Да, — сказал философ, — и вот так целый день».
Они постоянно делают пустые вещи; они думают, что это очень значительно. Весь их жаргон создаёт иллюзию, что происходит что-то существенное. Всякий, кто достигает истины, говорит простым языком. Его язык не сложен, сам он очень прост, — как Будда, как Христос. Всякий, кто притворяется, что подошёл ближе, или уже пришёл, или познал истину, создаёт разнообразный жаргон. Этот жаргон действует как облако. Вы не можете найти, в чём же собственно дело, что было сказано. Вы читаете Гегеля, или вы читаете Хайдеггера; вы читаете и читаете и не понимаете, о чём это они говорят. Они сами не знают. Одно слово тянет другое, и они идут и идут кругами. Это те люди, которые говорят, что религия — аллегория. Это те люди, которые пишут философию религии. У религии нет философии. Религия — это опыт, переживание, это не философия. И, наконец, есть третий тип, эстетический, поэтический, сентиментальный, эмоциональный, чувствительный, воображающий тип. Он всегда с блестящими глазами сфокусирован на будущем. Он всегда смотрит туда, далеко вперёд.
Однажды случилось так. Великий астролог упал в колодец, поскольку всегда ходил, глядя на звёзды. Женщина, бедная женщина, которая жила поблизости, прибежала и как-то сумела помочь ему выбраться. А он был великий астролог, очень знаменитый. Он сказал бедной женщине: « Вы не знаете, кто я. Я великий астролог, королевский астролог. Моё жалование так велико, что только короли или очень богатые люди в состоянии приглашать меня. Но вы спасли мою жизнь. Если вы хотите знать что-нибудь о своём будущем, то вы можете прийти ко мне, и я прочту вашу ладонь, я увижу вашу судьбу, — и всё бесплатно. Вы спасли меня ». Старая женщина рассмеялась. Она сказала: « Вы, должно быть, дурак ». Он сказал: « Что!? » И женщина сказала: « Вы не можете увидеть даже на один шаг перед собой. Как можно доверять вашим предсказаниям будущего? Не надо меня дурачить !»
И она была права. Третий тип постоянно думает об утопии. Он утопист.
Третье перенесло возможность открыть дверь на отдалённое и туманное воображаемое будущее время.
Они говорят: « Это случится однажды », — во второе пришествие Христа, во второе пришествие Будды. — « Это случится однажды, но это не может случиться прямо сейчас ». И завтра никогда не приходит. Всё, что приходит, всё это всегда сегодня. Это всегда сейчас. Если что-то должно произойти, это должно произойти сейчас, сейчас или никогда! Запомните эти два слова: сейчас или никогда. Вы должны войти в реальность сейчас, потому что сейчас — это единственное время, и здесь — это единственное место. Если вы думаете, что « там » против « здесь » и « потом » против « сейчас », то вы просто воображаете. Вы играете в красивые игры, но они — это сны. Вы должны избегать этих трёх вещей: вы должны избегать воображаемого, потому что оно живёт утопией; вы должны избегать интеллектуального, потому что оно выглядит разумным, но не является им; вы должны избегать общего, посредственной массы, потому что она верит, что нашла. Если вы избегаете этих трёх, то ключ с вами. Посмотрите на ключ. Ключ — это вы. Всё, что вам нужно, дано вам. Всё обеспечено. Наблюдайте своё сознание, становитесь свидетелем своего ума. Без всяких точек зрения, без предубеждения за и против просто наблюдайте из состояния невинности, и внезапно вы найдёте, что дверь открылась. На самом деле дверь всегда была открыта, просто вы не были открыты для неё. Дверь оставалась открытой с самого начала. Она никогда не была закрытой. Почему она должна быть закрытой? Бог хочет, чтобы вы вошли в неё. Со дня Адама в саду Эдемском дверь оставалась открытой, находилась в своего рода ожидании, и Бог искал вас и спрашивал: « Адам, где ты? » А вы прятались за тем кустом или этим. И вот они три куста; избегайте этих трёх кустов. Встаньте лицом к своему Богу, поскольку ваш бог — это ваше внутреннее бытие. Встаньте лицом к реальности. Он внутри. Он вовне. Всё, что требуется, — это просто ум без предубеждений, не преследуемый никакой концепцией, никакой философией, никакой религией. Нужен безмолвный ум... и дверь является открытой.
|