Омар Хайям
Омар Хайям, Гияс-ад-дик Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (1048–1122) — персидский поэт, математик и философ. Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и других городах Средней Азии и Ирана.
Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного.
Всемирную известность принёс Омару Хайяму как поэту цикл четверостиший Рубайат. В его творчестве немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубаи у разных исследователей.
*
Приход наш и уход загадочны, — их цели
| Все мудрецы земли осмыслить не сумели,
| Где круга этого начало, где конец,
| Откуда мы пришли, куда уйдём отселе?
| *
Общаясь с дураком, не оберёшься срама,
| Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
| Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
| Из рук же дурака не принимай бальзама.
| *
О чадо четырёх стихий, внемли ты вести
| Из мира тайного, не знающего лести!
| Ты зверь и человек, злой дух и ангел ты;
| Всё, чем ты кажешься, в тебе таится вместе.
| *
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
| Два важных правила запомни для начала:
| Ты лучше голодай, чем что попало есть,
| И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
| *
Джемшида чашу я искал, не зная сна,
| Когда же мной земля была обойдена,
| От мужа мудрого узнал я, что напрасно
| Так далеко ходил, — в моей душе она.
| *
Нищим дервишем ставши — достигнешь высот,
| Сердце в кровь изодравши — достигнешь высот,
| Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
| Лишь с собой совладавши — достигнешь высот.
| *
Кто жемчужину смысла насквозь просверлил,
| О божественном, словно пророк, говорил,
| Всё же к тайне предвечной не смог прикоснуться, —
| Суесловил и скрылся во мраке могил.
| *
Раз насущный твой хлеб дан от века Творцом,
| Не отнимут его, не прибавят потом.
| Значит, в бедности будь непокорным и гордым,
| А в богатстве не стань добровольным рабом.
| *
О невежда, вокруг посмотри, ты — ничто.
| Нет основы — лишь ветер царит, ты — ничто.
| Два ничто твоей жизни предел и граница,
| Заключён ты в ничто, и внутри ты — ничто.
| *
Я смерть готов без страха повстречать.
| Не лучше ль будет там, чем здесь, — как знать?
| Жизнь мне на срок дана. Верну охотно,
| Когда пора наступит возвращать.
| *
Чтобы пить иль прикрыть своё бренное тело,
| Не позорно порою приняться за дело,
| Ну а всё остальное не стоит того,
| Чтоб о нём ещё сердце в заботах болело.
| *
Если нить причин внимательно проследить по всем её сцеплениям, то она далеко простирается, но всё же обязательно имеет конец и завершается причиной, для которой нет больше причин.
*
Бушует в кельях, мечетях и церквах
| Надежда в рай войти и перед адом страх.
| Лишь у того, кто понял тайну мира,
| Сок этих сорных трав весь высох и зачах.
| *
Чем голову склонять пред сильным сто раз на день,
| Чем жизнью рисковать, как мухи, крошки ради,
| Не лучше ли вкушать пусть чёрствый хлеб, но свой,
| И по земле идти, на всех, как равный, глядя.
| *
Ты истину взыскуешь? Оставь жену, детей
| И всё, что сердцу мило, и близких и друзей, —
| Всё устрани свободно, оковы рви скорей.
| *
О, не растите деревья печали…
| Ищите мудрость в солнечном начале:
| Ласкайте милых и вино любите!
| Ведь не навек нас с жизнью обвенчали.
| *
Кто мы? — Куклы на нитках,
а кукольщик наш — небосвод.
| Он в большом балагане своём представленье ведёт.
| Он сейчас на ковре бытия нас попрыгать заставит,
| А потом в свой сундук одного за другим уберёт.
| *
Будь осмотрителен: судьба-злодейка рядом!
| Меч времени остёр, — не будь же верхоглядом!
| Когда судьба тебе положит в рот халву,
| Остерегись — не ешь: в ней сахар смешан с ядом!
| *
Тот усердствует слишком, кричит: «Это — я!»
| В кошельке золотишком бренчит: «Это — я!»
| Но едва лишь успеет наладить делишки, —
| Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это — я!»
| *
О тайнах сокровенных невеждам не кричи
| И бисер знаний ценных пред глупым не мечи.
| Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь;
| Лелей свои надежды, но прячь свои ключи.
| *
В кумирню, келью иль в мечеть вступая,
| Боятся люди ада, ищут рая.
| Но разве там проникнут в тайну Бога?
| Нет, к Истине ведёт стезя иная.
| *
Много лет размышлял я над жизнью земной.
| Непонятного нет для меня под луной.
| Мне известно, что мне ничего не известно, —
| Вот последняя правда, открытая мной.
| *
В мире временном, сущность которого тлен,
| Не сдавайся вещам несущественным в плен.
