Философия этого периода прошла путь от хаоса — к космосу и от мифа - к логосу
Периодизация античной философии. Поскольку миф, трактуя обо всем существующем как о сфере живых существ, поначалу не различал в них субъективной жизни отдельно от их объективного существования, то первая же рефлексия в отношении мифа привела к различению объекта и субъекта. Показательно, что классический период античной философии - VI—IV вв. до н. э. - трактовал космос преимущественно в качестве объекта. Ранняя классика, VI-V вв. до н. э., в лице досократиков трактовала космос натурфилософски: интуитивно и субстратно в виде природных стихий (вода, воздух, элементы, атомы и т. д.). Средняя классика, V в. до н. э., в лице софистов и Сократа трактовала космос дискурсивно, понятийно посредством поиска надэлементных общностей. Например, противопоставляя атомы и пустоту. Диалектика софистов негативна. Высокая классика, IV в. до н. э., в лице Платона трактует космос категориально-диалектически в виде системы иерархических уровней общего, со стороны смысловой, идейной и идеальной. Поздняя классика, IV—III вв. до н. э., в лице Аристотеля видит космос энергийно и дистинктивно-дескриптивно, как текуче-сущностную энтелехию, как ум-перводвигатель - предел всех чувственно-элементных оформлений. Перед нами энергийно рожденный и энергийно изменяющийся космосРанние древнегреческие философы ставили перед собой задачу сформулировать философию универсума: и природы, и человека, и богов. Но наиболее убедительны они были в понимании природы. Философия зародилась в Древней Греции в VI—V вв. до н.э. на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранилась терминология, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил. Например: любовь именовалась Эросом или Афродитой (земной или небесной); мудрость — Афиной; поддержание космического порядка связывалось с Эриниями — богинями мщения и т. д.; все сущее состоит из четырех основных стихий (Вода, Воздух, Огонь, Земля); идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения); устройство Космоса и пр. явлений, писали трактаты под общим названием «О бытии», то есть преимущественно были философами природы (physis) или натурфилософами. Главная тенденция их творчества состояла в разработке философских проблем и трансформации мифологии в философию. Вся история развития философии складывается из поиска ответов на актуальные, значимые и довольно сложные вопросы. Такие вопросы греки называли проблемами. Философия имеет проблемный характер, это всегда творческий поиск. Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого. В мире людей существует огромное разнообразие явлений, с чем только не приходится иметь дело человеку, сколько неожиданностей, а порой и опасностей встречается ему на каждом шагу. Неужели человеку надо непрестанно прилагать всю совокупность усилий, чтобы «справиться» всего с одним явлением? Как хорошо было бы, если бы человек мог совладать с самыми Но как увидеть единое? Многое находится прямо перед нашими глазами, оно видится глазами, слышится ушами. Как же обстоит дело с единым? Его тоже можно увидеть глазами? Трудный вопрос, на который нельзя ответить с помощью лихой кавалерийской атаки.
|