Студопедия — Хазрат Инайят Хан
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хазрат Инайят Хан






(1882–1927)

Хазрат Инайят Хан родился в индийском городе Барода в 1882 году. Был известен во всей Индии как певец, мастер игры на вине. В 1910 году был приглашён для выступления с концертами индийской музыки на Западе. В 1913 году поехал в Россию, познакомился с Сергеем Толстым, Александром Скрябиным. Вернулся в Индию в 1926 и вскоре в 1927 году, умер. Гробница находится в Дели.

Суфийским учителем Хазрата Инайят Хана был старец шейх Саид Мохамед Мадани, из семьи сеидов, потомков пророка Мухаммада. Успехи в обучении у Хазрата были феноменальны: в юные годы он уже имел посвящение в четыре ордена — чишту, накшбандийа, кадирийа и сухравардийа.

Философ, мистик, поэт Хазрат Инайят Хан оставил после себя тринадцать томов сочинений со стихами, пьесами, работами, отражающими его религиозные и мистические взгляды. Первая книга на русском языке Мистицизм звука (М.: Сфера, 1997).

*

Каждое место, где человек хоть на мгновение присел и подумал на любую тему, впитывает мысль человека; оно записывает всё сказанное, так что человек не может больше скрывать свои мысли и чувство; они записаны даже на стуле, где он сидел, когда думал. И многие, те, кто чувствителен, сидя на этом месте, начинают ощущать их. И бывает эффект совершенно противоположный. Когда человек садится на определённое место, то в тот момент, когда он делает это, у него может возникнуть мысль, совершенно не свойственная ему, или чувство, не принадлежащее ему; это потому, что на этом месте находилась, вибрировала эта мысль, это чувство. Подобно тому, как место может удерживать вибрации мысли гораздо большее время, чем жизнь того, кто думал или говорил, так и влияние остаётся в каждом месте, где человек сидит, где он живёт, где он думает и чувствует, где он радуется или где он страдает; и так продолжается несравнимо больше времени жизни того, кто думал или чувствовал.

*

Подобно тому, как механическое действие природы поднимает испарения в небо и там они собираются вместе в облака и вызывают дождь, так же мысли и чувства, слова и действия совершают механическую работу; и эта работа управляет деятельностью Вселенной. Это показывает нам, что существует не только механическая работа природы, но также и механическая работа человеческого интеллекта, управляющая деятельностью природы.

Это приводит к идее о том, что ответственность человека гораздо больше, чем ответственность любого другого существа в мире. В Коранеговорится, что Бог сказал: «Мы предлагали наше доверие небесам, и земле, и горам, а они не посмели принять его; но человек принял наше доверие». Это доверие есть наша ответственность, — ответственность не только перед теми, кто вокруг нас, кого мы встречаем в повседневной жизни, или перед работой, в которой мы принимаем участие, или перед интересами, которые есть у нас в жизни, но за всё творение; за то, что мы вкладываем в это творение и является ли это чем-то полезным в деле создания лучших и более гармоничных условий в этой сфере, в мире, на земле. Если мы поступаем так, тогда мы знаем, что такое наша ответственность; если мы не сознаём этого, значит, мы ещё не узнали цель нашего бытия здесь.

*

Иметь хорошую память — это не просто хорошо; это благодать, это знак духовности; потому что это показывает, что свет интеллекта ясен и освещает каждую частицу мозга. Хорошая память — это знак великих душ.

Кроме того, память есть сокровище, в котором хранится знание человека. Если человек не может черпать собранное им знание из памяти, то он зависит от книг и его знание имеет малую цену.

*

Память никогда не теряется. Просто когда ум расстроен, то память становится туманной; поэтому именно спокойствие ума делает человека способным различать всё, что содержит его память. Когда ум расстроен, [он] не способен прочесть всё, что записала его память. Неверно, что память отдаёт то, что хранится в ней. Просто человек утрачивает ритм своей жизни из-за перевозбуждения, нервозности, слабости нервов или тревоги, беспокойства, страха, смущения; и именно это вызывает некий вид беспорядка в уме, и человек не может ясно почувствовать вещи, которые были однажды записаны в памяти. Тот, кто не может легко запомнить наизусть, для того, чтобы улучшить эту ситуацию, в первую очередь должен сделать свой ум спокойным.

