Студопедия — Формы и методы деятельности органов внутренних дел. «Люблю участок. Здесь я встречаюсь с государством»
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формы и методы деятельности органов внутренних дел. «Люблю участок. Здесь я встречаюсь с государством»






 

«Люблю участок. Здесь я встречаюсь с государством». В начале XX века эти слова великого русского поэта Велемира Хлебникова получили широкую известность. И хотя подобные мысли неоднократно озвучивались и в последующем (М.И. Калинин, Г.К. Орджоникидзе и др.), приведенное высказывание наиболее ярко и емко показывает органическую связь, форм и методов деятельности полиции (милиции, органов внутренних дел) и сущностных характеристик государства. Есть все основания утверждать, что прежде всего по формам и методам деятельности этих государственных органов можно судить о политическом (государственном) режиме.

Деятельность органов внутренних дел протекает в тех же формах (правовых и неправовых, организационных) и с использованием тех же методов (по самой общей классификации – убеждения и принуждения), которые присущи иным органам исполнительной власти. Однако по самой природе (правоохранительные органы), в силу специфики возложенных на органы внутренних дел задач (охрана общественного порядка и борьба с преступностью), им, в отличие не только от других исполнительных, но и большинства правоохранительных органов, предоставлено право гораздо более широкого использования большого числа методов принуждения, связанных с существенным ограничением прав и свобод граждан, причинением вреда здоровью и даже лишением жизни (в случае применения специальных средств, оружия). По этой причине проблема форм и методов деятельности органов внутренних дел приобретает особое значение. Для того, чтобы глубже разобраться в данном вопросе, следует сделать небольшой исторический экскурс.

В дореволюционный период права и обязанности полиции были достаточно детально регламентированы, но при этом обращает на себя внимание правовая неурегулированность методов полицейской деятельности. Так, например, закрепленная в законах возможность применения в качестве взыскания за малозначительные правонарушения «домашних мер или полицейского исправления» реализовывалась таким образом, что даже в середине XIX века полицейский провинившемуся на улице отвешивал оплеухи.

Осуществляя проверку по конкретному правонарушению в пределах своих полномочий, полицейский чиновник мог использовать методы, которые существенно затрудняли хозяйственную деятельность вовлеченных в разбирательство лиц. В архивных фондах имеется достаточно много свидетельств того, что общины вынуждены были на сходах принимать решения «откупиться» от урядников или исправников, бессчетное число раз вызывавших крестьян в присутственные места. По этой причине полицейские дознания тянулись годами.

Одним из провозглашенных принципов проведенной в 1864 г. судебной реформы было, как известно, «отделение следствия от полиции». В действительности же полиция продолжала действовать в процессуальных формах, нередко полностью подменяя судебных следователей, что оправдывалось перегруженностью последних.

На созданные в масштабах всей страны в 1908 г. аппараты уголовного сыска была возложена, в частности, обязанность осуществления «розысков» преступников, по современной терминологии – ведения оперативно-розыскной деятельности. Однако кроме этой общей формулировки, ни в одном из нормативно-правовых актов не раскрывались методы ее осуществления. В результате для раскрытия преступления применялись по сути дела любые приемы, многие из которых сами по себе были неправомерными (например, провокация).

Подобного рода факты (а число их можно существенно увеличить) дали современникам основание для вывода (во многом справедливого и для последующих исторических этапов) о том, что школой для народа была правовая необеспеченность, убившая всякое уважения к законности. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно также поступает правительство» (А.И. Герцен).

Следует, вместе с тем, отметить, что для дореволюционной России характерным было то, что правовые формы деятельности органов внутренних дел были достаточно четко определены и ограничены. Здесь имеется в виду прежде всего ведомственное нормотворчество. Нормативно-правовые акты Министерства внутренних дел (циркуляры, инструкции) касались каких-либо частных, оперативно-технических сторон функционирования органов внутренних дел, развивали, детализировали положения актов более высокого уровня.

Ситуация существенно изменилась после Октябрьской революции. Наркомат внутренних дел уже в первые месяцы существования издал ряд нормативно-правовых актов, носивших учредительный характер (наиболее известный – постановление от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции), определявших статус государственных органов общей компетенции (местных Советов и исполкомов), резко ограничивавших права и свободы граждан (введение института заложничества) и т.д.

