Вопрос 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ мировоззрения
Переход к передаче власти по наследству стал началом упадка римской империи Комода не волновало процветание империи. Он посвятил свою жизнь организации различных зрелищ. Он устраивал грандиозные гладиаторские бои, увеличил жалованье преторианцам, а так же производил раздачи римской толпе, что быстро опустошило казну. Он лично сам участвовал в гладиаторский боях, и считал себя подобным Гераклу. Для пополнения казны он начал репрессии против знати, осуществляя конфискацию имущества репрессированных. Тем самым, был нарушен закон Нервы, призывавший не проводить репрессии против римской знати, без согласия сената. Римская империя стала клонить к закату, наступило время солдатский императоров, которые действовали опираясь на армию, а не на сенат. Императорами стали выдвигаться по прихоти армии из родственников умерших императоров или случайные люди, завоевавшие дешевый авторитет в армейских кругах. Наступили тяжелые для Рима времена Только в конце третьего века императору Диоклетиану удалось на короткое время укрепить власть в империи. По проведенной реформе Римский император становился не первым среди равных, а монархом, наделенным абсолютной властью. Сенат при этой системе терял политическое значение. Вопросы, имеющие общегосударственное значение, уже не ставились на его обсуждение. Сенат стал заниматься делами касающимися устройства общественных зрелищ… Все решения сената были не действительными без утверждения их императором.
Лекция 1. Философия, её предмет и функции Вопрос 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ мировоззрения Вопрос 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Вопрос 3. Методы обоснования философских истин Вопрос 4. Взаимосвязь философии и науки Вопрос 5. Функции философии
Вопрос 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ мировоззрения Философия, являясь рефлексией предельных оснований всех видов человеческой деятельности, а) подытоживает, синтезирует ее достижения, формирует миропонимание; б) обозначает, обосновывает векторы индивидуального и социального творчества, задает отношение человека к миру. Из данного определения следует, что выполнение традиционных функций философии обеспечивается ее теоретико-практической сущностью. Теоретический фрагмент философии - осмысление открывающейся человеку познавательной, социальной и природной реальности в ходе ее духовного, практического и практически-духовного освоения, установление рубежей, горизонтов достигнутого в каждую эпоху с целью его преобразования (приумножения, преодоления) - ответствен за выработку (разработку) нормативно-ценностной основы убеждений людей. В этом рефлективном плане складывается картина мира: онтологические допущения, гипотезы существования; принципы, пути познания; место человека в границах природного и общественного целого; смыслы, ценности, приоритеты, жизненные установки; идеалы; целеполагание, целесообразность и т.д. волевой сферы, принадлежность субъекта к заданным видам (само) созидания. В этом праксиологическом плане оформляются типы жизнедеятельности, осуществляется их апробация, вхождение должного (возможного) в сущее (действительное); волевые, веровательные интенции; программы самореализации; гражданские позиции; реальный смысл, предназначение жизни и т.д. Данное толкование философии, разумеется, далеко не полное. Оно, к примеру, не дает демаркации философии от теологии, также претендующей на статус рационально-теоретической формы мировоззрения, зиждущейся на рефлективном синтезе культуры и т.д. Поэтому оно требует уточнения, которое находится на пути спецификации природы философских " рефлективных синтезов культуры". Осознание концептуальных систем в качестве философских производится по признаку фокусируемости их проблематики на оппозицию " субъективное - объективное". Анализ ее многообразных ветвлений составляет conditio sine qua non философии; без него философия не может ни сложиться, ни состояться. Но как оттеняет подобный анализ существо проводимых современной философией синтезов? Казалось бы, пропускание проблематики через призму оппозиции " субъективного - объективного" с целью выяснении их взаимоотношений излишне. Ведь возможные интерпретации, понимания взаимосвязей этих полярностей хорошо известны, ясны. Не оказывается ли философия праздным блужданием в соснах материализма, идеализма и эклектики? Последнее походило бы на правду, если бы философ ограничивался приобщением к традиционным интерпретациям. Однако в его задачу входит обоснование их. Задача обоснования интерпретации отношений, связей субъективного и объективного, как демонстрирует практика, праздной не является. Она возникает вновь и вновь в материале каждой конкретной культуры и требует соответствующего адаптированного к реалиям данной культуры, решения. Сказанного достаточно как для фиксации тождественно-общего в сфере философской деятельности, так и для спецификации философии в противоположность иным формам духовного производства. Оправданное рамками нашего рассмотрения толкование философии как универсального синтеза культуры, фокусируемого на оппозицию " субъективного - объективного", позволяет провести следующие необходимые уточнения. 1. Философия - знание историческое, имеет дело с подвижной, постоянно меняющейся реальностью. Эта реальность - мобильное содержание исторических видов практики, порождаемых культурогенезом. Становление новых типов реальностей, отображением, которых является философия, требует изменения ее форм. Выступая глобальным синтезом человеческой исторической практики, локализуемой по отдельным эпохам, философия функционирует как их (эпох) духовная квинтэссенция. Она выступает самосознанием, совестью эпохи, впитывая все приметное и сущностное из духовной жизни человечества на данной фазе его эволюции. 2. Философия есть рефлексия второго порядка; она является Философ не ставит экспериментов, они заменяются концептуальным моделированием; имеет место движение не в вещах, a в идеях. Философские утверждения не допускают непосредственного опытного контроля. Они оправдываются опосредованно - путем выявления степени плодотворности деятельности ученых, политиков, творческой интеллигенции, базирующейся на философских принципах, которые осуществляют методологическую, мировоззренческую, аксиологическую и т.д. регуляцию этой деятельности. 3. Философия вскрывает последние, предельные, граничные 4. Философия - открытая система, не замыкающаяся в себе самой. Во-первых, у философии нет и не может быть единого и единственного исходного начала (эмпиристы, рационалисты и интуитивисты). Во-вторых, в философии, как отмечал И Кант, нельзя начинать с дефиниций. Сова Минервы вылетает в сумерки (смысл метафоры-прозрение приходит лишь «после», а не «до»). Дефиниции в философии- нечто завершающее, а не исходное, они не очевидны в начале и могут быть оправданы лишь в конце. 5. Философское знание - «метафизическое». Беспредпосылочной философии не бывает. Философские предпосылки не самоочевидны и одновременно не могут быть обоснованы методами частных науках. Еще И. Кант отметил по крайней мере три главные проблемы философии:
|