Классификация Античной философии
Характерные черты ранней греческой философии В развитии греко-римской философии можно выделяют три исторических этапа: досократики (ранний этап), классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель) и эллинистический (хотя, можно и детализировать эти этапы). Греко-римская философия просуществовала около 1200 лет. Первый европейский мыслитель, с которого начинается философия – Фалес. Вечная философия Востока была мудростью, но не основывалась всецело на теоретических рассуждениях, опирающихся на разум и логику. Она была мистична, замыкаясь в пределах интуитивных прозрений и констатации (деклараций), но не доказательных и систематических объяснений. Греческий культ разума вызрел не сразу. Он пестовался в гомеровских поэмах " Илиада" и " Одиссея", поэмах Гесиода " Теогония", " Труды и дни", в стихах нравоучительных поэтов VII—VI вв. до н. э. Так, образный ряд Гомера структурирован согласно чувству гармонии, пропорции и меры, которые потом греческая философия подымет на уровень онтологических, бытийственных принципов. Показательно, что Гомер уверенно мотивирует поступки своих персонажей, Гесиод же вводит историко-генетический прин-цип объяснения, представляет справедливость высшей ценностью. А какой мудрый девиз начертан на дельфийском храме-святилище Аполлона: " Познай самого себя"! Он стал базовым принципом греческой философии. Философскую проблематику стимулировали также греческие мистерии, например, орфизм с его идеей бессмертия души и дуализма души и тела, без которых непонятны Пифагор, Гераклит, Эмпедокл и Платон. Кстати, не имея священных книг, как на Востоке, греки оказались чужды догматики и жрецов, хранителей догмы, что делало их философскую мысль принципиально свободной и смелой. Можно сказать, что философию породило воплощенное в смелую мысль удивление перед лицом бытия, а главным стимулом философии стало вечное " Почему? ". Первые философы Милетской школы в греческой Ионии стремились постичь истинную природу или истинное устройство вещей, которую они именовали " фюзис". Стало быть, первоначальное значение этого слова, переводимого как " природа" - истинное устройство вещей. Философия милетцев также имела сильную мистическую окраску. Поздние греки называли их гилозоистами, т. е. оживляющими и одухотворяющими неодушевленную природу космоса. Тогда еще не употребляли понятие " материя", которое ввели гораздо позднее философы-арабы. Все формы существования древние греки воспринимали как проявления " фюзиса". При этом Фалес полагал, что все вещи наполнены божествами, а Анаксимандр считал космос неким организмом, наделенным космическим дыханием - " пневмой". Эти органические аналогии были близки к древнеиндийской и древнекитайской традиции. Подобные параллели еще более очевидны в философии Гераклита из Эфеса (городок близ Милета на западном побережье современной Турции, а тогда это были греческие колонии). В основе " фюзиса" Гераклит видел огонь - символ непрерывной изменчивости, циклических разгораний и угасаний. Греки называли подобное первоначало " архе" (от греч. - власть). По Гераклиту, власть в фюзисе принадлежит огню. Фалес отдавал ее воде, Анаксимен - воздуху, Анаксимандр - неопределенному " апейрону". Все они были наивными диалектиками, и Гераклит в особенности. Он рассматривал различные пары противоположностей как единое целое, называя весь их комплекс логосом, законом, управляющим всем космосом. Гармонию единства противоположного Гераклит наделял божественным статусом, склоняясь к пантеизму. Разрыв этого единства впервые совершили элеаты (Парменид из Элей). Они признали существование некоего Божественного принципа, стоящего над всеми богами и людьми. Он отождествлялся не с единством космоса, а с разумным персонифицированным Божеством, стоящим над миром и им управляющим. Так наметилось то направление в философии, которое отделило дух от природы, противопоставило их и породило дуализм, столь характерный для европейской философской традиции. В противоположность Гераклиту, Парменид учил, что в основе всего находится не Становление, а Бытие, причем неподвижное и неизменное, постоянно равное самому себе, завершенное и совершенное, непорожденное и неуничтожимое, сферообразное и единое. Все видимые изменения относились за счет иллюзорности наших чувств. Попыткой примирить эти два несовместимых подхода стало атомистическое учение Левкиппа - Демокрита, Эпикура и Лукреция, которые исходили из тезиса о том, что Бытие проявляется в определенных неизменных субстанциях - атомах, которые сочетаясь и расходясь, порождают все изменения. Но далее в античной мысли интерес перемещался все больше от материального к духовному, к человеческой душе и проблемам этики. Идейный источник античной философии - мифологическое мировоззрение, которое переносит на природу и мир наиболее понятные в те времена кровнородственные отношения. Переход от общинно-родовой формации к зрелому рабовладению потребовал нового мировоззрения. Античная философия обладала следующими чертами: - Космоцентризм — ведущая черта античной философии. - гилозоизм; - пантеизм; (Античные боги - это идеи, которые воплощаются в космосе, это управляющие им законы, только обожествленные) - Космос независим, значит он свободен; - фатализм, соединенный с героизмом, в понимании человека.
|