На что я могу надеяться?
Очевидно, что на вопрос о познаваемости мира логически возможны три ответа: да (познавательный оптимизм), нет (агностицизм), может быть (скептицизм). Сам Кант, как известно, полагал, что мир " как вещь в себе" непознаваем, что все наше знание имеет субъект-объектный характер, что и чувственное и рациональное познание регулируется априорными формами сознания, которые образуют: его внутреннюю структуру и в соответствии с которыми организуются результаты воздействия бытия (" вещи в себе") на сознание. Представители познавательного оптимизма (идеалисты и материалисты) в той или иной форме придерживаются гипотезы о тождестве бытия и сознания, соответствующим образом обосновывая ее. Наконец, скептики занимают в познавательном вопросе осторожную позицию, считая, что однозначного и убедительного решения здесь дать невозможно (мета-агностицизм). Четвертый кантовский вопрос: что представляет собой человек?
Практический фрагмент философии - деятельностная проекция картины мира - определяет настроенность эмоционально волевой сферы, принадлежность субъекта к заданным видам (само)созидания. В этом праксиологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное); разрабатываются программы самореализации….
В общественном сознании выделяют: 1) Познание научное и обыденное. Познание связано с поиском истины. 2) Идеологию. Идеология связана с ценностями, интересами тех или иных социальных слоёв. К области идеологии относятся политические, этические и правовые, эстетические, религиозные взгляды. Они в отличие от познания не подлежат проверке на истинность. Та или иная философия может тяготеть либо к познанию, либо к идеологии, но она не может совпадать ни с тем, ни с другим. Философия занимает промежуточное положение. Мировоззрение даёт общую картину мира, показывает место человека в мире и существует на двух уровнях: 1) Обыденное мировоззрение (низший уровень) это точка зрения здравого смысла. Это наивный реализм. Оно воспринимает мир на уровне явлений, а не сущности. 2) Теоретически обоснованное мировоззрение (высший Уровень). Это мировоззрение, обоснованное путём построения теории. Теория - это логическая конструкция, состоящая из исходных положений, тех или иных правил вывода и выводов (теорем). Второй вид мировоззрения и есть философия, понимаемая как рационально-теоретическое знание, основанное на мышлении. Область логики – это психика, но не вся, а только мышление. Мышление это оперирование понятиями. Понятия, связываясь логическими связками, образуют суждения, из суждений на основе законов логики могут следовать умозаключения. Таким образом, в мышлении различают содержание и форму. Содержание системы это элементы, из которых она состоит. В данном случае это понятия. Форма же системы это связи между элементами. Формальная логика занимается связями логических элементов, а не их содержанием. Логика это наука о правильных формах и законах мышления. Выделяют четыре основных закона формальной логики: 1) Закон тождества: Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной себе. 2) Закон не противоречия: Нельзя одновременно что-то утверждать и то же отрицать. 3) Закон исключенного третьего: Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно. 4) Закон достаточного основания: Всякая истинная мысль должна быть обоснована другой мыслью истинность, которой доказана. Парадокс - это ситуация когда в теории доказываются противоречащие суждения выведенные из данной теории убедительными для неё средствами. Парадокс свидетельствует о недостатках данной теории и необходимости её усовершенствования (вспомнить суть ограничительной теории Геделя). Вопрос 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Проблема предмета философии обозначилась в 19 веке, когда кроме классической философии возникли неклассические направления. Классическая философия считала своим предметом мир, взятый в целом. С возникновением частных наук изучающих отдельные области мира возник вопрос, остаётся ли что-нибудь в мире на долю философии? Антропологическое направление (философия жизни, экзистенциализм) предметом философии считает жизнь человека, его существование. Позитивизм (в разных исторических видах) своим предметом считает специфику научного познания мира, анализ языка науки, логику развития знания. Согласно О. Конту на смену религиозному и философскому восприятию мира пришло научное и на долю предмета философии ничего не осталось. Действительно изменился предмет философии. Это не мир во всех подробностях, не конкретные законы мира, а мир в целом, общая картина мира. Таких наиболее общих вопросов два. 1) Первый вопрос наиболее общий. Так как последовательность обобщения заканчивается двумя сущностями: материей и сознанием, то исходный вопрос будет касаться выбора одной из них, как субстанции; это вопрос о субстанции; о том, что лежит в основе мира (онтологический аспект). 2) Во- вторых надо решить вопрос о познаваемости мира, об отношении образов сознания к обьективному миру. Возник ли мир, или существует вечно, развивается ли мир и т п? Показать наиболее общие законы развития мира. Вместе с тем, это многообразие отнюдь не свидетельствует об отсутствии неких общих исходных моментов у всех указанных выше и других возможных концепций предмета философии. Такими общими и необходимыми исходными пунктами являются: 1) " раскол" всего возможного (теоретического) Универсуума на Я и не-Я; 2) полагание Я и не-Я в качестве теоретических (трансцендентальных) предметов, а не эмпирических реальностей (" человек" и " мир"); последние суть не более чем возможные материально-отчужденные коннотации Я и не-Я; 3) наполнение конкретным теоретическим содержанием Я и не-Я;
|