Носир Хисроу
Носир Хисроу, Абу Муин ал-Кубадияни ал-Марвази (1004–1075 или 1090) — персидский поэт, философ, религиозный деятель. Родился в с. Кубидиян близ г. Балха. В 1046–1052 совершил путешествие в Египет, описанное им в Книге путешествия (Сафир-Нали). По возвращении был изгнан из родного города Балха как еретик. Конец жизни провёл в горах Бадахшана (Памир), где и умер в с. Йомган.
Его литературное наследие включает религиозно-философские трактаты, диван, состоящий из 12 тысяч бейтов, поэму Ровшанайн-наме.
*
О ищущий! Дойди до сути всех явлений.
| Вне сердцевины нет ни знаний, ни умений.
| Лишь Истину познав, премудрость извлеки.
| Незнающий пути не годен в вожаки.
| О, не влагай руки в неведомую руку,
| Чтобы, стремясь вперёд, не колесить по кругу.
| У Истины святой есть лицемерный тать, —
| Не вздумай же ему ты ноги лобызать.
| На рынке бытия воров шныряет свора,
| Так береги карман и в каждом бойся вора.
| Пройдёт ли тот слепец дорогой до конца,
| Который вожаком берёт себе слепца?
| Скорбящий! Отыщи поводыря такого,
| Чтоб для тебя нашёл сочувственное слово.
| Во всей подлунной нет обиднее обид,
| Чем величать ханжу: «Священный Байазид!»
| Послушаешь иных: «О, шахова порода!» —
| А поразведаешь — ни племени, ни рода…
| Как драгоценный клад в развалинах зарыт,
| Так праведника дух под рубищем сокрыт.
| Из пыли и шипов на свет выходит роза;
| Не образ пред тобой: тут — жизненная проза.
| *
В тени чинары тыква подросла,
| Плетей раскинула на воле без числа,
| Чинару оплела и через двадцать дней
| Сама, представь себе, возвысилась над ней.
| «Который день тебе? И старше кто из нас?» —
| Стал овощ дерево испытывать тотчас.
| Чинара скромно молвила в ответ:
| «Мне двести… но не дней, а лет!»
| Смех тыкву разобрал: «Хоть мне
двадцатый день,
| Я — выше! А тебе расти, как видно, лень?»
| «О, тыква! — дерево ответило, — с тобой
| Сегодня рано мне тягаться, но постой,
| Вот ветер осени нагонит холода, —
| Кто низок, кто высок — узнаем мы тогда!»
| *
Под присмотром всегда держи свои владенья.
| Ибо владенье ждёт забот и наблюденья.
| Два уха у тебя, два глаза у тебя —
| А это для ворот надёжные крепленья.
| Учись и познавай! В превратностях судьбы
| Познания твои одни — твоё спасенье.
| Кто знания щитом себя вооружил,
| Тот в шуме бытия минует треволненья.
| Ещё один совет: ты слухам не верь!
| Молва — всегда молва: шумит; но тем не менее
| Услышанным словам, услышанным вестям
| С увиденным тобой — не может быть сравненья.
| Поэтому слушков, как зайцев, не лови:
| Всему, что услыхал, потребуй подтвержденья.
| И, наконец, ещё: слова не есть дела.
| Деянье — это плоть! Слова же — только тени.
| Ты можешь сотни лет о жемчуге твердить,
| Но если не нырнёшь — он твой лишь в сновиденье.
| *
Да будет жизнь твоя для всех других отрадой!
| Дари себя другим, как грозди винограда,
| Но если нет в тебе такой большой души —
| Пускай хоть малая сияет, как лампада.
| Не огорчай людей ни делом, ни словцом,
| К любой людской тоске прислушиваться надо.
| Болящих исцеляй, страдающих утешь —
| Мучения земли порой жесточе ада.
| Ты буйства юности, как зверя, укроти,
| Отцу и матери всегда служи оградой:
| Не забывай о том, что мать вспоила нас,
| Отец же воспитал своё родное чадо,
| Поэтому страшись в беспечности своей
| В их старые сердца пролить хоть каплю яда.
| К тому же, минет час, ты старцем будешь сам, —
| Смотри ж, не нарушай священного уклада.
| Итак, живи для всех! Не думай о себе!
| И жребий твой блеснёт, как высшая награда.
| *
Все люди в этом мире драгоценны,
| Воистину чудесны и священны.
| Недаром их избрал Господь единый:
| Дух — чистый жемчуг, плоть — из тёмной глины.
| Четыре — дух и сущность, ум и тело,
| Из коих три последних, скажем смело,
| Всему людскому роду сопричастны,
| А дух в сей тёмной плоти — луч прекрасный.
| *
В душе своей ты семерых найдёшь,
| Но берегись — в их дружбе скрыта ложь.
| Надменность, хитрость, тупость, жадность злая,
| Гнев — пятый, зависть гнусная — шестая,
| И похоть — вот все семеро подряд.
| Они тебе всегда во всём вредят.
| Покинь же их, друзей своих негодных,
| Найди других, высоких, благородных:
| Вот — скромность, воздержанье, простота,
| Довольство малым, щедрость, доброта.
| Коль разум свой не держишь ты в оковах,
| То прежних бросишь и приблизишь новых.
| Ведь те — враги, а это все друзья.
| Не шах ли своего ты бытия?
| Водись отныне с верными друзьями,
| Навек расстанься с жадными врагами.
| Так поступай и будешь ты счастлив,
| А нет — так провались. Не шах ты — див.
| *
И ты хорошенько запомни, откуда берётся вражда:
| От праздной, неумной насмешки,
которая братству чужда.
| *
Гордыня гордецам несёт беду,
| Ленивый в жизни счастлив не бывает:
| Гордыня порождает лишь вражду,
| Лень только униженье порождает.
| *
Себя ты хочешь оградить
| От осуждений лишних, —
| Глаза изволь и сам закрыть
| На недостатки ближних.
|
*
Бог создал в человеке ищущую душу, беспокойную и вопрошающую: «Почему?» Бог как бы обращается к душе, говоря: «Вопрошай! Ищи, почему данная вещь такова, и не воображай, что творение тщетно».
*
Прекрасен рот, но в логовище рта
| Беда для человека заперта.
| Язык его таит и зло и грех.
| Молчанье — вот сокровище для всех!
| Слова любви — как золото зари…
| Такое, если можешь, — говори!
| Но слово зла скатится с языка —
| Гони его, как беркут бирюка.
| *
Каждое существо должно двигаться со ступени на ступень, подымаясь до уровня совершенного человека.
*
Ты должен различать, кто друг тебе, кто недруг,
| Чтоб не пригреть врага в своих сердечных недрах.
| Где неприятель тот, который в некий час
| Приятностью своей не очарует нас?
| Где в мире мы найдём тот корень единенья,
| Который не покрыт корой и даже тенью?
| Собака, что визжит и ластится, как друг,
| По-дружески друзьям не изменяет вдруг.
| Собака — говорю! Но так ли ты уверен,
| Что подлинный твой друг тебе до гроба верен?
| И сердцевину тайн, доверенных ему,
| Не обнажит вовек по слову своему?
| Испытывай друзей и голодом и жаждой,
| Любовью испытай! Но только раз — не дважды.
| *
Душа к совершенству стремится, к насмешке — лукавый язык.
*
Слово с делом примири, чтоб уста и сердце впредь
| Не напомнили тебе позолоченную медь.
| *
Человек хорош, коль светел изнутри.
| На блистательную внешность не смотри.
| *
Свершай только то, что почтил бы хвалой,
| Когда совершает такое другой.
| *
Спастись ты в силах от любой печали,
| Но от невежества спасись вначале.
| *
Не золота, а мудрости добудем:
| От золота нет разуменья людям.
| Лишь тот, кто вызволит тебя из круга
| Несчастья, — заслужил названье друга.
| Не хвастай добродетелью: пороком
| Ты сделаешь её одним намёком.
| Вред человеку тот язык приносит,
| Что ради пользы слов не произносит.
| Коль говоришь, не говори дурного:
| Дороже золота благое слово.
| Добросердечье — это одеянье:
| Одевшись, делай доброе деянье.
| Твои деянья сдержанность упрочит,
| Тебя высокомерье опорочит.
| Будь с тем, кто внутренней красой и внешней
| Красив, — и счастлив станешь в жизни здешней.
| Чтобы чужие сделались родными,
| Любовно всем добром делись ты с ними.
| Лишь мягкость украшает человека,
| Лишь знанье возвышает человека.
| Один лишь час в невежестве пробудешь, —
| Навек себя к невежеству присудишь.
| *
От древа дружбы с глупым — горек плод,
| С глупцом сойдёшься, не избегнешь бед.
| Хоть и не хочет, зло он принесёт.
| Хоть не стремится, принесёт он вред.
| *
Коль на земле прославлен добротою,
| То не прельщайся ты земной тщетою.
| Один, но умный враг ценней стократно,
| Чем сто друзей, чья глупость так отвратна.
| Пусть умный друг и возрастом моложе, —
| Он старика безмозглого дороже.
| Будь кроток, мягок, нежен в разговоре:
| От вспыльчивости — слушающим горе.
| Кто мягок, тот сердца людские манит,
| От жёсткости и свежий цвет увянет.
| Страшись, чтоб скаредность не овладела
| Тобой: у скаредности нет предела.
| Вредит себе, кто хочет слишком много:
| К погибели ведёт его дорога.
| *
Какую б ты своей рукой
| Ни заработал малость,
| Она милее мзды большой,
| Что без труда досталась.
| *
Уж лучше ты не занимайся делом,
| Коль в нём себя считаешь неумелым.
| *
Беда тому, кто на себя взвалил
| То дело, что исполнить нету сил.
| *
Презренен, кто стремится прочь
| От тех, кому бы мог помочь.
| *
Свершая доброе деянье,
| Не жди добра в ответ.
| Сведёт такое ожиданье
| Добро твоё на нет.
| *
Когда участвуешь ты в скачке спора,
| Не горячись, и упадёшь не скоро.
| *
Ничтожен ты или велик,
| Тому причина — твой язык.
|
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...
|
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил...
|
Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...
|
Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси
Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...
Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей:
- трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...
Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...
|
Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...
Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии...
Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...
|
|