Искры философской мысли зарождались в первых древних цивилизациях Востока в результате весьма продолжительного и неизбежного взаимодействия мифов (от греч. - предание, сказание), т. е. стихийно возникших и примитивно объясняющих мироздание архаических сказаний, повествований о чудесных событиях и превращениях богов и героев, с одной стороны, и рационального осмысления повседневного человеческого опыта, - с другой.
Мифы бывают космогонические, этологические, генеологические, эсхатологические. Все они описывают происхождение, сотворение чего-либо как " добывание" каким-либо героем элементов культуры или природы путем похищения у первоначальных хранителей, изготовление демиургом (" создателем") или порождение первопредком. Созидание видимого мира представлялось в мифах как превращение первичного хаоса в космос в ходе борьбы богов или героев с демоническими силами зла и постепенного отвоевывания и упорядочения тех или иных фрагментов бытия. Формирование космоса предстает в мифах отделением неба от земли, выделением суши из первичного океана, появлением трехсферной структуры миров небесного, земного и подземного, соединенных мировым древом. Особую категорию составляют календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами и повествующие об регулярно исчезающих и затем возвращающихся богах и героях. Существовали также эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. В мифах часто разрабатывались такие биографические мотивы как рождение, инициации, т. е. посвящение в полновозрастный статус, браки, жизненные испытания и кончина мифических персонажей. В качестве раннего феномена культуры мифы были первой попыткой гармонизации личности, общества и природы. Особенности мифологического сознания определялись неспособностью человека выделить себя из природного окружения и преобладанием эмоциональных реакций над незрелой и робкой мыслью, что вело к метафорическому сопряжению природных и социальных объектов, очеловечиванию природы с неизбежным одушевлением фрагментов космоса. Невозможность научного объяснения восполнялась тотальным генетизмом и этиологизмом, т. е. объяснение сводилось к преданию о происхождении и творении. Такой язык мифа, такова и его «логика».
От мифа ранняя философия унаследовала образность, метафоричность, афористичность. От эмпирического знания - тягу к конкретности, системной оформленности, практической значимости, логической обоснованности и стройности, которые между тем не препятствовали смелому полету философской мысли.