Лекция 15. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: становление, сущность, законы функционирования
Определяется принципиально новым технологическим способом воспроизводства системы общественных отношений и характером взаимодействия человека, техники и природы. Информ. цивилизация требует постоянного совершенствования самого человека, его творческих и созидательных возможностей, поскольку центр тяжести переносится на духовное производство. Информация (лат. Разъяснение, изложение, осведомленность) – в науке это некоторые сведения, совокупность данных или знаний. Рассматривается в трех аспектах: 1. система сбора, накопления и переработки сигналов внешнего мира и внутренней среды – информационный; 2. процесс функционирования системы, направление движения и степень достижения своих целей – управленческий; 3. надежность, живучесть, полнота использования системы и эффективность затрат на осуществления ее функций – организационный. Информация фиксирует всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленность, а потому является фактором развития от низшего к высшему в природе, в обществе, в гносиологии. Предполагает наличие источника И.; потребителя И.; передающей среды. Не может быть передана в чистом виде, для передачи необходим носитель – сообщение (кодированный эквивалент события, зафиксированный источником. Средство передачи – канал связи в форме сигнала (физический процесс). В современной философии понятие «И.Ц.» развивается в качестве концепции нового социального порядка, значительно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. В концепции Дарендорфа (1958) – в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, отсюда новая отрасль – информационная экономика. Она быстро развивается и начинает контролировать бизнес и государство (Гэлбрейт, 1967). Производство информации и коммуникации становится централизованным процессом (теория глобальной деревни, Мак-Люен, 1964). Основным ресурсом определяется информация (Белл, 1979). Информационная цивилизация проектируется японским ученым Е.Масуда в работе «Информационное общество как постиндустриальное» (1983): «Основой нового общества будет являться компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможной массовое производство когнитивной (познавательной), систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет «граница познанного»; возрастет возможность решения проблем и развития сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться для дальнейшего совместного распространения информации и ее долевого использования; субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», политической системой будет «демократия участия»; основной целью – реализация «ценности времени». По терминологии Масуда – это утопия «Компьютопия» со следующими параметрами: 1. преследование и реализация ценностей времени; 2. свобода решения и равенство возможностей; 3.расцвет различных свободных сообществ; 4.самоорганизующаяся взаимосвязь в обществе; 5.функциональные объединения, свободные от управления властью. Это общество будет функционировать на основе синергетической (самоорганизующейся для совместного действия) рациональности, которая заменит принцип свободной конкуренции. В работах Бенингера, Стоуньера, Нисбета предполается интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Коммуникация – лат. Сообщение, передача – смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действие, сознательно ориентированное на смысловое восприятие, называемое коммуникативным. Функции К. – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого члена. Структура включает; как минимум двух участников, наделенных сознанием и владеющих нормами какой-либо семиотической системы; ситуацию, которую нужно осмыслить; текст, выраженный в семиотической системе; мотивы и цели общения; процесс материальной передачи текста. Обращается внимание на опасность того, что информация, став основным продуктом производства станет и мощным властным ресурсом. Концентрация такого ресурса в одном источнике может привести к возникновению нового варианта тотального государства (Е.Масуда, О.Тоффлер). Тема 16. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Запад, Восток, Россия в диалоге культур Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех направлениях и сферах самореализации личности. В современной теории культуры существует три основных подхода к трактовке понятия «культура»: аксиологический, деятельностный и близкий к последнему семиотический. Исходя из этих подходов сформулированы основные концепции, раскрывающие универсалии культуры: ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Название: Авторы: Краткая характеристика ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Просветительские Дж.Вико Термину «культура» впервые придано отвлеченное значение – это характеристика уровня об- концепции Ж.-Ж. Руссо щественного состояния человечества, измеряющегося развитием искусств, наук, просвещен- культуры Г.Ф. Гердер ностью нравов, прогрессом в области образования. Осознаны истоки и границы европейской Конец 17-18 вв. И.Кант культуры. Заложены основы культурфилософии и предложены проблемы поступательного прогресса культуры, автономной природы культуры, критики культуры, природных циклов и круговорота цивилизаций.
