Вопрос 2. Наукоцентризм философии Нового времени
На всем протяжении Нового времени, эпохи ранних буржуазных революций, сменившей эпоху Возрождения, развитие философии было неразрывно связано с ходом Научной Революции, сопровождая, стимулируя и поддерживая ее и получая от нее взамен импульс к переменам. Философия Нового времени приняла совершенно новое обличие в истории западного мышления. В эпоху античности философия, даже испытывая влияние олимпийской религии и пранауки, все-таки занимала достаточно самостоятельное положение, определяя и во многом диктуя уклад всей культуры. С наступлением Средневековья статус первенства перешел к христианской религии, а философия заняла подчиненное положение в роли связующего звена между верой и разумом, «Эпоха Возрождения заметно укрепила позиции разума. С началом Нового времени философия снова стала утверждаться как совсем независимая сила в интеллектуальной жизни. Философия освобождалась от пут религии, вступая в прочный союз с наукой. В течение тех десятилетий, когда в Италии Галилей закладывал основы новой науки, в Англии Фрэнсис Бэкон провозглашал рождение новой " естественной" философии: естественные науки, " должны" принести человеку практическое могущество сообразно его духовному продвижению к " золотому веку". Открытие Нового света Колумбом, по мнению Бэкона, требовало такого же открытия нового умозрительного мира; а для этого прежние шаблоны мышления, предрассудки и искажения, словесная путаница и умственная слепота должны были быть преодолены совершенно новой методологией познания. То была методология опытной науки, опи-рающейся на наблюдение и индукцию (от лат. наведение). Именно наблюдение и индукция дадут человечеству ключ к пониманию природы, необходимый для управления ею. Если Сократ приравнивал знание к добродетели, то Бэкон приравнивал знание к силе. На дух не перенося схоластических силлогизмов, Бэкон на-стаивал на том, что для развития науки следует в корне преобразовать самые ее основы. Надо начинать с непредвзятого анализа конкретных данных и, пользуясь индуктивным методом, идти к эмпирически подкрепленным общим выводам. Если богословие и естествознание будут находиться на почтительном расстоянии друг от друга, то оба от этого только выиграют, и человек сможет лучше служить Создателю, ибо, постигнув законы природы, он обретет над; ними ту власть, которая и была приуготовлена ему Господом. Истинный философ не сужает мир до пределов своего понимания, но стремится раздвинуть их границы, дабы вместить весь, мир. Тем самым свершится, наконец, бракосочетание человеческого разума с естественной природой, которое, как предвидел Бэкон, даст великое потомство в виде открытий и изобретений, способных облегчить тяготы человечества. В развитии науки виделся залог будущего просвещения и величия человека. Надо только набраться мужества и переступить через четыре идола познания, затуманивающих свет истины. Это идолы рода - ограниченные возможности органов чувств и продолжительность жизни вида гомо сапиенс, идолы пещеры - шоры субъективных пристрастий, стереотипов мышления и пределы развития индивидуальных способностей, идолы рынка - власть ходячих мнений, слухов и пустых разговоров, и, наконец, идолы театра - слепая догматическая приверженность различным философским доктринам. Властное слово Бэкона в защиту опыта как единственного законного источника истинного знания обеспечило поворот европейской мысли в сторону естественного мира и методичного изучения физических явлений, подвигнув последующие поколения на выполнение революционной программы завоевания природы с помощью науки на благо человека и во славу Господа. Правда, при всей своей прозорливости, Бэкон не оценил великой роли математики в развитии нового естествознания, не понял значения теоретических гипотез, предшествующих всякому эмпирическому наблюдению и совсем упустил из виду важность новой гелиоцентрической теории Коперника. Однако будем помнить, что исторических деятелей ценят за то, что они сделали по сравнению со своими предшественниками и не корят за то, что они того-то и того-то не сделали, хотя вроде бы могли сделать. На континенте, во Франции в защиту науки выступил Декарт, но в отличие от Бэкона, он предложил свой оригинальный { путь философского обоснования истинного знания. Философский Л климат Франции был окрашен скептицизмом Монтеня, автора знаменитых " Опытов", который возродил античный скептицизм Секста Эмпирика, и направил скептицизм па службу секуляризации и духовной свободы. В то же время скептицизм подтачивал определенность познавательных и нравственных критериев. Преодолеть наступивший кризис в философии отважился молодой выпускник иезуитского колледжа Рене Декарт, автор эпохального " Рассуждения о методе"; 1637 г. Он был блестящим математиком, изобретателем знаменитой системы координат на пересечении осей абсцисс и ординат (" декартов угол"). Подвергая для начала все и вся сомнению, Декарт пришел к выводу, что усомниться невозможно только в самом факте собственного сомнения. Ведь " я" это то, кто осознает свои сомнения, т. е. думающий субъект. Отсюда следует знаменитое " Когито эрго сум" -: " Я мыслю, следовательно существую". Все можно ставить под вопрос, но только не факт самосознания мыслителя. " Когито" стало первопринципом и парадигмой всякого знания и отправным пунктом для дальнейших выводов и рациональных интуиции. Так, из неоспоримого существования сомневающегося субъекта, который обладает несовершенным и ограниченным сознанием, Декарт вывел неизбежное существование Сущности совершенной и бесконечной, то есть Бога, находящегося как бы на противоположном полюсе от конечного и зависимого мыслящего субъекта. Это предварительное допущение того, что Бог есть, позволило Декарту утверждать и надежность естественного света человеческого разума (" люмен натурале"), и объективную реальность феноменального мира. Ибо Совершенное Бытие Бога не способно обмануть человеческий разум, который являет самоочевидные истины. Итак, согласно Декарту, человеческий разум вначале утверждает, исходя из опытной необходимости, собственное существование, затем, исходя из необходимости логической, - существование Бога, и вслед за этим - существование объективного мира и его рационального, постигаемого лучше всего математикой и механикой, порядка, обусловленного существованием того же Бога. Качество непогрешимости, некогда относимое к Священному Писанию или Папе Римскому, отныне было перенесено на человеческий разум. По сути; сам того не желая, Декарт своим способом рассуждения наводил на мысль, что существование Бога установлено человеческим разумом, а не наоборот. Последнее слово как бы оставлялось не за божественным откровением, а за естественным светом человеческого разума. А проводя столь категоричное различие между мыслящей и природной субстанциями в рамках своего дуализма, Декарт высвободил материальный мир из уз, привязывавших его к религиозной вере: теперь наука была вольна изучать этот мир вдоль и поперек, не прибегая к теологическим толкованиям. Плодом противопоставления мыслящего субъекта и материального объекта стала наука, способная сделать человека хозяином и повелителем природы. Так Бэкон и Декарт стали провозвестниками научно-технической цивилизации, заявив о двояком эпистемологическом основании современного мышления. От их манифестов эмпиризма и рационализма отталкивалась философия Нового времени и начинала свое победное шествие наука. Не случайно Ньютон достиг своих вершин, используя практический синтез индуктивного эмпиризма Бэкона с дедуктивным математическим рационализмом Декарта, тем самым заставив обильно плодоносить научный метод, заложенный Галилеем
|