Подобная практика, объяснимая в особых условиях гражданской войны, сохранилась и в последующем. Достаточно сослаться на следующие примеры: в декабре 1931 г. приказом Главного управления милиции при СНК РСФСР были утверждены Правила уличного движения; совместным приказом Генерального прокурора СССР и наркома внутренних дел СССР в 1935 г. были образованы «милицейские» тройки для внесудебного рассмотрения дел; приказом НКВД СССР в 1936 г. было введено тюремное заключение в качестве уголовного наказания (законодательное оформление данная мера получила лишь в 1937 г.); в 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило оперативный приказ НКВД СССР, согласно которому на основании решений специально созданных для этой цели «особых троек» подлежало расстрелу около 75 тыс. человек. На протяжении 30–50-х, гг. в нарушение действовавшего уголовно-процессуального законодательства приказами НКВД-МВД вводились должности «следователей» и даже создавались «следственные» подразделения в органах внутренних дел, а следствие было объявлено «завершающей стадией оперативной разработки». В результате перекосов в применении методов и средств исправительно-трудового воздействия полностью извращались законодательно закрепленные цели и задачи исправительно-трудовой политики: труд заключенных, как основное, наряду с режимом содержания и воспитательной работой, средство исправления, приобрел характер кары и был подчинен целям решения хозяйственных задач.

В результате проведенной в конце 50-х–60-е гг. реформы законодательства многие из названных нарушений были устранены, однако и в последующем определенные анахронизмы в формах деятельности органов внутренних дел сохранились: например, регулирование ведомственными (как правило, закрытыми) актами порядка прописки граждан.

Принятие ныне действующей Конституции, законотворчество в соответствии с одним из основных принципов правового государства: «верховенство закона» – позволили избавиться от многих недостатков в деятельности органов внутренних дел, подобных названным выше. Вместе с тем современный опыт государственного строительства породил новые проблемы, связанные прежде всего со спецификой отечественного федерализма. Они возникают как в правовой, так и неправовой (организационной) формах деятельности органов внутренних дел. Пример первой хорошо известен, так как освещался средствами массовой информации. Речь идет о принятом по предложению ГУВД г. Москвы постановлении столичного правительства о регистрации иногородних граждан. Оно продолжает действовать, несмотря на соответствующее судебное решение. Очевидно, что если бы регистрация была введена приказом ГУВД, для его отмены было бы достаточно акта вышестоящего органа – Министерства внутренних дел России.

«Асимметричность» Российской федерации отражается и на организационных формах деятельности органов внутренних дел. Так, на одном из заседаний Коллегии МВД России отмечалось, что в нарушение действующих приказов руководители служб УВД Томской области отстранены от участия в подборе кадров. Соответствующие подразделения МВД России встречают препятствия при проведении проверок, инспектирования органов внутренних дел в ряде субъектов федерации. Наиболее ярким примером может служить выдвигавшаяся Президентом Ингушетии Р. Аушевым идея о выводе всех правоохранительных органов республики (в том числе органов внутренних дел) из подчинения федеральных органов.

На формы и методы деятельности органов внутренних дел оказывают влияние социально-экономические факторы, недостаточно высокий уровень социальной и правовой защиты сотрудников. Широкое распространение получила практика оплачиваемой через фирму-продавца регистрации автотранспортных средств в ГИБДД при их покупке. С недавнего времени ГИБДД г. Москвы предлагает платные услуги за сопровождение по транспортным магистралям свадебных кортежей и похоронных процессий. Нет необходимости говорить о том, что тем самым создается почва для различного рода злоупотреблений, дискредитации органов внутренних дел.

Действующий Закон об оперативно-розыскной деятельности существенно расширил круг применяемых органами внутренних дел негласных методов. Неурегулированность действий внедряемых в преступные группировки сотрудников чревата провалом операции, возможностью «развалить» дело в суде и даже привлечением их к уголовной ответственности.

Особо следует сказать о методах деятельности специальных подразделений: СОБР, ОМОН и др. Не сходящие с телевизионных экранов сюжеты об осуществляемых ими операциях на рынках, в дискотеках, офисах свидетельствуют о проведении массовых личных обысков, применении мер физического воздействия и т.п. Маски на лицах участников акции, как непременный атрибут операции, воспринимаются как подтверждение того, что они (и организаторы операций) сознают неправомерность подобных методов.

Не только и не столько результаты (которые подавляющему большинству жителей неизвестны), сколько формы и методы деятельности органов внутренних дел формируют общественное мнение о них, и чем оно благоприятней, тем больше оснований рассчитывать на содействие граждан, а следовательно на успех в борьбе с преступностью.

Совершенствование нормативно-правового регулирования форм и методов деятельности органов внутренних дел, как представляется, должно стать одной из первоочередных задач.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 514. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия