостолом язычников и начал распространять христианство среди не иудеев. Известно, что он совершил три миссионерских путешествия, посетив Антиохию, Кипр, Иконию, Галатию, Северную и Южную Грецию и другие места. В 51 году Павел участвовал в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо протестовал против необходимости соблюдения христианами из язычников законов Моисея (обрезания). В посланиях апостола Павла, обращенных к различным христианским общинам и отдельным людям, сформулированы и разъяснены нравственно-аскетические аспекты христианского вероучения, основанные на духовном опыте апостола. В них он выступает не как строгий учитель, а как любящий наставник: если «любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий» (1 Кор., 13, 1).

По возвращении в Иерусалим в 59 году Павел был арестован, но, как римский гражданин, потребовал совершения над ним суда в Риме. Правосудия пришлось ждать два года. Осенью 60 (или 61) года апостол был отправлен вРим. По дороге у острова Мальта произошло кораблекрушение, однако все 276 человек спаслись и прожили на острове до весны (см. Деян., 27; 28, 1 – 11). Весной 61 (или 62) года Павел был доставлен в Рим, где находился не менее трех лет. Здесь он пользовался снисхождением властей к своей миссионерской деятельности, которую продолжал и в Вечном городе (см.: Деян., 28, 15 – 31). Проповедь Павла заложила основы для распространения христианства на территории Римской империи.

И христианской литературе нет единого мнения по поводу обстоятельств смерти Павла. Согласно официальной церковной версии, он был казнен во время гонений на христиан, обвиненных императором Нероном в поджоге Рима в 64 году. Но у Климента Римского, возглавлявшего римскую общину в конце I в., есть указание на то, что Павел «достиг западных пределов», видимо самой западной римской провинции – Испании (возможно, он был осужден на изгнание). Затем вернулся в Рим, где был посажен в тюрьму второй раз (он уже ранее находился в заточении), а в 67 году казнен. Несмотря на неопределенность в дате смерти апостола Павла, Православная Церковь вспоминает его вместе с апостолом Петром в один день (29 июня/12июля) и называет Первоверховными.

Для православного религиозного мировоззрения важно сочетание «петровского» (законности и порядка, иерархии и дисциплины) и «павловского» (свободного христианства, верного духу, а не букве канонов и правил). Дню памяти апостолов предшествует Петровский пост (от первого воскресенья после Троицы, до 12 июля и в зависимости от дня Пасхи – от 8 до 42 дней). В восточной и русской иконографической традиции апостолов Петра и Павла часто изображают вместе. Петр – с широким лицом, курчавыми волосами и округлой бородкой, а Павел – узколицый и длиннобородый.

Апостол Иаков Зеведеев был старшим из двух сыновей Зеведея, которых Иисус назвал «сыны громовы» (Мк., 3, 17). Согласно преданию, его матерью была Соломея дочь Иосифа Обручника. Когда Иаков стал апостолом, ему исполнилось около 30 лет. Он был женат, имел четырех детей. Иаков жил вместе с родителями в Вифсаиде – предместье Капернаума, и рыбачил, занимаясь этим ремеслом вместе с братом Иоанном и будущими апостолами Андреем (Первозванным) и Петром (Симоном). Иаков Зеведеев был среди апостолов одним из лучших ораторов. Важную черту его личности составляло умение видеть все стороны проблемы, его мысли и планы отличались взвешенностью. Иаков был энергичным человеком, но никогда не спешил. Скромный, непритязательный труженик, ежедневно делавший свое дело и не стремившийся к какому-либо вознаграждению. Иаков имел хорошие взаимоотношения и с разносторонним Андреем, и с пылким Петром, и со своим замкнутым братом Иоанном. Именно Петру, Иакову и его брату Иоанну Иисус Христос, преимущественно перед другими апостолами, открывал Свои Божественные тайны: они присутствовали и на горе Фавор во время Его Преображения, и в Гефсиманском саду во время Его последней молитвы там. Однако эта близость к Христу по мнению Иоанна Златоуста, побудила их мать обратиться с просьбой к Нему, чтобы братья сидели «один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф., 20, 21). Иисус Христос объяснил нескромность этой просьбы и неясное понимание тайн Царства Божия: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф., 20, 27 – 28). И далее предсказал им, что они будут пить Его чашу, то есть претерпят страдания и бедствия за имя Его, что точно исполнилось для обоих братьев.

После Пятидесятницы апостол Иаков смело и открыто проповедовал христианство в разных странах. Он первым из 12 апостолов принял мученическую смерть в 42 (или 44) году, Православная Церковь вспоминает его 30 апреля/13мая.

Апостол Иоанн Зеведеев. Согласно преданию, Иоанн стал апостолом в 24 года: он был самым младшим из 12 учеников Христа. Он не имел своей семьи и жил с родителями в Вифсаиде, занимаясь рыболовством с братом Иаковым, Андреем и Петром. Иоанн был исполнительным, отважным, верным преданным и надежным человеком. За кротость, чистоту и целомудрие он был особо любим Христом. Многие важные земные события жизни Иисуса Христа проходили в присутствии Иоанна: воскрешение мертвых, Преображение на Фаворе, приготовление Тайной Вечери, сопровождение Учителя в Гефсиманский сад на Его последнюю здесь молитву. Иоанн – единственный из апостолов, кто сопровождал Христа в ночь ареста до Его заключения в темницу, и находился рядом с Ним до Его последнего земного часа, видя все оскорбления, унижения и страдания Христа. Велика была и любовь Иоанна к Христу. Именно ему Иисус доверил попечение о Своей Матери, и тот преданно исполнял свой долг. Он первым из 12 апостолов уверовал в Воскресение, и был первым, кто узнал Учителя, явившегося на берег Галилейского моря после Воскресения.

После Пятидесятницы Иоанн проповедовал христианство вместе с апостолом Петром сначала в Иерусалиме, а затем в Самарии. За свою неутомимую деятельность он получил от верующих имя «столпа» Церкви (Гал., 2, 9). После Успения Богоматери апостол Иоанн вместе с учеником Прохором проповедовал христианство в Малой Азии, долго жил в Эфесе. За проповедь новой веры был выслан на остров Патмос. Везде апостол оставался верным своему Учителю, а его проповедь и чудеса многих привлекли к Христу. Иоанн написал канонические Евангелие, три послания и Апокалипсис, за что получил наименование Богослов. Он был единственным из 12 апостолов, умершим естественной смертью в Эфесе, прожив более ста лет. Память апостола Иоанна Богослова Православная Церковь отмечает 8/21 мая и 26 сентября/9 октября.

Апостол Филипп родился в том же городе Вифсаиде, из которого происходили братья Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея. По преданию, Филипп был вторым ребенком в семье из семи детей: он имел двух братьев и четырех сестер. Его отец занимался рыболовством. С ранней юности будущий апостол обучался «книжной премудрости» и хорошо знал пророчества о пришествии Мессии. Когда он примкнул к ученикам Христа, ему было 27 лет, незадолго до этого он женился, но детей в то время у него еще не было. Филипп отличался точностью и скрупулезностью в исполнении всех просьб Учителя. Он не был хорошим оратором, но обладал большой способностью убеждать в индивидуальном общении. Когда его первый новообращенный, Нафанаил (будущий апостол Варфоломей), захотел поспорить о достоинствах и недостатках Иисуса из Назарета, убедительным ответом Филиппа было «пойди и посмотри» (Ин., 1, 46). Но первоначально он сам видел во Христе лишь совершенные человеческие качества, не вполне осознавая в Нем Его Божество. Это проявилось, в частности, когда предстояло накормить 5 тыс. человек, слушавших проповедь Учителя. Апостол усомнился в возможности это сделать, видя лишь человеческие возможности, но не всемогущество Божие. И только когда Христос насытил все 5 тыс. человек пятью хлебами и двумя рыбами, Филипп увидел, что из рук Иисуса Христа подается всем страждущим обильная пища, и устыдился своего маловерия (Мф., 14, 15 – 21; Мк., 6, 35 – 44; Лк., 9, 12 – 17; Ин., 6, 1 – 14). Однако сомнения не покидали его, и незадолго до Крестных страданий Христа во время Его прощальной беседы с учениками Филипп стал просить Учителя, чтобы Он показал им Своего Отца. Но Иисус ответил с кротким упреком «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца... Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» (Ин., 14, 9 – 10).

После Троицы (Пятидесятницы) апостол Филипп проповедовал христианство в Галилее и Самарии, а затем в Греции, где совершил множество чудес. Далее он благовествовал в Эфиопии и Аравии. Со временем к нему присоединились сестра Мариамия и апостол Варфоломей, и они обратили к христианству жителей Иерополиса, где Филипп рукоположил первого епископа и создал Церковь. Затем они проповедовали в других частях Малой Азии –Лидии и Мизии, где претерпели много страданий. В одном из лидийских селений они встретили Иоанна Богослова вместе с которым отправились в соседнюю область – Фригию. Во фригийском городе с аналогичным названием Иерополис (ныне Памуккале, Турция) они низвергли языческих богов. Затем Иоанн отправился с проповедью в другие города, а Филипп, Варфоломей и Мариамия остались в Иерополисе и продолжали творить чудеса. Это вызвало недовольство жрецов языческих храмов, которые добились от градоначальника решения о казни проповедников, в момент которой произошло сильное землетрясение. Испугавшись, градоначальник отменил свое решение, но апостол Филипп будучи уже немолодым, умер распятым на кресте вниз головой, Апостол Варфоломей похоронил его. Через несколько веков на месте погребения апостола Филиппа был построен особый поминальный храм – мартириум, вокруг которого вырос небольшой монастырь с помещениями для паломников. Ныне этот храм, расположенный на окраине античного Иерополиса, сильно разрушен. Его редко посещают паломники и туристы, но его остатки до сих пор способны воссоздать величие этого редкого архитектурного сооружения. Мощи апостола Филиппа около 560 года были перенесены в Рим в церковь Двенадцати апостолов. Православная Церковь празднует его память 14/27 ноября.

Апостол Варфоломей (в Евангелии от Иоанна – Нафанаил) стал учеником Христа в возрасте 25 лет и после Иоанна был самым молодым из них. По преданию, его отца звали Фоломей, а Варфоломей, как младший из семи детей, не был женат и являлся единственной опорой престарелых родителей, вместе с которыми жил в Кане Галилейской. К этому времени некоторые из его братьев и сестер уже умерли, другие имели свои семьи, но никто из них не жил в родном селении. Все апостолы любили и уважали Варфоломея. В его обязанности входило помогать их семьям, поэтому он не всегда присутствовал на апостольских собраниях. Особыми чертами его характера были честность и чистосердечие.

После Пятидесятницы апостол Варфоломей проповедовал христианство вместе с апостолом Филиппом и его сестрой Мариамией в Малой Азии (в Лидии, Мизии и Фригии). В Иерополисе Фригийском он похоронил принявшего там мученическую смерть апостола Филиппа и рукоположил первого епископа города, утвердив там христианскую Церковь. Потом апостол Варфоломей отправился в Индию, где, согласно преданию, оставил переведенное им Евангелие от Матфея. Перейдя через Персию, Вавилон и Ассирию в Великую Армению, он продолжал проповедовать христианство. Здесь он исцелил от тяжелой болезни дочь царя, после чего в новую веру перешла часть царского двора. Недовольное языческое жречество нашло опору среди высокопоставленных сановников и организовало арест апостола. Он был подвергнут страшным мучениям, после которых распят на кресте в Албанополе (Албан, предположительно современный Баку) на берегу Каспийского моря. Православная Церковь вспоминает его 11/24 июня.

Апостол Варфоломей был похоронен в Албане в оловянном гробу, а 508 года его мощи перенесены в Дары (Анастасиополь) в Месопотамии. Спасаясь от завоевателей, христиане перенесли святыню к берегам Черного моря, а в VI в. она попала на остров Липару в Средиземном море. Часть мощей в середине VII в. была перенесена в Константинополь. В 839 году завладевшие островом Липару арабы попытались осквернить мощи Варфоломея, но их удалось спасти и перенести в Италию (Венеид, или Беневет, и Рим). Эти события вспоминаются Церковью 25 августа/7сентября.

Апостол Фома («иначе называемый Близнец» – Ин., 11, 16; 20, 24; 21; 2). Он был родом из галилейской Панеады. По преданию, Фома стал апостолом в 29 лет, имел жену и четырех детей. Сначала он был плотником и каменщиком, затем, переселившись в городок Тарихее на западном берегу Иордана рядом с Галилейским морем, стал рыбаком. Впоследствии его называли Фома неверующий, однако апостолы вряд ли считали его неисправимым скептиком. Действительно, Фома имел логический и острый склад ума. И был особенно предан Христу (Ин., 11, 1 – 16), а его рассудительность в делах веры помогла многим обрести ее, даже если они не могли понять всех духовных и философских аспектов христианского учения. Дни суда над Учителем и Его распятия стали тяжелым испытанием для апостола Фомы. На некоторое время он поддался сомнениям и впал в отчаяние, не поверив апостолам, видевшим Воскресшего Христа: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин., 20, 25). Через 8 дней воскресший Христос вновь пришел к ученикам, и Фома смог убедиться вистинности Его Воскресения. Затем «Иисус говорит ему; ты поверил, по­тому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин., 20, 29). Апостол Фома вновь обрел веру и мужество и вместе с другими апостолами приветствовал Воскресшего Иисуса на Галилейском море.

Апостол проповедовал христианство в Парфии, Мидии и Индии. Он считается святым покровителем Китая, так как, согласно преданию, дошел до западных границ древнекитайской империи. Именно апостол Фома, не успевший ко дню Успения Богоматери и прибывший в Иерусалим на третий день после Ее погребения, свидетельствовал о воскресении и вознесении Богородицы на небо. Он принял мученическую смерть в Малипуре (Мелиапор) в Индии. Его мощи долгое время находились в Эдессе (ныне Шанли-Урфа, Турция), а потом в Константинополе. Православная Церковь прославляет апостола Фому 6/19 октября.

Апостол Матфей был родом из Назарета, являлся сборщиком податей (мытарем) для римских властей в Капернауме, где имел свой дом. Его профессия вызывала осуждение среди соплеменников, так как он сотрудничал с римлянами – поработителями и поклонниками языческих богов, а многие иудеи считали предосудительным и даже оскорбительным общение с мытарями как явными грешниками. Матфей был сыном Алфея, также капернаумского мытаря, и имел прозвище Левий. По преданию, к началу проповеди Христа ему был 31 год, он имел жену и несколько детей. Матфей обладал приличным состоянием, будучи обеспеченным человеком (единственным из апостолов). Сильной чертой его характера была безраздельная преданность общему делу.

Присутствие Матфея – бывшего мытаря – среди апостолов позволило привлечь к христианству многих отвергнутых обществом людей. Когда Христос находился в доме Матфея, книжники и фарисеи упрекали Его: «как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк., 2, 16-17). Все свое состояние апостол потратил, на нужды Церкви. Вместе с другими учениками Матфей сопровождал Иисуса Христа в Его путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его учению и видел многие Его чудеса, был свидетелем страданий и смерти Спасителя и Его Вознесения.

Матфей проповедовал Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях, написал первое Евангелие, ставшее каноническим. Затем апостол благовествовал в Сирии, Мидии, Персии и Эфиопии. Он принял мученическую смерть около 60 года. Видя непреклонную веру апостола, его мучитель Фулвиан крестился с именем Матфей. Православная Церковь прославляет апостола и евангелиста Матфея 16/29ноября.

Апостол Иаков Алфеев (Иаков Младший) был братом апостола Матфея. Сведений о его жизни почти не сохранилось. Известно, что после Пятидесятницы он проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Газе, Елевферополе, Эдессе. В египетском приморском городке Острацыне (на границе с Палестиной) апостол принял мученическую смерть. Православная церковь прославляет апостола Иакова 9/22 октября. Отец апостолов Матфея и Иакова –

Алфей также стал одним из 70 апостолов (память 26 мая/8 июня ).

Апостол Симон Кананит жил в Кане Галилейской – небольшом городке 8 км от Назарета. Здесь на брачном пиру Иисус Христос произвел Свое первое чудо – превращение воды в вино. Некоторые исследователи полагают, что Симон и был тем женихом, на свадьбе которого побывал Спаситель. Название городка (Кана) в переводе с еврейского языка означает «ревность», а прозвище Зилот, которое дает Симону евангелист Лука (Лк., 6, 15) в переводе с греческого – «ревнитель», то есть апостол Симон стал одним из ревностных проповедников христианской веры. Он благовествовал в Иудее, Египте, Ливии, Британии, где и принял мученическую смерть (по другим преданиям, он был замучен на Кавказе, где и погребен).

Православная Церковь прославляет апостола Симона 10/23 мая.

Апостол Иуда Иаковлев был родом из Назарета. Его отец – праведный Иосиф Обручник, а мать – Соломея, умершая и оставившая своему мужу четырех сыновей и двух дочерей. Священное Писание и Предание часто называют Иуду братом Христа, имея в виду, что воспитывались они в одном доме (у Иосифа – плотника из Назарета). Первоначально «братья Его не веровали в Него» (Ин., 7, 5), но потом Иуда уверовал и стал Его учеником. Священное Писание по-разному называет Иуду: Иаковлев (Лк., 6, 16; Деян., 1, 13), Леввей (Мф., 10, 3), Фаддей (Мк., 3, 18; Мф., 10, 3). Братом Иакова («Иаковлевым») апостол именует себя в своем послании (Иуд., 1, 1) считая недостойным назваться «братом Господним». Прозвище Леввей и означает «сердечный» (всем сердцем уверовавший в Иисуса Христа), а Фаддей – «хвалящий», то есть восхваляющий Иисуса Христа.

Иуда проповедовал христианство в Палестине, Аравии, Сирии и Месопотамии, где побывал в Эдессе и видел образ Спаса Нерукотворного.

Затем, будучи в Пери, он написал соборное Послание, предостерегающее христиан от лжеучителей. Умер он мученической смертью в Армении около80 года. Православная Церковь празднует его память 19 июня/2 июля.

Апостол Матфий родился в Вифлееме и, по преданию, с раннихлет под руководством Симеона Богоприимца изучал священные книги. Получив религиозное воспитание, Матфий вел добродетельную и богоугодную жизнь. Он присоединился к ученикам Иисуса Христа, будучи избран Им в число 70 Своих апостолов. Матфий был свидетелем общественного служения Христа, видел многие Его чудеса и слушал Его учение. После предательства Иуды Искариота Матфий был избран в число 12 учеников (см.: Деян., 1, 15 – 26). После Пятидесятницы он проповедовал Евангелие в Иудее, Эфиопии и Македонии, где претерпел много страдании и мучений. Благовествуя, он творил многочисленные чудеса, Апостол Матфий был арестован около 63 года и отправлен на суд к первосвященнику Анане, который пытался доказать ложность христианского учения, но Матфий, опираясь на ветхозаветные тексты, показал что Иисус Христос и есть обещанный Мессия. Тогда апостола обвинили в богохульстве и побили камнями. Православная Церковь прославляет апостола Матфия 9/22 августа.

Образ Иуды Искариота, пожалуй, самый трагический во всей мировой культуре. Что побудило его сове







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 606. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия