Вопрос 5. Функции философии
Эвристические функции: Аналитическая функция: выявление предельных, граничных основоположений, оснований (которые выступают в виде содержательных предпосылок, семантических универсалий), составляющих условие возможности всех видов теоретического и практического опыта. Рефлективная функция: превращение скрытых допущений, латентных комплексов в явный предмет специализированного исследования; экспликация всеобщих идей, побуждений, влечений, инициатив, предприятий, обусловливающих уникальные (культурные) или универсальные (цивилизационные) принципы, формы организации и реализации общественно-исторической деятельности. Онтологическая функция: введение фундаментальных гипотез существования, задание схем, каркасов строения действительности. К примеру, для оформления электромагнитной теории требовалось развить понятие среды как проводника физических взаимодействий в пространстве. Возникло представление об электромагнитном поле как о некоей реальности, ответственной за передачу взаимодействий зарядов на расстоянии. Задача обосновать эту реальность в качестве реальности " объективной" не мнимой), дабы замкнуть формализм теории на действительность, и составляет компетенцию оснований онтологических. Гносеологическая функция: разработка и оценка допущений о характере познавательного процесса. Является ли знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерные связи мира? — проблема, анализом которой, по словам Эйнштейна, вынуждают заниматься ученых трудности их собственной науки. Так, на вопрос " что изучает квантовая механика? ", сформировались совершенно различные позиции; Методологическая функция: выработка нормативных представлений, позволяющих оценивать продукты поисковой деятельности по принципу предпочтительности. Если брать науку, спрашивается: является ли несогласие теорий с данными опыта достаточным условием их фальсификации? возможен ли решающий эксперимент? каковы основания сравнения конкурирующих теорий. Критическая функция: охват негативного опыта, развенчание Многоразличных ошибок, привычек, призраков, идолов, догм, суеверий, предрассудков, стереотипов этих, по выражению Ф.Бэкона, докучливых, тягостных противников, сковывающих, парализующих, притупляющих ищущую мысль и преобразующее действие. Социальная функция: сознательное объединение людей в рамках гуманитарных общностей. Интегративная функция: системное обобщение и понятийная реконструкция много- и разнообразия социальной практики, богатства культуры применительно к наличной точке существования. Аксиологическая функция – конструирование социальных форм взаимодействия людей в социуме, ценностное значение философии. Гуманистическая функция: сверхзадача «каким надо быть, чтобы быть человеком». Можно выделить и другие функции философии.
Литература к лекции: 1. Аскольдов С. Основные проблемы теории познания и онтологии.- Спб., 1900. С7 2. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - Вып. 1. - М., 1991. - С. 37. 3. Вуидт М. Греческое мировоззрение. - Пг., 1916 - с.145. 4. Гегель Г.В. Соч. - М., 1932. - T.IX. - С. 63. 5. Ригведа. Избранные гимны. - М., 1972. - С. 263. 6. Франкфорт Г. В преддверии философии. - М., 1984. 7. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М., 1987. - С. 50. 8. Донских О.Д., КочергинА.И. Античная философия. - М., 1993. - С. 73. 9.Лебедев С. А. Философия 2003.-С.
|