Студопедия — Вопрос 1. .
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 1. .






МЫСЛИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЕ РЕГИОН (СТРАНА)
ШОПЕНГАУЭР ИРРАЦИОНАЛИЗМ ЕВРОПА
ФРЕЙД ПСИХОАНАЛИЗ ЕВРОПА
ВИТГЕНШТЕЙН НЕОПОЗИТИВИЗМ ЕВРОПА
РАССЕЛ НЕОПОЗИТИВИЗМ ЕВРОПА
КАМЮ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЕВРОПА
САРТР ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЕВРОПА
ХАЙДЕГГЕР ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЕВРОПА
ЯСПЕРС ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ЕВРОПА
НИЦШЕ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ЕВРОПА
ДЬЮИ ПРАГМАТИЗМ ЕВРОПА
ДЬЮИ ПРАГМАТИЗМ ЕВРОПА
ШЕЛЕР ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЕВРОПА
МАРИТЕН НЕОТОМИЗМ ЕВРОПА

 

 

Вопрос 2. Особенности философии постмодернизма

Последние десятилетия в западной культуре оформилось интеллектуальное, философски значимое течение, именующее себя " постмодернизм", которое проявилось, прежде всего, в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления, закрепленных идеалами Просвещения.

Термин " постмодернизм" появился в 30-е годы XX в. для обозначения течений в искусстве, шедших на смену модернизму 1910-20 гг., и был воскрешен в 60-е годы в американском литературоведении (И. Хассан) для описания новых веяний в современной прозе и художественной критике. В возникшей философской дискуссии закрепилась тенденция привязывать постмодернизм к концепциям постиндустриального общества, поскольку промышленность классического капитализма являла собой кульминацию ра-ционализации производства.

Тенденции постмодерна в контексте оппозиции рационального и мифологического впервые отрефлексированы в книге М. Хоркхаймера и Т. Адорно " Диалектика Просвещения" (1944). С тех пор критика Просвещения ведется многими авторами и с различных точек зрения. Но всех их объединяет ирония, скепсис относительно проекта Просвещения и составляющих его тем и образов с целью " деконструкции" этого проекта посредством различных словесно-риторических стратегий. Имена и дискурсы, традиционные для постмодернизма: Ницше, Фуко, Деррида, Делез и Гваттари, Лиотар, Рорти и др.; психоанализ, деконструкция, шизоанализ и др. Основные темы, критикуемые постмодернизмом - реальность, истина, история, человек, знание, язык, философия.

В каком же стиле ведется аргументация, отвергающая признанные ценности Просвещения?

1. Проблема реальности. Просвещенческая традиция трактует процессуальность метафизических оппозиций, один из терминов которой приоритетный, а другой - вторичный и производный. Такая репрезентация в асимметричных бинарных оппозициях позволяет философии диктовать собственную волю реальности, которая оказывается результатом определенных философских практик. Постмодернизм отклоняет всякую претензию на соотне-сение текстов культуры с реальностью, так как последняя по сути тоже является текстовой, предполагающей постоянные отсылки к чему-то другому. Поэтому приветствуются бесконечные интерпретации в силу изменчивости, ситуативности и случайности. Сама задача репрезентации в данном контексте выглядит неуместной.

2. Проблема истины. Для Просвещения цель познания - получение объективной истины, не зависящей от субъекта. Постмодернизм ставит под сомнение какие-либо универсальные критерии отличия истины от неистины, так как истина-де есть всего лишь лингвистический, исторический и социальный конструкт. Ее можно сравнивать с женщиной, которая всякий раз другая, нетождественная себе. Таким путем утверждается многоликость истины, разрушающая ее.

3. История, согласно постмодернизму, это хаос совершенно случайных событий, которые не подчиняются какой-то необходимости или логической последовательности. Она не имеет предзаданной цели. Это бесконечное и открытое пространство интерпретаций.

4. Постмодернизм разрушает представление о человеке как автономном, самосознающем, обладающем " я" индивиде. Человек децентрируется, индивид - дуализируется, расщепляется и трансформируется в автомат, в конформистскую, " машину желания". Цельный человек не имеет будущего.

5. Постмодернизм привязывает знание к власти, поэтому оно не может быть нейтрально. Как видно, абсолютизируется социально-историческая обусловленность знания.

6. Постмодернизм отвергает представление о языке как о нейтральном репрезентативном посреднике между реальностью и мышлением. Постмодернизм " текстуализирует" реальность. Текст ничего не означает, поскольку записывается нейтральными ко времени знаками.

7. Постмодернизм осуществляет последовательную деконструкцию философии, размывая дистанцию между философским и
каким-либо другим дискурсом. Философия предлагает бесконечное число смыслов и значений, которые не укладываются в замкнутую систему. В их глазах идеал философской книги - это хрестоматия, где чередуются, возможно, даже на одной странице тексты Платона, Гете, Маркса, Аристотеля и др. Любая логически вы­
держанная точка зрения ведет к тоталитаризму, - считают постмодернисты.

В качестве художественного приема или метода постмодернизм предполагает:

— неопределенность, двусмысленность, разрывы повествования, перестановки и инверсии;

— фрагментарность, использование коллажа и монтажа, расчленения текста;

— деканонизацию, отказ от всяких канонов и официальных условностей;

— безличность, стирание цельной личности, высвечивание множественности " я";

— культ непредставимого и непредставляемого как путь к ирреализму;

— иронию как следствие игры, диалога, аллегории, самоотражения, направленных на поиски постоянно ускользающей истины;

— гибридизацию, мутантное изменение жанров, порождающие неясные формы: паралитература, паракритика, нехудожественный роман.

— карнавализацию, " веселую" данность праздника;

— имманентное вторжение культуры в природу с наделением ее смыслом культуры.

Постмодернизм, в буквальном смысле слова - это то, что следует за модернизмом, за Новым временем и Новейшим временем в истории. Постмодернизм отслеживает стилевые изменения в художественной и интеллектуальной культуре конца XX - начала XXI вв. В этом значении термин постмодернизм укоренился совсем недавно, в начале 80-х гг.

Постмодернистское мышление обнаруживает следующие более или менее устойчивые тенденции:

— ценится пластичность действительности и знания;

— отдается предпочтение конкретному опыту перед отвлеченными принципами, которые, будучи априорными, больше не тяготеют над воззрениями человека;

— считается, что человеческое познание субъективно определяется множеством факторов;

— что объективная сущность недоступна и не позволяет делать о себе никаких окончательных утверждений и, тем более, приговоров;

— что ценность всех истин и представлений следует постоянно подвергать непосредственной проверке;

— что критический поиск вынужден смиряться с неоднозначностью и множественностью, а обретенное решение будет знанием скорее относительным и подверженным ошибкам, чем абсолютным и определенным.

Поэтому обретение знания должно стать бесконечным сю пересмотром. Нужно пробовать все новое, экспериментировать; проверять с оглядкой на объективные и субъективные следствия, учиться па собственных ошибках, не позволять никаких безосновательных предположений, считать все допущения не более чем предварительными и не творить себе кумиров из сомнительных абсолютов.

Действительность, согласно постмодернизму, не представляет нечто прочное и самодостаточное; скорее это текучий саморазворачивающийся процесс, " открытая вселенная", непрерывно формирующаяся под воздействием человеческих поступков и верований. Нельзя взирать на нее как зритель, со стороны. Человек сам лепит ее с помощью разума и воли, каковые неотделимы от того, что они силятся постичь и преодолеть. Познающий субъект никогда не свободен ни от своей телесности, ни от мира, которые выступают обязательным условием и средой каждого акта познания. В известном смысле действительность не только воспринимается разумом, но и конструируется им, причем этих конструкций может быть сколь угодно много, и вовсе не обязательно, чтобы одна из них оказалась верной. Всякое человеческое понимание есть истолкование, и ни одно истолкование не бывает окончательным.

Для постмодернистской мысли характерно преобладание куновского понимания парадигм, что закрепляет признание изначально толковательной природы разума. Беспрестанные открытия в области антропологии, социологии, истории и языкознания продолжали убеждать в относительности человеческого знания, способствуя все большему признанию " евроцентричного" характера западной мысли, а также того факта, что на процесс познания оказывают воздействие такие факторы, как классовая, расовая и этническая принадлежности. В последние годы особенно досконально анализировался тендер - социальный пол - как решающий аргумент определения истины. Глубинная психология выявила скрытые бессознательные детерминанты человеческого опыта и познания. Таким образом, оборотной стороной открытости и расплывчатости постмодернистского сознания является отсутствие какого-либо твердого основания для мировоззрения.

Кстати, в строгом смысле слова философии постмодернизма не существует. Он принципиально не претендует на создание философской универсальной теории, уделяя внимание не проявлению Всеобщего, а описанию игры частностями. Постмодернизм претендует лишь на низвержение философских парадигм, основанных на панлогизме, рационализме, объективизме и историзме, свойственных предшествующей западноевропейской традиции Нового времени и Новейшего времени.

Похоже, постмодернизм задался целью разложить западное мышление на части, взяв на вооружение деконструкцию, децентрацию, демистификацию, прерывание, расхождение, рассеивание и т. д. - какая-то эпистемологическая одержимость разрывами и разломами! Эта интеллектуальная позиция напоминает описанный Гегелем самоцельный абстрактный скептицизм, который признает только сплошное отрицание и не может продвинуться ни на шаг в ожидании, пока на пути не появится что-нибудь новое, чтобы и его швырнуть в бездну нигилизма. Если самоуверенность модернистского мышления опиралась на превосходство в знаниях по сравнению с прошлыми веками, то самоуверенность постмодернизма проистекает из осознания того, сколь ничтожно малы те знания, на которые может претендовать разум.

Установку на тотальную критику постмодернизм рано или поздно должен обратить на себя. И тогда он способен оправдать себя не больше, чем те построения, против которых ополчилось постмодернистское мышление. Оно обречено совершить подобную деструкцию, деконструкцию и с самим собой. Таков шаткий парадокс, на котором оно балансирует.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 590. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия