ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИЗМА
Эпохой эллинизма называется период с середины IV в. до н.э. (возникновение «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским, на которых происходит синтез классической греческой и традиционных древневосточных культур) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому времени Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Восточную (Византию). Византия продолжила традиции Античности (самоназвание Византии – Восточная Римская империя). Поэтому конец античной философии в целом и эллинистического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах. Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеванные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, оказав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, литературу, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие ряда греческих учений. Поэтому, можно говорить о существовании греко-римскойфилософии в период с I в. до н.э. по VI в. н.э. Новая философия была призвана сориентировать человека в социокультурном пространстве своего времени. Человек перестал быть гражданином полиса, стал подданным империи, частичкой огромного и неустойчивого мира, космополитом, т.е. человеком мира, который ориентируется только на самого себя, а не на космос. Проблема личности и индивидуальности становится доминирующей, следовательно, на первый план выдвигается этика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья (эвдемонизм), что возможно только при должном поведении. Для это необходимо понять что такое человек и какое место он занимает в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе. В эллинистической философии было принято делить философию на три части: физику, логику, этику. Эллинизм замечателен развитием науки, которая развивала классические греческие теории Платона и Аристотеля. Центром науки становится Египет Птолемеев. При них в Александрии Египетской был построен Мусейон, где под патронатом государства жили и работали ученые. Символом александрийской науки является дедуктивная математика Евклида (трактат «Начала» до сих пор является основой курса школьной математики). Математика Евклида стала продуктом метода доказательств, разработанного Платоном и Аристотелем. Кроме Евклида можно назвать математиков Евдокса (теория пропорций), Аполлония (конические сечения), Архимед (прообраз интегрального исчисления, теории рычагов, статики и гидростатики, метод технической идеализации). Гераклит Понтийский предположил, что Земля вращается вокруг своей оси, а Венера и Меркурий вращаются вокруг Солнца. Аристарх Самосский выдвинул гелиоцентрическую гипотезу: Земля вращается вокруг Солнца. Гиппарх и Клавдий Птолемей развили концепцию эпициклов (планеты вращаются по окружности, центр которых также движится по окружности. Например: Луна обращается вокруг Земли, а Земля – вокруг Солнца). Географ Эратосфен измерил окружность Земли.
|