Гелиоцентризм против геоцентризма утвердил Николай Коперник
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения выделяются три периода: гуманистический, сер. XIV—XV вв.; неоплатонический, связанный с возрождением интереса к Платону, - сер. XV-первая треть XVI в.; натурфилософский, вторая половина XVI- начало XVII вв. Деление это условно и носит более типологический смысл, имея в виду хронологически главенствующие тенденции. Картина мира философов Возрождения еще не могла опереться на строго разработанный научный эксперимент - она была умозрительной, во многом спекулятивной. Астрологические сюжетыпривлекались в качестве своеобразной формы учения о единстве и взаимосвязи " земного" и " небесного" миров. Учение о " симпатии" и " антипатии" вещей стало типично ренессансной моделью связи явлений. Оно лежало в основе одного из главных научных открытий XVI в. в медицине - учения Дж. Фракасторо о " контагии" как причине распространения эпидемических заболеваний. Поэтому и " натуральная магия", интерес к которой столь очевиден в творениях самых смелых и радикальных мыслителей, - не просто недостаток, который надлежит стыдливо скрывать историкам философии, а столь же неотъемлемая исторически объяснимая часть философского мировоззрения эпохи Возрождения. Воскрешать сегодня круг этих идей, пытаясь их развивать, - во многом рискованная затея. К ней склонны всевозможные создатели " пан-софских" систем, неоалхимики и неомаги, продолжающие видеть в системе сходств и подобий, соотношении микро- и макрокосма действенное орудие познания и овладения " таинственными" силами природы посредством неких " таинственных" действий. Подменять научное постижение природы произвольными гипотезами и толкованиями, как это делают последователи теософии и антропософии в XX в., -правомерно ли тревожить тени великих мыслителей эпохи Возрождения? Переход к наукоцентризму философии Нового времени требовал критически преодолеть натурфилософские построения философии Возрождения. Однако отвергая магико-мистические черфилософии Возрождения, рационалистический наукоцент-ризм Нового времени оказался неспособен воспринять его диалектику. Материализм XVII-XVIII вв. оставался метафизическим. Только немецкий классический идеализм конца XVII- начала XIX в. через посредство просветителей усвоил и продолжил великие достижения ренессансной диалектики Джордано Бруно и Якоба Бёме. Разработанное философией Возрождения диалектически-целостное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса не исчерпано той конкретно-исторической формой, в какой оно)было воплощено в творчестве мыслителей XV—XVI в. Хотя предложенные ими конкретные решения принадлежат истории, поставленные ими вечные проблемы устремлены в будущее, и не случайно в космических мечтах К. Э. Циолковского, в идеях гелиобиологии А. Л. Чижевского, в учении о но-осфере В. И. Вернадского обрели новую жизнь диалектические идеи философии Возрождения. И уж никак нельзя считать исчерпанными для нашего времени этическое наследие ренессансного гуманизма, поставленные ими проблемы достоинства человека и человеческой свободы. Дело не только в теоретическом наследии. Бессмертным вкладом в философскую культуру стало богатство человеческой личности самих мыслителей Возрождения, воплощенный в них гуманистический идеал совершенного человека, единство личности философа и его жизненного пути, мысли и действия, слова и поступка.
|