Оснований и основных остатков 26 страница
Также малейшее сомнение уже понижает нервную силу. Не могут сомневающиеся сидеть на воде или ходить по огню. При этом поучительно наблюдать, какая малая доля сомнения уже действует губительно. Такая доля может быть настолько ничтожной, что сам человек ее не замечает, но она пробегает неслышимо и успевает нарушить кровообращение. Невозможно произвольно остановить пульс, когда мысль двоится. Нелегко освободиться от двойника мысли. Очень часто мысли влекут за собою как бы двойников, они расслабляют действие основной мысли. Такие непрошеные последыши происходят от недостаточной четкости мысли. У Нас постоянно производятся упражнения в четкости, из этого можно видеть, насколько мысль нуждается в упражнении. Даже самый высокий мыслитель не будет скрывать, что и он нуждается в упражнении, подобно как музыкант нуждается в постоянных упражнениях; только такая работа дает четкость звука. Пусть явные глупцы утверждают, что им упражнения не нужны. Также и хладнокровие порождается упражнением мысли. Мыслитель учил: «Упражняйте мысль, иначе она не может течь свободно».
425. Урусвати знает великое значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны, прежде всего, распознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное. Не будет ограничением, если мы признаем, что сущность человеческая слагается в Тонком Мире. Все родственные, земные накопления будут лишь внешними придатками, но зерно сущности оказывается уже внедренным среди тонкого пребывания. Матерь иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает бережно прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание. Но часто ли встречается воспитание сознательное и бережное? Даже лучшие наставники бывают поставлены в такие тяжкие условия, что они лишены возможности обратить внимание на личные качества учеников. Среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном. Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей. Наши Сестры много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут рассказать много сказок, как их посещают прекрасные женщины и даже сверстники. Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать детских сказок. Но такие посещения необходимы, иногда одним касанием можно напомнить о задании, принятом на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно осушить при явлении светлом. Нужно для воспитания уметь шепнуть — «радость» и преобразить будни в праздник. Можно слышать, как дети получают нежданную помощь. Но велик труд Носительниц Света, работа надземная требует самоотвержения, ибо протекает в условиях самых разнообразных и нередко отвратительных. Мыслитель призывал матерей, чтобы они дали детям лучшие образы о мире чудесном.
426. Урусвати знает, что многие не могут воспринять красоту Тонкого Мира. Если люди могут с трудом понимать явление красоты и только в грубых сочетаниях, то среди тончайших гармоний они окажутся как в тумане. Разве многие радуются чудесным красотам света? Разве музыка сфер не покажется монотонной для уха, разодранного земными какофониями? Люди поймут гармонию высших сфер, если они, хотя бы до известной степени, приняли лучшие земные сочетания. Усвоили люди от древних веков, что явление Тонкого Мира мрачно, туманно и хладно. Но такое представление может относиться лишь к низшим слоям или к тем, кто перешел и слепым, и глухим. Потому Мы так настаиваем на утончении человеческой природы. Только победив хаос в земной оболочке, можно воспринять красоту Тонкого Мира. Люди могут слушать самые возвышенные слова и не прилагать их к жизни. Мы говорили о воспитании, но среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать к красоте. Он может увидеть ее в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные пусть сумеют открыть восприятие красоты. Мыслитель говорил: «Кто не знает пути красоты, тот не дерзнет обратиться к Высотам Божественным».
427. Урусвати знает о наполнении пространства мысле-волнами. Вы можете представить, насколько напряжено пространство вокруг Нас. Волны самой различной силы и разнородного содержания пресекают друг друга. Часто волны эти бывают одинаковы по напряжению и внедряются между собою. Нельзя указать, которые часы молчаливее, ибо волны спешат из двух полушарий. При действенной прочей работе нужно назначать очередь для принятия посылок дальних. Но это нелегко, так как организм, напряженный и утонченный, не может не отзвучать на обращения повсеместные. При этом нужно помнить, что, кроме прямых обращений к Нам, пространство гремит мировыми событиями. И теперь такая разноголосица достигла такого предела, когда она может вредить человеческому организму. Мысле-волны врезаются как стрелы в слизистые оболочки — горло, уши, глаза и все прочие слизистые ткани могут быть поражены. Бывают периоды, когда мысле-волны усиливаются по причине своей взаимной враждебности. Ведь не всегда можно видеть разрывы черных снарядов, в них уже действуют неземные Силы, но земные мысли утраивают их действие. Мы должны отложить многие опыты, когда мир находится в таком напряжении. Многие стоны Мы должны утишить, при многих болях помочь, много советов подать. Только делимость духа может дать возможность одновременно отозваться на разные и самые спешные события. Люди менее всего представляют себе насыщенность атмосферы. По их мнению, некто должен все уметь, но сами они продолжают противодействовать. Эти стороны Нашей жизни мало поняты. Люди говорят о лучах церемониальных, но лучше бы подумали о лучах скоропомогающих. Среди смятения требуется особое сотрудничество. Мы уже говорили о времени хуже войны, и вот можно видеть, как протекает такое время. Наблюдатели могут думать, что предел уже исполнился, но беспредельность имеется во всем. Мыслитель останавливался над пропастью и замечал: «Кажется, пропасть бездонна».
428. Урусвати знает, что писатель, собирающий исторические сведения о Нашем Братстве, совершает неотложную задачу. Пусть он не спешит с завершением, ибо многие данные приходят неожиданно. Также пусть соберет и поэтические вымыслы, которые наслоились вокруг Наших Башен, но такие вымыслы пусть будут собраны в отдельные главы. Но и такой легендарный материал должен быть записан. Люди будут рады знать, как претворялось это понятие среди разных культур. Также и песни различных народов дадут напоминание о Неведомом Месте, к которому устремляются путники в самых различных одеяниях. Каждое начало, напитавшее многие века, должно быть исследовано научно. Конечно, кроме печатных источников нужно собрать и устные предания. Поверх всего очень поучительно исследовать, как преломилось это понятие в представлении разных народов. Нередко народы желают видеть мировых Деятелей в одеянии своей страны, и такое претворение дает особый характер всему Облику. Так, Мы призываем ученых, чтобы они, каждый от себя, дали описание Братству. Будут и очень отрицательные описания, но не забудем, что в некоторых отрицаниях содержится особое утверждение. Эта истина пусть поможет исследователям собрать различные данные. Вы могли убедиться, что гонимая Истина расцветает прекрасно. Нельзя уничтожить ее пустыми бранными словами. Каждую Истину люди приносят в подвиге. Так Мы зовем исследователей. Мыслитель также призывал исследовать предания.
429. Урусвати знает, что человеческие излучения могут быть видимы и обычным глазом. Мы можем назвать многие случаи, когда люди в порыве восхищения выделяли свечение. Конечно, зрители не обращали внимания на такое проявление. В лучшем случае они пытались объяснить каким-то внешним источником света, отраженным человеком. Часто рука, пишущая о возвышенном предмете, излучает свет, который может быть виден на белом листе. Так на манускрипте наслаивается излучение, и потому рукописи имеют особое значение. Световые излучения остаются на многие века. Также люди иногда замечают необычный блеск глаз во время так называемого вдохновения. Глаза сверкают не от внешнего источника, но сияют внутренним огнем. Не будет поэтическим помышлением, когда люди улавливают такие естественные проявления. К такому осознанию следует приучиться, тогда внимательность начнет развиваться и многие феномены сделаются обычными. Учитель должен постоянно напоминать о множестве естественных явлений, которые по невежеству оставались непознаваемыми. Среди Наших наблюдений особенно огорчает Нас то, что люди проходят мимо особо ценных доказательств тонкой природы человека. Мыслитель поучал, что каждому человеку дано познавать тонкую природу.
430. Урусвати знает, что зрима не только человеческая аура, но и эктоплазма, которая тоже принадлежит к тонкой природе. Достаточно известно, что тонкие существа пользуются эктоплазмой медиума, из нее ткут они свои видимые одеяния. Но сейчас хочу напомнить о постоянном проявлении эктоплазмы, каждый человек ею обладает. Существа тонкие вьются вокруг каждого и употребляют частицы эктоплазмы — получается, что вокруг человека атмосфера наполнена такими лохмотьями вещества. Многие иногда замечают такие туманные пятна, которые проплывают в пространстве, принимая различные очертания. Врачи относят эти явления к несовершенству глаз, но они скорее доказывают именно совершенство глаза. Могут спросить — такие истечения эктоплазмы могут ли отражаться на здоровье? Конечно могут, особенно в зависимости от свойств похитителей. Низкие жители прожорливы и не считаются с вредом наносимым. Но могут приближаться и заботливые существа, которые поспешат восполнить похищенную эктоплазму. Также могут спросить — как можно противостать нежелательным посетителям? Только бодростью духа, не позволяя касаться нашей сущности. Урусвати знает, как отскакивали назад нежелательные гости, при этом не требовалось отгонять их, они сами не могли продвинуться через заградительную сеть. Также естественные условия всегда самые лучшие, но для этого нужна естественная закалка духа. Уныние является самым мрачным посредником. Также раздражение будет приманкою для самых безобразных гостей. Нужно, чтобы люди крепко запомнили, что эктоплазма выделяется вовсе не только на каких-то особых собраниях, но постоянно, и лишь крепкое и бодрое сознание не допускает чрезмерного истечения. Но какую плотную атмосферу образуют эти лохмотья, и люди должны дышать такими отбросами! Но могут быть и чудесные выделения, которые называются пищею богов, о них еще поговорим. Мыслитель учил, что окружающее пространство наполнено веществом тонким.
431. Урусвати знает, что может существовать весьма благодатный обмен земной эктоплазмы на высшие энергии. Существа высших сфер могут пользоваться частицами эктоплазмы, но зато Они посылают самое действенное вдохновение и укрепляют жизненную субстанцию. Так, можно убедиться, что при естественном Высоком Общении не происходит ущерба, но наполнение субстанцией высокой. Но для такого Общения нужно уметь устремляться к высшему. Каждое нездоровое ухищрение поведет к упадку сил, ибо вызовет самых безобразных совопросителей. Сам человек отлично чует, когда он совершает нечто недостойное. Человек сам должен развивать в себе упорное стремление к высшему и должен изощряться на самых малых обыденных примерах. Также каждый, кто слышал о Великом Служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: «Твой ангел заплачет», — и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца. Действительно, каждое недоброе действие заставляет кого-то страдать. И какое же Высшее Общение может быть при нарушении естественных законов? Люди думают, что им все доступно, даже убийство, даже грабительство! Но какие же сообщники приблизятся к месту преступления?! Мыслитель призывал, чтобы люди озаботились найти незримых Помощников.
432. Урусвати знает, что помощь Высоких Существ обычно бывает духовной, но иногда она может быть и материальной. Предания часто упоминают о явлениях близких, которые подают полезный совет, но прибавляют, что им позволено помочь всего один раз. Такие указания можно найти у разных народов в различных веках. Поистине, такие показания очень справедливы. Лишь в исключительных случаях дозволено вторгаться в карму и действовать земными мерами. Пусть друзья запомнят, что даже в высших сферах существуют ограничения по условиям закона кармы. Никто из земных жителей не представляет, насколько трудно прийти к ним с материальной помощью. Обычно духовная помощь предшествует, но редко принимаются такие советы. Они понимаются как случайные совпадения. Также Мы бываем чрезвычайно опечалены, когда Наши советы отвергаются или откладываются с исполнением. Но даже материальная помощь не всегда принимается. Оправдание обычно в том, что пути Наши слишком неожиданны. Люди не могут вообразить, что условия такой помощи могут быть совершенно вне земного суждения. Такие недопущения происходят от недостатка воображения. Люди навязывают себе лишь один выход из положения, и каждое непривычное им суждение уже кажется неприложимым. Потому нужно учиться прислушиваться к малейшим зовам. Сердце подскажет их подлинность. Также и Нам чрезвычайно радостно, когда Мы замечаем наблюдательность, развитую естественно. Учение Жизни, прежде всего, требует осознания основных законов. Мыслитель говорил: «Не могу выразить словами, насколько мы движемся по великим законам, но сердце знает их несказуемую сущность».
433. Урусвати знает, что даже Великие Деятели в каждом воплощении проявляли различные качества. Наблюдая целый ряд воплощений, можно убеждаться в ожерельи накоплений. При этом особенно поучительно узнавать, как разнообразны очереди. Нельзя думать, что качества накопляются в земном понимании и каждое воплощение есть продолжение предыдущего — закон эволюции гораздо обширнее в своих начертаниях. От надземных высот виднее, как должен совершенствоваться дух. Нет противоречия в том, что дух получает новые грани в надземном порядке. Но не только в воплощениях происходят разные накопления, даже в одной земной жизни можно наблюдать смену устремлений и желаний. Может это происходить от инволюции, и человек впадает в дикость и отупение. Но сейчас говорю не о таких мрачных проявлениях, наоборот, нужно отметить, как много может человек накопить в течение одной земной жизни. Можно учиться беспредельно. Импульс растущего сознания подскажет, как разнообразно можно искать. В таких исканиях и Мы помогаем. Мы заставляем обращать внимание на новую книгу. Мы вдохновляем полезные обороты бесед. Мы пошлем думу о новых открытиях. Мы незаметно предупредим о вредных заблуждениях. Радостно оказать помощь незаметно. Мы ценим, когда борцы смело отражают удары тьмы. Пусть люди иногда вспомнят, как их наставляли в Тонком Мире. Как приближались к ним светлые Существа, и рост сознания позволял этим Наставникам подходить. То же самое происходит и в земной жизни. Мыслитель поверял иногда ученикам, что он чувствует в себе две жизни — одну светлую и одну темную, но светлая является проводником к Высшим Мирам. Светлая жизнь всегда бодрствует: «Позови ее, и она отзовется».
434. Урусвати знает о существующем заблуждении, что силы зла мощнее проявляются на земном плане, нежели добрые силы. Такое заблуждение основано на наблюдении лишь с земной точки зрения. Действительно, силы зла похищают эктоплазму и не согласуются с законом Вселенной. Люди нередко скажут, что злые облики показываются отчетливее, нежели туманные образования светлых существ. Но и такое определение будет справедливым только от земного плана. Сила не во внешней отчетливости, но в мощи энергии, которая незрима. Но наблюдения земные тоже не лишены значения. Действительно, низшие слои живут излучениями земными. Они тянутся к Земле и пытаются продолжить свою деятельность, иначе говоря, творить зло. Их не надо учить злу, они учились ему на Земле и продолжают его интуитивно, ибо добро им представляется пресным. Не нужно ждать, что для злобного действия требуются какие-то иерофанты зла. На Земле и самый малый мрачный житель может творить достаточно зла, к нему приближаются и тонкие сущности, которые знают все наслаждение зла. Но обратимся к Светлым Силам. Мы уже говорили, насколько бережны Они в пользовании всеначальной энергией, и как блюдут Они закон Вселенной. Они знают, что каждая беззаконная расточительность энергии отражается на всем Мироздании. Они трудятся над сохранением равновесия. Можно ли сравнить этот великий труд с мелкими нападениями зла?! Кто может утверждать, что планета может жить и без энергии Света? Кто решится сопоставить тусклый блеск злобных сущностей с сиянием высших сфер? Но не забудем, что люди нуждаются в таких напоминаниях. Мыслитель иногда восклицал: «Граждане, ваш глаз устроен не обычно, он обращен к злобным деяниям, и ваши уши напряжены, чтобы услышать нечто злое».
435. Урусвати знает, что воспаление слизистых оболочек становится бичом человечества. Отравленная атмосфера поражает ткани. Невозможно представить себе, как многообразны признаки этой болезни века. Люди пробуют приписывать замеченные симптомы прежним видам болезней, но они не могут понять всю особенность этой эпидемии. Она часто проявляется как бы безобидными признаками, но руки врача не могут определить причину и развитие болезни. Потому полезно, чтобы врачи исследовали организмы всеми научными способами.
Никто не скажет, когда воспаление перейдет в поражение ткани со всеми разновидными последствиями. Может быть, воспаление затихнет и рассеется, но и за этим процессом нужно следить. Можно указать самую простую неразъедающую пищу, но питание нужно, чтобы организм имел достаточно жизненности. Само явление болезни может быть чрезвычайно разновидным, иные органы могут причинить боль косвенную или непосредственно. Воспаление оболочек связано с нервной системой и потому может вызывать рефлекторные боли. Потому так нужно всестороннее исследование всего организма. Нередко можно замечать, что зловредное поражение обозначается болью в противоположной части тела. Вообще слизистые оболочки являются посредниками в самых разнообразных функциях организма, и они первые воспринимают насыщенность окружающей атмосферы. Таким образом, если даже не происходит опасного процесса, то все же следует обращать внимание и явить бережность. Не забудем, что такая эпидемия была предвидена давно. Когда Мы говорили об Армагеддоне, Мы вовсе не имели в виду лишь войну, но все губительные последствия смятения человечества. Не нужно впадать в уныние, ибо в таком подавленном состоянии человек открывает доступ всему ядовитому. Но мудро знать, что эпидемии следуют за Армагеддоном. Нельзя ограничиться лишь известными формами болезней, нужно быть готовым к признакам самым сложным и необычным. Пусть врачи, хотя бы отчасти, признают новую болезнь, которая обнаружилась повсюду. Мыслитель говорил: «Неужели найдется такой самомнительный человек, который будет полагать, что им изучены все явления Природы?»
436. Урусвати знает, что вибрационное лечение весьма индивидуально. При множестве существующих вибраций невозможно предписать их употребление, необходим путь опыта на основании трех пособников: один из них будет ясновидение, другой — помощь маятника жизни и третий — указание пациента под гипнозом. Только при таких пособниках можно нащупать нужные вибрации. Само лечение может происходить при посредстве электрического аппарата, но также возможны вибрации пассами рук. Я употребляю особый Наш аппарат, который Урусвати видела, но для этого требуются особые условия, недоступные врачам. Но из этого не следует заключать, что применение вибраций невозможно. При всех условиях только потребуется от врача особая сообразительность и подвижность. Он может заметить, что нужнее применить переменный ток, и тогда он должен быстро найти дополнение. Также он должен понять, когда приложим охлаждающий ток или самый горячий. Не нужно ошибаться в токах, иначе будут нежелательные следствия.
Также нужно иметь в виду, что при эпидемии, о которой мы говорили, могут быть очень ускоренные симптомы, и нужно уметь усмотреть их. Также не следует применять сильных вибраций при недостаточной опытности. Каждое новое применение необходимо проверить на малых неопасных заболеваниях. Также нужно проверить, который из трех пособников приложим. Ведь они применяются и воспринимаются индивидуально. Урусвати много раз ощущала Наши вибрации. Она знает, насколько они разнообразны, и время их применения тоже различно. Они могут быть очень приятны, но иногда и трудны. Так могут они усилиться при полном доверии. Мыслитель говорил: «Доверие есть оружие самое верное. Но где граница доверия? Знает человек, что доверие безгранично».
437. Урусвати знает, что некоторые Наши предуказания уже осуществляются в областях научных и общественных. Мысль широко достигает умы ученых. Они не отдают себе отчета, почему они начинают исследовать именно в данном направлении. Не нужно огорчать их тем, что мысли могут быть навеяны. Они не признают преемственность идей. Не нужно навязывать там, где человек полагает, что он есть начало и завершение. Даже если заметите, что некто явно воспользовался вашей идеей, не возражайте ему, пусть все полезное растет на всех полях. Об одном можно пожалеть, когда разрозненные идеи дают лишь осколки сужденного целого. Но и в этом случае скажем — да растет каждое зерно, которое на пользу человечества. Пусть и все друзья привыкают к посевам идей без соревнования и без взаимного ущемления. Нужно радоваться каждому урожаю. Мы достаточно знаем, что идеи нам не принадлежат, мы лишь передатчики этих пространственных даров. Невозможно припомнить, кто положил начало каждой мысли. Даже в земных путях такие изыскания невозможны. Но что же сказать о Мирах Высших, о неиссякаемом Источнике Мысли! Также можно научиться радоваться, если познаем себя в цепи сотрудничества. Не будет уныния там, где осознана непрерывная связь с Наивысшим. Именно люди могут держать эту связь и вмещать ливень добра. Пусть друзья порадуются вместе с Нами о том, что где-то уже произросла ветвь познания. Если этот садовник кажется неблизким, то найдем и в нем сторону наилучшую. Так не будем отталкивать все, где может быть зародыш эволюции. То же самое говорил Мыслитель: «Пусть даже самый отрицающий скажет слово правды, мы заслушаем и его».
438. Урусвати знает, что каждое Наше указание есть открытие входа. Но нет такого указания, которое не требовало бы для выполнения труда. Много существует вымыслов о небывалых Наших великолепиях, но мало сказано о труде. Когда же сопоставим самый напряженный человеческий труд и продолжим его в беспредельность, то поймем и качество всех трудов надземных. Нужно посоветовать человечеству утроить напряжение труда. Именно в дни Армагеддона такой совет будет самым насущным. Каждый может остаться при своем труде, но умножив его. Только такая забота о напряжении и качестве труда может до некоторой степени уравновесить смятение человечества. Кто найдет в себе силу даже среди смятения трудиться, тот уже образует вокруг себя равновесие. Особенно оно необходимо, когда целые народы впадают в безумие. Пусть люди не насмехаются над мирными трудами даже во время боя. Мы трудимся не для сегодня и не для Земли, но для суровой Битвы. Но не думайте, что такие максимы уже всеми усвоены. Можно убеждаться, насколько самые четкие указания толкуются превратно. Нужно утверждать самые насущные средства, которые могут облегчить положение. Спросят: «Что же делать?» Скажите — трудиться как никогда. Каждый пусть сделает как лучше, если бы даже это было только самой обиходной работой. Спросят: «Не лучше ли сосредоточиться мысленно?» — Но это прекрасное состояние может нарушиться вследствие пространственных токов и вихрей. К тому же народ не умеет мыслить и колеблется как тростник под вихрем. Но в такие вихри нужно крепко ухватиться за нечто прочное, таким прочным в народном сознании будет труд. Учитель должен приучить питомцев к труду и похвалить лучшее качество. К такому совершенствованию приложится и рост мысли. Мыслитель любил указывать на женщин, несущих воду. Он говорил: «Они не знают, чью жажду утолят».
439. Урусвати знает, как часто нужно пояснять даже самые ясные Наши указания. Вот было сказано — может ли ученик поглощать энергию Учителя? Некто уже находит противоречие с указанием о собеседовании с Учителем. Но можно ли не понимать, что поглощение энергии не имеет ничего общего с собеседованием? Беседа не заключает в себе просьб, она лишь расширяет сознание, но каждое расширение уже будет ростом энергии. Оно не только не поглощает энергии Учителя, но, наоборот, способствует усилению ауры, которое ученику благодетельно. Но некто не может понять, что ученик не будет отягощать Учителя просьбами. Ученик достаточно знает, что все возможное будет сделано. Он понимает, в каком напряжении пребывает Учитель, неустанно посылая свою энергию. Некто полагает, что собеседование заключается лишь в прошении. Может быть, принятые моления приучили народ требовать от Божества лишь земные блага? Такое заблуждение простирается и на все учительства. Люди перестают стремиться к озарению и сводят общение с Высшими лишь к умножению земных благ. Так нужно пояснять, что Учение Жизни не может содержать противоречий. Пусть непонимающие спросят и убедятся, что Учение знает жизнь во всех ее областях. Пусть помнят, что ученик преданный общается с Учителем в едином потоке энергии. Мыслитель указывал, насколько люди могут умножать свои силы, погружаясь в единый поток энергии.
440. Урусвати знает самооправдание людей, что по причине земных дел они не могли удосужиться для высоких общений. Но сравним самые важные земные дела с искрами малейшего озарения. Посмотрим на расстоянии нескольких десятилетий и найдем, что земные дела стерлись, затуманились, между тем как озарение осталось отчетливо и даже ярко выросло в прекрасное утверждение. Такое сравнение между земными делами и озарением может показать, где истинные ценности. Не будем очаровываться, что люди легко поймут такие ценности, но все-таки каждый человек хранит в сердце прекрасный миг высшего общения. Но насколько это чувство усиляется, если человек имеет таких друзей, которым он может доверить свое высшее чувство. Может получиться как бы мегафон, и среди обобщенных устремлений очистится окружающая атмосфера. Так люди поймут, которые дела наилучшие. Пусть также найдут равновесие между земным трудом и проблесками озарения. Не будет противоречия между указанием о напряженном труде и мгновениями озарения. Каждый знающий мгновения озарения понимает, что они безвременны и достигаются не умствованием, но чувством, которое расцветает при ярком достоинстве труда. Простая истина, что труд есть молитва, не всегда доступна людям, потому можно совершить доброе дело, твердя эту истину. Учитель пусть обладает несколькими ремеслами, чтобы среди умных упражнений вдохновлять и к высшему качеству мастерства. Мыслитель настаивал, чтобы ученики избрали какое-нибудь ремесло и умели в нем находить совершенствование.
441. Урусвати знает, сколь необходимо пресекать всякие недоумения. Мы упоминали о пранаяме, но в то же время указывали на естественные пути восхождения. Не будет ли в этом противоречия? Поясним — Мы не отвергаем пранаяму и даже указываем на полезность ее. В некоторых случаях пранаяма будет как лекарство для организма. Мы постоянно советуем легкую пранаяму. У нас дыхание есть важный процесс, но во всем естественная пранаяма будет наилучшим решением. Люди не должны лишь определенное время посвящать очищению дыхания. Они нуждаются в этом многократно в течение дня. Потому целительно вдохнуть свежую прану несколько раз перед произнесением каких-либо значительных слов. Такая естественная пранаяма ответит современному положению вещей. Могут сказать, что ораторы часто употребляли такой метод. Но редко они действовали сознательно; между тем именно сознательность преобразит каждый вздох. Таким образом, возражатель поймет, что известное качество пранаямы Нами весьма утверждается, но мучительные древние приемы должны быть пересмотрены. Также должны быть обновлены и кастовые воззрения. Некогда в глубочайшей древности такие ограничения мудро предусматривались, но эволюция совершила много оборотов, и мудро будет переоценить жизненные условия. Пусть не явится препятствием предрассудочное мышление. Мыслитель учил, что на Земле не может быть рабского состояния, иначе природа людей не была бы божественной.
442. Урусвати знает, что каждое событие является звеном длинной цепи причин и следствий. Обычно под событием понимается нечто важное с земной точки зрения, но каждое обиходное проявление подлежит такому же закону. Кто может решить, где произойдет зарождение великих событий?
|