| Высшим в мире считай только дух вездесущий,
| Чуждый всяких вещественных перемен.
| *
То, что судьба тебе решила дать,
| Нельзя ни увеличить, ни отнять.
| Заботься не о том, чем не владеешь,
| А от того, что есть, свободным стать.
| *
В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
| Уши, мудрый, заткни, рот надёжно зашей,
| Веки плотно зажмурь — хоть немного подумай
| О сохранности глаз, языка и ушей!
| *
О, доколе ты по свету будешь кружить,
| Жить — не жить, ненасытному телу служить?
| Где, когда и кому, милый мой, удавалось
| До потери желаний себя ублажить?
| *
Прощалась капля с морем — вся в слезах!
| Смеялось вольно море — всё в лучах!
| «Взлетай на небо, упадай на землю —
| Конец один: опять — в моих волнах».
| *
Пусть буду я сто лет гореть в огне,
| Не страшен ад, приснившийся во сне;
| Мне страшен хор невежд неблагодарных, —
| Беседа с ними хуже смерти мне.
| *
Как нужна для жемчужины полная тьма —
| Так страданья нужны для души и ума.
| Ты лишился всего, и душа опустела? —
| Эта чаша наполнится снова сама!
| *
Всё пройдёт — и надежды зерно не взойдёт,
| Всё, что ты накопил, ни за грош пропадёт.
| Если ты не поделишься вовремя с другом —
| Всё твоё достоянье врагу отойдёт.
| *
Благородство и подлость, отвага и страх —
| Всё с рожденья заложено в наших телах.
| Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже —
| Мы такие, какими нас создал Аллах!
| *
Тот, кто с юности верует в собственный ум,
| Стал в погоне за истиной сух и угрюм.
| Притязающий с детства на знание жизни,
| Виноградом не став, превратился в изюм.
| *
Будешь в обществе гордых учёных ослов,
| Постарайся ослом притвориться без слов,
| Ибо каждого, кто не осёл, эти дурни
| Обвиняют немедля в подрыве основ.
| *
Так как собственной смерти отсрочить нельзя,
| Так как свыше указана смертным стезя,
| Так как вечные вещи не слепишь из воска —
| То и плакать об этом не стоит, друзья!
| *
Не смотри, что иной выше всех по уму,
| А смотри, верен слову ли он своему:
| Если он своих слов не бросает на ветер —
| Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.
| *
Знайся только с достойными дружбы людьми,
| С подлецами не знайся, себя не срами.
| Если подлый лекарство нальёт тебе — вылей!
| Если мудрый подаст тебе яду — прими!
| *
Ты, Боже, глину мял, — что делать мне?
| Ты ткань мою соткал, — что делать мне?
| Всё, что свершаю — доброе и злое, —
| Ты сам предначертал, — что делать мне?
| *
Безгрешными приходим — и грешим,
| Весёлыми приходим — и скорбим.
| Сжигаем сердце горькими слезами,
| А сходим в прах, развеяв жизнь как дым.
| *
Мы попали в сей мир, как в силок — воробей.
| Мы полны беспокойства, надежд и скорбей.
| В эту круглую клетку, где нету дверей,
| Мы попали с тобой не по воле своей.
| *
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
| Чем в число блюдолизов презренных попасть.
| Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
| За столом у мерзавцев, имеющих власть.
| *
Давно меж мудрецами спор идёт,
| Который путь к познанию ведёт?
| Боюсь, что крик раздастся: «Эй, невежды,
| Путь истинный — не этот и не тот!»
| *
Те, что веруют слепо, — пути не найдут.
| Тех, кто мыслит, — сомнения вечно гнетут.
| Опасаюсь, что голос раздастся однажды:
| «О невежды! Дорога не там и не тут!»
| *
Разум мой не силён и не слишком глубок,
| Чтобы замыслов Божьих распутать клубок.
| Я молюсь и Аллаха понять не пытаюсь —
| Сущность Бога способен постичь только Бог.
| *
Человек что флейта, человек что фляга,
| В нём душа что песня, что хмельная влага.
| С чем сравнить Хайяму душу человека?
| С огоньком, который прячет тело-скряга.
| *
Мир — свирепый ловец — к западне и приманке прибег,
| Дичь поймал в западню и её «человеком» нарек.
| В жизни зло и добро от него одного происходят.
| Почему же зовётся причиною зла человек?
| *
Я презираю лживых, лицемерных
| Молитвенников сих, ослов примерных.
| Они же, под завесой благочестья,
| Торгуют верой хуже всех неверных.
|
Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...
|
Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...
|
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...
|
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...
|
РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...
Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ
Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...
|
Виды и жанры театрализованных представлений
Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...
Что происходит при встрече с близнецовым пламенем
Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...
Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи.
Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...
|
|