Студопедия — Особенности средневекового стиля мышления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности средневекового стиля мышления






1. Теоцентризм признал Творцом природы и истории единого верховного Бога.

2. Платоновский дуализм духа и материи был усилен учением о Первородном Грехе, о Падении человека и природы во всеобщей человеческой вине. Природа лишилась внутренне присущей ей святости - как поли-, так и пантеистической, хотя и сохранила некую ауру сверхъестественности - божественной либо сатанинской.

3. Религия культивировала презрение к физическому миру природы и человека.

4. Средневековая личность предстала практически бессильной перед лицом мира и перед лицом зла, попросту заблудшей душой, если бы не постоянное водительство и ограждение Церкви.

5. Божье главенство и водительство в истории, историческое появление Иесуса Христа на земле и его вторичное и окончательное воцарствование в грядущий век Апокалипсиса, несущего спасение человечеству - все это придало новому сознанию драматический искупительный динамизм линейной, а вовсе не цикличной, как полагали раньше, логики истории.

6. Скептическое сомнение - прежде важнейшая добродетель рассудка - отныне решительно развенчивалась как непростительное духовное упущение и даже порок. Резко принизив ценность наблюдения, анализа и постижения естественного мира, религиозная философия перенесла акцент с рациональных и эмпирических способностей, подчас отвергая их вовсе, на эмоциональную, нравственную и духовную сферы, подчиняя все способности человека Божьей воле и требованиям Церкви.

7. Совершенно отвергалась способность человека самостоятельно проникать - интеллектуальным или духовным путем - в смысл мироустройства. Абсолютные полномочия устанавливать окончательную истину передавались Церкви и Священному Писанию. На многие века разум стал пленником веры.

8. Великий парадокс религиозной философии - гремучая смесь оптимизма и пессимизма - разрушал с таким трудом возводимое здание авторитета Церкви. Та самая весть о божественном космическом возрождении через воплощение-очеловечение Логоса, которая вознесла значимость человеческой жизни, истории и человеческой свободы на столь небывалую высоту, в то же время вытравлялась Церковью бесконечными запретами, нетерпимостью и суровостью. Ореол явленной Божественной Любви, обещавшей радость верующим, объединенных живым телом Христовой Церкви, натыкался на проповедь " инакости" Бога, на оговорки об искуплении лишь со временем, в ином - загробном мире, на призывы к воздержанию от мирской деятельности, ибо спасения достойна только малая часть правоверных слуг Церкви. И это, несмотря на непостижимое совершенство и всемогущество Господа. Крест, этот символ победы через Любовь, стал также и символом запрета, отрицания и отлучения, даже проклятия. Пропасть между добром и злом виделась непреодолимой. Очень быстро Церковь вернула иудейские мотивы карающего Бога. Адово распятие затмило радость счастливого обожения и воскресения человека и природы, осененных мудростью Творца. Таковы два полярных полюса христианского мировоззрения. Верующий метался между ними, между отношением возвышенной Любви и ужасающего страха перед карой Небесной. Вера и надежда затоплялись чувством вины и безысходности. Радость искупления постоянно омрачалась насаждаемой боязнью осуждения и наказания.

Приближалась пора Реформации, подарившей миру протестантизм Лютера. Название " протестанте" по латыни означает " публично заявляющий". Поводом для воинствующего движения Лютера стала совершенно бессовестная торговля духовными индульгенциями (об отпущении грехов) за деньги (вплоть до избавления от чистилища), что явным образом профанировало таинство покаяния. В глазах реформаторов практика Церкви запятнала донельзя ее идеал. Иерархи развращены, а догматическая традиция слишком далеко ушла от изначального откровения. Реформация носила двойственный характер, представляя собой одновременно и консервативную реакцию, и радикально-вольнодумный переворот. Так, восстанавливались исключительный авторитет Священного Писания и ортодоксальное христианство сурового августиновского толка. Низвергая духовную власть папской Церкви, Лютер взамен проповедовал " священство всех верующих": каждый вправе толковать Библию в согласии со своей личной совестью и сообразно собственным взаимоотношениям с Богом. В итоге Реформация обернулась утверждением мятежного индивидуализма и духовной свободы. Секуляризация получила тем самым дополнительный сти-мул от неведающей того Реформации. Реформация нанесла непоправимый урон церковному феодализму и приблизила торжество раннекапиталистических отношений.

 







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 682. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия