ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ.
Истина – одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель познавательной деятельности человека. Ведь результат этой деятельности должен быть адекватным тому, что мы познаем. Истина, таким образом, – характеристика нашего знания, нашего утверждения о чем-либо. То есть суть этой проблемы – вопрос о соотношении (соответствии) нашего знания и реальности, о способности человека адекватно воспроизвести действительность в форме знания. В теории познания – гносеологии – исследуются разные аспекты проблемы истины и существуют ее разные интерпретации, или концепции – корреспондентская (классическая); когерентная; прагматистская; конвенционалистская. В древнейшей – классической – концепции истины, с которой начинается ее теоретическое исследование, утверждается, что истина есть соответствие знания (мыслей) действительности. Эта концепция истины называется корреспондентской. Первые попытки разработать проблему истины как соответствия знания действительности были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX века. В диалектико-материалистическом понимании истины классическая концепция истины дополняется идеями 1) практики как критерия истины и 2) диалектики абсолютной и относительной истины. Истина определяется как соответствие наших знаний действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой. За истиной признаются такие ее характеристики, как объективность и конкретность. По форме наши знания субъективны, по содержанию же истина объективна, поскольку это содержание есть отраженная реальность, а сама эта реальность объективна, т.е. не зависит от нашего сознания. Механизмы процесса достижения истины выражает диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, приблизительно верное знание об объекте. Достижение истины – трудный процесс все более точного и полного постижения объекта. Это – не одномоментный акт. Конкретность истины означает необходимость учета условий, места, времени получения знания. Второй влиятельной концепцией истины является когерентная концепция. Она полагает знание истинным, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво (внутренняя связность). Третья концепция истины – прагматистская – считает истинным знание, которое является эффективным и полезным для человека, способным помочь ему достичь поставленных целей, решить его жизненные трудности. Четвертая – конвенционалистская – концепция истины близка к третьей. Она трактует истину как продукт соглашений (конвенций), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности. Эти разные трактовки истины нередко сочетаются друг с другом в учениях философов и ученых. Практика – это целесообразная материально-предметная деятельность человека, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Через практику познание связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать их истинность. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность, основанная на определенных знаниях, – успешной, то эти знания истинны.
27. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: СПЕЦИФИКА, ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ. Научное познание, по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами познания, имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового объективного знания. Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики. Научное познание, не ограничиваясь познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившейся на данном этапе практики, обращается и к таким, практическое освоение которых может произойти только в будущем. Специфические объекты науки обусловливают и привлечение особых средств научно-познавательной деятельности. Научное исследование требует использования научной аппаратуры для проведения экспериментов при изучении новых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов. В науке используется специально создаваемый научный язык с четкими понятиями, терминами и определениями. К средствам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д. Для организации научного познания необходим и профессионально подготовленный, обладающий специальными научными знаниями субъект познания, который овладевает исторически сложившимися средствами, приемами и методами научно-познавательной деятельности. Кроме того, субъект научного познания, ученый должен усвоить и определенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат и т.д. В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по: предмету, средствам и методам исследования. Различие по предмету исследования заключается в том, что если эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно-истинное знание, выведенное в результате индуктивного обобщения опыта. Теоретический закон – это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур. Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам заключается в том, что если эмпирическое исследование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем мысленного, а не реального эксперимента. Язык теоретического исследования основывается на использовании так называемых теоретических идеальных объектов (идеализированных объектов, абстрактных объектов, или теоретических конструктов).
|