Этнологические Э.Тейлор Сформирована на базе изучения традиционных обществ и применения эволюционного метода. концепции к-ры Л. Леви-Брюль В фокусе внимания оказался человек как носитель культуры – отсюда название течения «антро- 19-20 вв. Ф.Боас пология». Подразделилась на культурную, социальную и структурную. Преимущественное А.Радклифф-Браун внимание – проблемам генезиса культуры, как поступательного совершенствования всех ее Б.Малиновский сфер, роли языка, мышления, мифа и символа в осуществлении межкультурной Р.Мертон коммуникации Т.Парсонс К. Леви-Строс
Марксистская К. Маркс Культура – непосредственный процесс человеческой трудовой деятельности, важнейший вид концепция Ф. Энгельс которой – материальное производство. Отправной момент – отделение умственного труда от культры В. Ленин физического, явившегося первым проявлением неравенства. Культура меняется вместе с ма- териальным производством, восходит к все более развитым ступеням свободы посредством преобразования природной и социальной обусловленности человека. Предложены структурные различия между культурными институтами общества и его производительными силами: базис (экономическая сфера производственной деятельности) и надстройка (искусство, политика, идеология и пр).
Теория Н.Я. Данилевский Отрицает идею культурного прогресса и взаимообогащения культур разных народов. Каждая культурно-истори- О. Шпенглер Культура строго локальна, самобытна, не передает своих начал другим, движется по замкнутому ческих типов и А.Тойнби кругу, внутри которого эволюционирует подобно живому организму, проходя стадии возмужа- круговорота П. Сорокин ния, зрелости, дряхления, гибели, имеет определенный срок существования. Сущность культу- локальных ры усматривается в религии. Большое значение придается духовной сфере цивилизаций
Морфология К. Брейзинг Культурные формы изучаются как самостоятельные организмы с закономерным ходом разви- культуры, учение Л. Фробениус тия, определяемым внутренней силой каждой культуры. Используется метод аналогий и сравне- о «культурных Э. Шпрангер ний, применяется теория возрастов. Теория Л.Фробениуса культурные формы ограничивает кругах» конкретным жизненном пространстве, в рамках которого каждая культура обладает максималь- ной силой воздействия
Концепции Я. Буркхард В истории действуют три основные силы – государство, религия и культура – и две величины – истории куль- индивид и общество, подверженные загадочной игре счастья-несчастья и не оставляющие в туры и искусства силу этого возможности конструирования закономерностей и надежды на прогресс
Культурантропо- Э. Ротхаккер Теория человека как творца и носителя культуры сводится к изучению духовной деятельности, логия М. Ландман причем последняя ставится в зависимость от иррациональной ситуации – судьбы. Историко- культурное развитие – анализ ценностных ориентаций.
Теология П. Тиллих Решается задача преодоления противоположности между культурой и церковью на основе вос- культуры становления диалога христианства с наукой и искусством. Ставится проблема культуры как отношение к безусловному в конечном смысле.
Концепия А. Швейцер Человек приближает к себе мир благодаря не познанию, а переживанию его. Человек, думаю- «Благоговения щий о себе и своем месте в мире, утверждает себя как волю к жизни среди других: «Я есть жизнь, перед жизнью» желающая жить среди жизни». Благоговение перед жизнью – основной принцип нравственного и мировоззрения культуры.
Тейярдизм П. Тейяр де Парден Создатель понятия «ноосфера», теологической теории эволюции, разработал феноменологию, Призванную снять противоположность науки и религии. По пути эволюции мир влечет психическая энергия людей, двигателем которой выступает божественный дух. В ходе движения Богу человечество проходит стадии преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Общественная жизнь – разновидность биологического процесса
Ницшеанская Ф. Ницше Интуитивно-иррациональная концепция культуры нигилистического толка основана на протии- Концепция вопоставлении двух типов культур: дионисийской и аполлоновой. Критикует современную ему Европейскую аполлонову культуру, утратившую человеческую индивидуальность. Развитие Культуры культуры – самоопределение человека в дионисийском творческом начале.
Франфурктская Т. Адорно Построена на критике «массовой культуры» и «одномерного человека» в условиях растущей Школа Г. Маркузе стандартизации жизни западного об-ва середины ХХ века. Регресс культуры связывается с тен- М.Хоркхаймер денцией развития глобализма, тоталитаризма, индустрии развлечений.
Философия Особый интерес современная философия проявляет к символическим свойствам культуры, сосре- Культуры ХХ века дотачивается на поисках универсального смысла культуры, эксплуатирует кантианскую идею об автономной сущности культуры, опирается на феноменологический подход, возрождает интерес к мифомышлению. В ентре внимание человеческая жизнь и личность как поле приложения без- личных стихий. Культурная цель человека – приблизиться к прасостоянию как к подлинности посредством экстатического погружения в бессознательное. Феноменология Э. Гуссерль К-ра – результат человеческого конструирования мира с помощью смыслообразующих пережива- М. Шелер ний В своем развитии она ориентирована на нормативный образ (в бесконечности). Но этот образ Н. Гартман реален в силу направленности сознания значительного числа индивидов. Каждая культура имеет внутреннюю присущую ей разумную цель и создает высшую ценность – духовность, поднимаю- щуюся над всеми видами различий и противостояний.
Экзистенциа- М. Хайдеггер Философия существования. В центре внимания – человек как иррациональное начало свободы, пре- лизм К. Ясперс вышающее все природные и социальные границы мира. Путь к свободе открывается человеку в по- Н. Бердяев граничном состоянии (болезнь, чувство вины, смерть), на грани потери ценностных, смысловых, Л. Шестов жизненных ориентиров.Бессилие человека пере абсурдом современного мира трактуется как антигу- А. Камю манное. Трагизм мироощущение, свойственный экзистенциальному человеку, не есть безысход- Ж-.П. Сартр ность. Граница, к которой подводится человек, открывает для него новые невиданные горизонты бытия и свободы в виде творчества.
Игровая И. Хейзинг Инстинктивно-игровое начало построения истинной культуры, основой которой является творчество. концепия к-ры Х.Ортега-и-Гассет Противопоставляется потребительской массовой культуре. Тенденция игры – ее элитизация, отчуж- Г. Гессе дени от жизни, что опасно.
Психоанали- З. Фрейд Культура символически кодирует реальность, создавая универсальные образцы поведения и мышле- тическая конц. К. Юнг ния, посредством которых осуществляется социализация человека. культуры Э.Фромм
Символическая Э. Кассирер Человек упорядочивает окружающий его хаос посредством создания символических форм кльтуры: Концепция Л.Уайт зыка, религии, искусства, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы Культуры и индивидуальности. Самоосвобождение человека заканчивается на основе овладения людьми своей Историей. «Идеальная Вселенная» - мир культуры, который важнее для человека мира природы.
Теория Н. Федоров Утверждается тесная связь между культурной историей человечества, космическими явлениями и «Русского К. Циалковский геологическими процессами. Сам космологический процесс является последовательным развертыва- космизма» А.. Чижевский нием циклических усовершенствований человеческого бытия (коэволюция). Наука, одна из ведущих В. Вернадский форм кльтуры, проявляет смебя как мощная геологическая сила, создающая ноосферу. Л.Гумилев
Концепция Культура сводится к проблеме человека. Пытается примирить задачу духовного совершенствования Культуры человека с идеей построения совершенного общества. Насильственное устроение человечества невоз- Ф.М.Достоевского можно, даже ради истины. Путь «русского социализма» - добровольное бескорыстное служение духовной истине. Фундамент культуры – самоценность личной свободы. Свобода ориентирована на религиозный этический идеал, иначе превращается в произвол.
Концепция Л.Н. Толстого Центральный вопрос – смысл жизни, который связывается с бессмертием, с духовностью, творсеством, истиной, Богом. Т.О. основы культуры – нравственная функция религии, которая сводится к этике любви и непротивлению злу насилием. Нравственное самоусовершенствование не может быть делом общественным, так как любые организованные институты препятствуют духовному освобождению
человека.
Одной из центральных теоретических проблем современности является корреляция понятий «культура» и «цивилизация», их взаимодействие и соотношение. Цивилизация, как теоретическое понятие, стало рассматриваться в 18 веке в работах просветителей и по сей день является дискуссионным, многоуровневым и эклектичным. Само слово имеет латинские корни и переводится как гражданский, государственный. На сегодняшний день можно выявить следующие подходы к трактовкам понятия «цивилизация» и «культура».
КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Параметры: Культура: Цивилизация
Смысл 1.как синоним культуры; 2. Состояние общества 3. ступень общественного развития 4. заключительная стадия культурной эволюции 5. межнациональное сообщество людей
Время Предшествует цивилиза- Возникает на определенном, заключительном возникновения ции, является ее матрицей, этапе культурной эволюции сообществ кодом
Базисные Аксиология (универсаль- Прогресс, польза, выгода, рационализм понятия ные прежде всего духов- ные ценности
Соотношение Духовно-теоретическая Предметно- и духовно-практическая деятельность: в сфере деятельность: искусство, экономика, политика, право, техника, технология деятельности религия, философия, наука
Функции Человеческая деятель- Технологическое и социально-организационное ность как индивидуальное развитие на основе массового тиражирования творчество его средств
Результат Культурные памятники и Научно-технический прогресс, продукты массовой шедевры искусства культуры, религиозный и этический плюрализм как общечеловеческое достояние
Значение Рост духовности, внутрен- Материальное благосостояние, стандартизация няя и внешняя свобода образа жизни, комфортабельность, зависимость от материальной обусловленности человека, сниже- ние значимости высоких духовных сфер, урбаниза- ция, резкий рост численности населения.
|