Студопедия — Вопрос 1. Антропоцентризм и гуманизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 1. Антропоцентризм и гуманизм






Величайший прогрессивный переворот, каким явилась эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, " которая нуждалась в титанах и породила титанов" (Ф. Энгельс), была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV—XVI вв.

То была эпоха зарождения передовых и динамичных капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией.

Поражает воображение невиданная плотность событий, идей и выдающихся личностей на протяжении всего одного поколения, когда Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль создали художественные шедевры, Колумб открыл Новый Свет, Лютер восстал против католической церкви и начал Реформацию, а Коперник выдвинул гипотезу о гелиоцентричности Вселенной.

Эпоха Возрождения ввела в повседневный оборот четыре технических изобретения:

- магнитный компас, открывший мореплавателям путь в любую страну света, суля Европе новые географические постижения;

- порох, взятый на службу колониальных захватов и ниспровержения отживших европейских порядков;

- механические часы, которые увеличили многократно власть человека над временем, над природными ритмами;

- печатный станок, который обеспечил настоящий бум просвещения.

Монополии на ученость в руках духовенства пришел конец. Чтение " про себя" и размышление в одиночестве помогли освободиться от традиционных способов мышления и коллективного цензорского надзора над ним - каждый получал доступ к различным точкам зрения и формам опыта. Человек Возрождения осмелился бросить вызов традиционным авторитетам и утверждать такую истину, которая основывалась на его собственном суждении. Повсюду заявляли о себе индивидуальный гений и независимость.

Философию Возрождения отличает ее ярко выраженный антропоцентризм, но не тот христианский, производный от теоцентризма взгляд на человека как высшее творение бога на Земле, созидающего мир для человека; соответственно, тогда человек рассматривался не сам по себе, а в своих отношениях с Богом, к греху, искуплению и вечному спасению, недостижимому собственными силами.

Гуманистический антропоцентризм философии Ренессанса определяет человека в его земном предназначении, " взрывая" иерархическую картину теоцентризма и возвращая к природе, которая из служанки и творения превращается в пантеистически обожествленное и наделенное всеми могущественными силами первоначало вещей. Наивысшим и наиболее последовательным воплощением этой тенденции стал натуралистический и близкий к материализму пантеизм Джордано Бруно, у которого Бог лишается свободы, он не творит мир " из ничего", а " со-вечен" миру и слит с законом естественной необходимости.

Секуляризация - это освобождение от духовной власти религии. Ренессанс явился закономерным итогом развития средневековой культуры и философии. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитету следуют без дистанции, идеалом восхищаются эстетически, с чувством дистанции.

Антропоцентристским идеалом стала разносторонность возрожденческого человека, которая наиболее ярко проявлялась в кружках гуманистов. В эпоху Возрождения ослабевает убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Осознавая себя творцом собственной жизни и судьбы, человек оказывается и неограниченным господином над природой. Фигура художника-творца становится как бы символом Возрождения. Как ни парадоксально, но именно средневековое уче-ние о воскресении человека во плоти привело к той " реабилитации" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения с его культом красоты.

Пантеизм - специфическая черта натурфилософии Возрождения. Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, вне-природный характер, сливаясь с природой, которая тем самым обожествляется, наделяется магико-алхимическими свойствами, позволяющими входить с ней в контакт и управлять природой. На месте христианского бога предстала некая мировая душа как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа не нуждается больше в потустороннем начале.

Николаем Кузанским, основоположником новоевропейской диалектики (методологический принцип минимума и максимума противоположностей), парадокс выдвигается в точку роста живого знания.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 691. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия