ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Платон (427–347 гг.до н. э.) – ученик Сократа. В основе его философии лежит противопоставление мира идей (эйдоса) и мира вещей, то есть бестелесного и чувственно воспринимаемого миров (дуализм). Например, конкретный цветок – некая копия, несовершенное воплощение «идеи цветка», которая существует сама по себе. Таким образом, Платон считал, что каждому классу вещей чувственно воспринимаемого мира соответствует его сущность (неизменная, вечная и бестелесная идея). Кроме «мира идей» и «мира вещей» (дуальная картина мира) существует материя в виде лишенного качества субстрата, из которого могут быть образованы любые тела. Идеи представляют собой активное начало, материя – пассивное; мир чувственно воспринимаемых вещей – «детище их обоих». Платон считал, что в человеке наряду со смертным телом есть бессмертная душа. Душа, по Платону, состоит из трех частей: разумная, аффективная (страстная) и вожделеющая. В гносеологии Платон различал чувственность, «правильное мнение» и знание. Как и Сократ, он считал, что знание основывается на общих понятиях. Для характеристики специфики познания человека Платон предложил аллегорию человека в пещере: люди прикованы в пещере так, что видят только стену, противоположную входу. Перед входом движутся разные вещи, но человек видит не их, а тени на стене, а думает, что видит сами вещи. (Вещи здесь – это эйдос (вечные неизменные идеи), а их тени на стене – явления вещественного мира.) Платон признавал источником истинного знания воспоминания (анамнесис) человеческой душой того, что она знала ранее, до «вселения в телесную оболочку», когда находилась в «эйдосе » и могла созерцать то, что происходило в «мире вещей». Для того чтобы душа вспомнила находящиеся в ней знания, необходимо посредством диалектики (диалога) побудить ее к размышлению. В социальной философии особую важность имеют взгляды философа на проблему общества и государства. Выделяя исторические формы государства – тимократию, олигархию, демократию и тиранию, он считал их худшими формами политического устройства и противопоставлял свой проект наилучшего идеального государства. В государстве должны быть три сословия граждан, подобно тому как в душе присутствуют три ее части: – философы-правители, представляющие ум государства; – воины-стражи, представляющие душу, волю государства, подчиненную уму; – третье сословие – земледельцы, ремесленники, торговцы и другие представители неблагородных профессий, представляющие тело государства. Основной добродетелью идеального государства является соблюдение принципа справедливости: то есть каждый член общества должен заниматься своим делом в соответствии с природными способностями. Благодаря воплощению этого принципа будет соблюдаться космическая справедливость: упорядоченность, структурированность, гармоничность, каждый предмет будет занимать положенное ему от природы место.
|