ДАОСИЗМ(основоположник Лао-Цзы – «Старый мудрец» или «Старый ребенок» - по преданию был старшим современником Конфуция)
Центральное место в даосизме занимают проблема Даокак сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба эти термина существовали в мифологии, получили широкое распространение в китайской культуре и различную трактовку в философских учениях. ДАО - Великий Путь, Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстанция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может пониматься как закономерность всего сущего. Дао присуща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет. Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку. Двойственность Дао
Небытие порождает Бытие, прежде всего, Небо и Землю. Но все вещи, входящие в состав Бытия, существуют временно, и опять возвращаются к своей сущности, т.е. уходят в Небытие, которое единственное является вечным. «Дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами». Знание Дао доступно не всем людям, а только совершенно мудрым. Это люди, лишенные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в молчании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает». . Человек и человеческое общество — это часть природы, поэтому их развитие также определяется Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики — недеяние (у вэй): «человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен». Принцип недеяния лежит и в основе даосской концепции правления. Лучший правитель — тот, кто не вмешивается в управление и позволяет всему идти естественным путем: «лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, что он существует», «когда правительство деятельно, народ становится несчастным».
КОНФУЦИАНСТВО (основоположник Конфуций-Кун Цзы-ок 551-479 гг до н.э.)
Основу учения составляют комментарии к более древним текстам, описывающим порядок в мире, обществе и природе: «Пусть правитель будет правителем, министр — министром, отец — отцом, сын — сыном» («Лунь Юй»). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр — с Дао министра и т.д. Если же человек поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или министра и называется таковым, но по сути дела правителем или министром он не является. Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа» который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества. Основные качества «благородного мужа»
«Благородный муж» и «низкий человек»
|