Quot;Плоды Мудрости. Письма", стр. 63
Напишу о смысле работы в средней линии. Важно всегда опираться на левую и правую линии. Потому что есть случаи, когда "двигаться хуже, чем сидеть без дела" (или "сидеть предпочтительней, чем двигаться"), чтобы не отступить с дороги. Ведь путь истины – это очень тонкая линия, по которой поднимаются по ступенькам, пока не достигают царского дворца. А каждый, кто начинает идти в начале линии, обязан очень остерегаться, чтобы не уклониться вправо от линии или влево, даже на толщину волоса, потому что если в начале его погрешность с толщину волоса, и даже если далее идет по истинной прямой, все равно, ни в коем случае, не придет к царскому дворцу, потому что не идет по истинной линии. Смысл средней линии заключается в выполнении условия: "Тора, Творец и Исраэль – одно целое". Потому что цель вселения души в тело заключается в том, чтобы именно находясь в теле, вернулась она к своему корню и слилась с Творцом, как сказано: "И возлюбите Творца вашего, и идите путями Его, и храните Заповеди Его, и слейтесь с Ним". Видно отсюда, что конец пути в "слейтесь с Ним", то есть как и было с душой до ее вселения в тело. Но необходима большая подготовка, которая заключается в движении по всем путям Творца. А кому известны Его пути? Это и есть "Тора, состоящая из 613 светов", потому что идущий по ним в конце своем исправляет себя настолько, что его тело (желания) не будет препятствием (железной стеной) между человеком и Творцом. Это смысл сказанного: "И отделил Я каменное сердце от вашей плоти" и тогда сольетесь с Творцом вашим, точно как было ваше слияние с Ним, прежде чем оделась душа в тело. Находим, что существуют три детали: 1. Исраэль – прилагающий усилия вернуться к своему Творцу, 2. Творец – Корень, к которому стремятся, 3. 613 светов Торы,называемые приправы,которыми очищается душа и тело, как сказано: "Я создал дурное начало, и я создал ему Тору в приправу". Но все три детали эти, на самом деле, одно целое, и такими раскрываются каждому постигающему в конце пути, как "эхад, яхид, меухад" (одно, единое, единственное). А то, что кажутся состоящими из трех частей, это по причине несовершенной работы ради Творца. Поясню немного, но только с одного конца, а другой узнаешь только при раскрытии тебе Творца – душа является частью Творца свыше. До своего нисхождения в тело она соединена с телом, как ветвь с корнем. Сказано в книге "Эц Хаим", что Творец создал миры, потому что его желанием было раскрыть свои святые имена "Милосердный и Добрый", и т.п., потому что если бы не было творений, не было бы кому проявлять милость, и т.п. Глубоки эти понятия... Но насколько позволяет описать перо, "вся Тора – это имена Творца", как сказано мудрецами. А признак управления: "Все, что не сможем постичь, не знаем, как назвать". Потому что все эти имена – это вознаграждение души, не по своей воле нисходящей в тело, а именно с помощью тела получающей возможность постичь имена Творца. И согласно своему постижению – ее уровень. По правилу: "Жизнь всякого духовного объекта обуславливается мерой его постижения". Ведь материальное животное ощущает себя, потому что состоит из разума и материи. Поэтому ощущение духовного – это знание, а духовный уровень – мера знания, как сказано: "По своему уму да восхвалится муж". Но животное знает, а не чувствует. Теперь пойми вознаграждение, которое получает душа: до своего входа в тело душа была, как маленькая точка, хотя она при этом и слита со своим корнем, как ветвь дерева. И точка эта называется корень души и ее мир. И если бы не снизошла в тело этого мира, не было бы у нее больше этой точки, т.е. ее меры в корне. Но если удостаивается все далее идти путем Творца, то есть 613 светами Торы, обращающимися именами Творца, то растет ее уровень в мере познания этих имен. Это смысл сказанного, что Творец приготовил для каждого праведника 310 [310 числовое значение слова "ШаЙ" – подарок, на иврите] миров: душа состоит из двух праведников – высшего и низшего, как делится тело выше и ниже пояса [на уровне "табур"]. А потому удостаивается этим письменной и устной Торы, каждая из которых – 310, что дает вместе 620, что соответствует 613 заповедям Торы и 7 заповедям мудрецов. Поэтому сказано в книге "Эц хаим", что все миры сотворены только для того, чтобы раскрыть имена Творца. Отсюда видно, что поскольку спустилась душа и оделась в зловонную эту материю, не смогла уже возвратиться к своему корню в том виде, в котором была до своего нисхождения в этот мир, а обязана увеличить свой уровень в 620 раз, по сравнению с тем, как было в корне, что является ее совершенством, светом всех светов НаРаНХа"Й (Нефеш, Руах, Нэшама, Хая, Яхида), до света яхида. Поэтому Яхида называется кетэр, ведь ее гематрия, как и слова кетэр, равна 620. Отсюда видно, что все 620 имен (613 заповедей Торы и 7 заповедей мудрецов) - это в сущности 5 частей души, НаРаНХа"Й, потому что сосуды НаРаНХа"Й - это 620 заповедей, а света НаРаНХа"Й – это свет Торы, находящийся в каждой заповеди. Получается, что Тора и душа это одно. Но Творец - это свет бесконечности, одетый в свет Торы, находящийся в 620 заповедях. И это смысл сказанного: "Вся Тора – это имена Творца", где Творец – составляющий, а 620 имен – отдельные части по шагам и ступеням души, потому что душа не сразу получает весь свет, а постепенно, ступенями. Из всего вышесказанного следует, что цель души – постичь все 620 имен, получить свой уровень, увеличенный в 620 раз по сравнению с тем, что был до нисхождения в тело. Причем, уровень ее из 620 заповедей, в которые одет свет Торы, а Творец является общим светом Торы, из чего следует, что "Тора, Творец и Исраэль – одно". Так вот, до включения в работу Творца, выглядят Тора, Творец, Исраэль, как три отдельные работы: 1. Иногда стремится человек к возвращению души в ее корень, что называется Исраэль. 2. Иногда стремится понять пути Творца и тайны Торы, "Ведь не зная заповедей, нельзя работать", что называется Тора. 3. Иногда стремится к постижению Творца, т.е. к слиянию и полному познанию Творца, и только этого желает, а не постичь тайны Торы и вернуть душу к ее корню, где она находилась до нисхождения в тело. Поэтому идущий по правильной линии в работе Творца обязан постоянно проверять себя: стремится ли он одинаково ко всем трем частям работы, потому что конец действия равен его началу. А если стремится к одной части более, чем к другим, то сходит с прямого пути. Поэтому желающий держаться за цель должен стремиться к пониманию путей Творца и тайн Торы, как к самому надежному средству держаться истинной линии. Поэтому сказано: "Откройте мне отверстие с игольное ушко, а я открою вам огромные ворота". Отверстие игольного ушка предназначено только для работы. Стремящемуся только к познанию Творца, только ради работы, Творец раскрывает врата мира, как сказано: "И наполнится земля знанием Творца". Йехуда Лейб
Письмо 18, 1926 г., стр. 67 (Там, где мысли человека – там он)
|