СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зарождение средневековой философии связано с влиянием христианских идей на античную философию (II-III вв.н.э.)
Зарождение средневековой философии связано с влиянием христианских идей на античную философию (II-III вв.н.э.). На смену космоцентризму пришел теоцентризм (тео – бог). В результате сложилось два культурных типа: христианский и арабо-мусульманский. Источником формирования этих культур считается древневосточная религия иудаизм, зароостризм и античные философские школы: платонизм, позднее аристотелизм, стоицизм. Принято выделять два исторических периода средневековой философии: патристику (padre – отцы церкви (II-III – YIII вв.) и схоластику (schola- знание (IX-XY вв.). Основная проблема патристика концентрировалась вокруг формирования философской-религиозной теоретической базы христианства. Схоластика, опирающаяся на университетское образование (тривиум и квадриум), поднимала проблемы соотношения знания и веры и доказательства бытия Бога, основываясь на абстрактно-логических методах (теоретическая наука). В качестве важнейших принципов философии Средневековья выделяются следующие: Монотеизм – единобожие. Основан на монизме, как характеристике количества первоначал бытия, количества источников познания и количество социальных факторов, объективном и субъективном идеализме. Теоцентризм – в центре мировидения Бог, как вневременной, внепространственный, духовный личностный Абсолют. Он – средоточие и исток всех ценностей: бытия, могущества, творчества, добра, истины, красоты, любви. Троица (триединство) является основой единства божественной и человеческой природы. Креационизм - представление о единстве космоса и человека, заключавшееся в их генетической общности. Бог – Творец, создавший мир из ничего, и осуществивший замысел, описанный в Библии. Мир изначально гармоничен, прекрасен, духовен, основан на добре и упорядочен, поэтому возможно его рациональное познание. Проведенциализм – события земной жизни имеют высший, божественный смысл. Бог управляет миром и человеком. История – исполнение божественного предначертания. Персонализм – принцип христианской антропологии. Человек в средневековье представлялся существом амбивалентным: венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, но он же – плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средоточием противоборства высших альтернативных сил мира – бога и дьявола. В связи с этим вопрос реальной судьбы человека был вопросом вопросов. Тело человека – храм души. Душа дается человеку Богом как личностное начало, и через нее он творит, действует, судит человека. В душе происходит борьба добра (приближение к Богу как к сверхцели) и зла (отдаление от Бога). С персонализмом связаны многие основы (таинства) веры: искупление, спасение, воскресение. Ревеляционизм – принцип откровения. Бог открывает свою волю, смыслы, истины бытия через тексты Священного писания. Универсализм. Специфической чертой средневекового мышления было тяготение к всеобъемлющему познанию. Причины этого заключались в том, что в качестве нормативной в средневековье функционировала античная гносеологическая модель " подлинного" – всеобщего знания, получившая солидное обоснование на новом социокультурном и мировоззренческом материале. Фактическим обоснованием этой модели выступало представление о том, что знать способен только тот, кто проник в суть божественного творения, оно универсально, поэтому, знающий суть творения, знает все. Символизм. Символизм как компонент средневекового миросозерцания носил как онтологический, так и гносеологический характер. Истоки " онтологического символизма" можно понять, учитывая установку креационизма. " Все " вещи видимые" обладают свойством воспроизводить " вещи невидимые", быть их символами. Будучи сотворенной, всякая вещь – от пылинки до природы в целом - воспроизводила, воплощала, олицетворяла скрытую за ним фундаментальную сущность, несовершенным прототипом, дубликатом которой она являлась. Корни " гносеологического символизма" средневековья уходят в известное новозаветное: " Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Слово здесь – орудие творения, онтологическое начало и универсальное орудием постижения творения, средство реконструкции божественных творческих актов. Экзегетика – искусство истолкования Священного писания. Библия содержит тайны творения мира и отдельного человека. Поэтому необходимо точно воспроизводить авторитетные идеи, отсюда догматизм и традиционализм средневекового мышления. Иерархизм. Мир есть как иерархия символов. Символы подразделялись на " высшие" и " низшие", принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога на основе оппозиции небесного (непреходящего, возвышенного) – мирского (бренного, тленного, тварного). Так, вода " благороднее" земли, воздух " благороднее" воды и т.п. Телеологизм - истолкование явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей. Так, вода и земля служат растениям, которые в силу этого более благородны, занимают в иерархии ценностей более высокие места. Растения в свою очередь служат скоту.
Религиозно-философские взгляды в эпоху Средневековья
Литература к лекции 3 Библия. Современный перевод библейских текстов. М.: Всемирный Библейский Переводческий Центр, 1993. 1147 с. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979.
|