Тема 6. Теория познания и проблема истины в философии
(гносеология, теория познания, философия познания) Термин происходит от греческого гносис - знание и логос - учение и обозначает философскую дисциплину, занимающуюся исследованием, критикой и теориями познания. Термин был введен в философию шотландским философом Дж.Феррером в середине 19 в.(1854), но само учение разрабатывалось еще в древнегреческой философии (Гераклит, Платон, Аристотель). Гносеология (в отличие от эпистемологии (знание, как таковое, его структура, функционирование) рассматривает процесс познания с точки зрения отношения субъекта познания (исследователя) к объекту познания, то есть в оппозиции «субъект – объект». Т.о. гносеология изучает характеристики познавательной деятельности, природу познания, возможности познания, отношение знания к реальности. Процесс познания многообразен, связан формированием процесса духовно-практического освоения мира. В мифологии действительность не подразделяется на мир субъективный и объективный. Отношение человека к миру носило эмоциональный характер и было амбвивалентным, то есть отношения природных явлений человека рассматривались как отношения человека к природным явлениям. След. способом объяснения природных явлений и социальных процессов стало не выяснение причинно-следственных связей, а художественно-образное описание этих процессов. Общее отождествлялось с единичным, и само знание носило синкретичный характер на основе обыденного опыта и магии. Нравственное освоение мира тесно связано с разделом философии – этикой, как регулятора взаимоотношений между людьми, человеком и внешним миром, область высших ценностей человеческого бытия. Нравственной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, решения и поступки. Этика является, наряду с правом, религией, традициями, обычаями и т.д. нормативной системой, в которой субъект и объект нравственной нормы совпадают (в отличии от правовой). Процесс познания опирается на этические регуляторы поведения и существенно влияет на оформление получаемых знаний. Нравственная норма – это культурная ценностная требование, которая предполагает дистанцию между должным и сущим, а при необходимости выбора – ориентацию человека на добро, как высшую нравственную ценность. Эстетическое ориентировано на прекрасное в любом проявлении: действительное, воображаемое, природное, культурное, имманентное (внутреннее) или внешнее. Эстетическая деятельность связана с искусством, но искусство есть искусная деятельность человека, т.е. включает в себя все аспекты существования. Т.е. эстетическое – сфера измерения жизни., включающая познавательную, воспитательную, коммуникативную и эвристическую функции.
|