*

Что есть дух и что есть материя? Разница между духом и материей — всё равно что разница между водой и льдом: замёрзшая вода есть лёд, а растаявший лёд есть вода. Именно дух в его плотности мы называем материей; именно материя в её тонкости может быть названа духом.

*

Красота рождается из гармонии. Что есть гармония? Гармония — это правильная пропорция, другими словами, правильный ритм. А что есть жизнь? Жизнь есть результат гармонии. За всем творением стоит гармония, и весь секрет творения — в гармонии. Интеллект стремится достигнуть совершенства гармонии. Что человек называет счастьем, удобством, выгодой или выигрышем, всё, к чему он стремится и чего он желает достигнуть, есть гармония…

*

Трудность на духовном пути — это всегда то, что приходит из нас самих. Человек не любит быть учеником, он любит быть учителем. Если бы только человек знал, что величие и совершенство великих, приходивших время от времени в этот мир, заключалось в их бытии учениками, а не в учительстве! Чем более велик учитель, тем лучшим учеником он был. Он учился у каждого: у великих и ничтожных, мудрых и глупцов, старых и молодых. Он учился у их жизней и изучал человеческую природу во всех её аспектах. Человек, обучаясь ступать по духовному пути, должен стать подобен пустой чаше, для того чтобы вино музыки и гармонии могло быть налито в его сердце.

*

Мужчина и женщина, зверь и птица, растение и камень, и все классы вещей и существ связаны вместе и притягиваются друг к другу в аккорде гармонии. Если любое существо или вещь, даже самые бесполезные, будут утеряны в этой вселенной бесконечного разнообразия, то это будет как нота, выпавшая из песни. Как говорит Саади: «Каждое существо рождено с определённой целью, и свет этой цели зажжён в его душе». Голод, мор и бедствия, такие как ураганы, наводнения, извержения вулканов, войны и революции, какими бы ужасными они ни представлялись человеку, в действительности, существуют для регулирования этой вселенской гармонии.

*

Если человек в своей повседневной жизни будет исследовать каждый поступок, отражающий в душе неприятную картину его самого и вызывающий тьму и неудовлетворение, и если, с другой стороны, он будет сознательно следить за каждой мыслью, словом или деянием, производящими внутреннюю любовь, гармонию и красоту, и за каждым чувством, приносящим мудрость, тишину и покой, тогда путь к гармонии между душой и телом может быть понят очень легко…

*

Изучая жизнь, суфий учится и практикуется у природной гармонии. Он устанавливает гармонию с самим собой, с другими, со Вселенной и с бесконечным. Он отождествляет себя с другим, иначе говоря, он видит себя в каждом живом существе. Он не придаёт значения ни упрёкам, ни восхвалениям, полагая, что они исходят из него самого. Если человек уронит тяжёлый груз и повредит свою собственную ногу, он не будет винить свою руку за то, что она выронила его, осознавая как в руке, так и в ноге себя. Точно так же суфий будет терпимо относиться к вреду, причинённому ему другим, думая, что вред исходил только из него самого… Он смотрит поверх недостатков других, полагая, что эти люди просто не знают ничего лучшего. <…> Он ведёт постоянную борьбу с нафсом, корнем любой дисгармонии и единственным врагом человека. Побеждая этого врага, человек обретает власть над самим собой; и это приносит ему совершенное владение всей Вселенной, потому что стена, стоявшая между ним самим и Всемогущим, разрушена. Нежность, мягкость, терпимость и всепрощение суфий считает атрибутами, создающими гармонию как внутри души самого человека, так и в душе другого. Высокомерие, гнев, порок, привязанность, жадность и ревность являются шестью основными источниками дисгармонии.

*

Само слово «суфи», согласно объяснению посвящённых, связано с «София», что означает «муд­рость»; но мудрость не во внешнем смысле этого слова, потому что мирское умствование не может быть мудростью, а во внутреннем. Интеллект, который очень часто путают с мудростью, есть только иллюзия мудрости. Мудрость — это то, что узнаётся изнутри, а интеллект есть то, что приобретается из внешнего.

*

Для мистика этот мир подобен своду, куполу, который эхом отражает всё, что говорится под ним. То, что говорится губами, достигает всего лишь ушей, но то, что говорится сердцем, достигает сердца.

*

Если бы мы только могли понять, что такое дух, мы бы гораздо сильнее, чем сейчас, почитали бы человеческое существо. Мы так мало доверяем человеку, мы так слабо в него верим, мы так мало его уважаем, мы так низко ценим возможности человека. Если бы мы только знали, что стоит за каждой сильной или слабой душой, мы бы поняли, что в ней есть все возможности, и мы бы никогда не недооценивали кого-либо и не утрачивали бы уважения к любому человеку, несмотря на всё, чего он может быть лишён; мы бы постигли, что это Создатель творит посредством всего различные формы; и всё это было задумано, подготовлено, сделано и совершено одним Существом, действующим через этот мир разнообразия.

*

На произведение искусства может быть приятно смотреть, в нём может быть заключено большое мастерство, и всё же ум художника действует через него, и эффект, производимый картиной, не в том, что она внушает внешне, но в том, о чём она говорит вслух голосом своего сердца. В каждой картине, в каждой статуе, в каждой художественной конструкции можно это увидеть; в них есть скрытый голос, постоянно говорящий о цели, с которой это произведение было создано.

*

Наши мысль и чувство несознательно воспроизводятся во всём, что мы используем: в месте, в камне, в дереве, в кресле, во всех вещах, которые мы готовим.

*

Смерть есть всего лишь изменение.

*

Ни один момент нашей жизни не проходит зря, если мы только знаем, как использовать наше действие, как направить нашу мысль, как выразить её в словах, как продолжить её нашим движением, как почувствовать её так, чтобы она могла создать свою собственную атмосферу. Какая ответственность! Ответственность, возложенная на каждого человека, больше, чем ответственность короля. Кажется, будто каждый человек имеет своё собственное королевство, за которое он ответственен; королевство, которое никоим образом не меньше, чем любое известное нам, но несравнимо больше, чем все королевства земли. Это учит нас быть предусмотрительными и добросовестными и чувствовать ответственность за каждое наше движение. Но не всегда человек чувствует это; не осознавая себя, он не осознаёт секрет жизни. Он движется подобно идущему через город пьянице. Он не знает, что он делает, во благо себе или во вред.

*

Когда мы способны создать на холсте нашего сердца всё, что пожелаем, и стирать всё, что пожелаем, тогда мы достигаем того мастерства, которого жаждет наша душа; мы выполняем ту работу, для которой мы здесь. Тогда мы становимся хозяевами своей судьбы.

*

Каждый ум притягивает и отражает мысли того же вида, что присущи ему самому.

*

Мир ума — это царство человека, его собственность: что он сеет, то и пожинает; для какой цели он содержит эту собственность, то и производится в ней.

*

Весь секрет эзотеризма лежит в контролировании ума и работе с ним, подобно тому, как художник работает с холстом и создаёт на нём всё, что ему нравится.

*

Всё, чего нам недостаёт в жизни, — это силы воли, а вся благодать, которая приходит к нам, приходит с помощью силы воли.

*

Рассуждение — это лестница. По этой лестнице человек может подняться, и с той же лестницы он может упасть. Потому что если человек не идёт вверх с помощью рассуждения, тогда оно поможет ему идти вниз; потому что если для каждого шага вверх существует разумная причина, то существует разумная причина и для каждого шага вниз.

*

Существуют четыре вещи: воля, разум, память и мысль, которые вместе с пятой и главной вещью — Эго — составляют сердце; именно эти пять вещей могут быть названы сердцем.

*

Разница между мыслью и воображением в том, что воображение, фантазия является автоматической работой ума. Мысль — это тоже воображение, но воображение удерживаемое, контролируемое и направляемое волей.

*

Чем больше человек думает о сердце, тем больше он обнаруживает, что если и существует нечто, что может сказать нам о нашей личности, то это сердце; если есть что-то, с помощью чего мы чувствуем или узнаём себя и то, чем мы являемся, то это сердце и то, что в нём содержится. И как только человек понимает природу, характер и тайну сердца, он понимает язык всей Вселенной.

*

Простейшим путём является сделать себя пустой чашей, свободной от гордости образования и тщеславия знания; стать невинным ребёнком, который готов учиться всему, чему бы его ни учили.

*

Что есть вино суфия? — красота; в форме, в линии, в цвете, в воображении, в чувстве, в образе действий, — во всём он видит одну красоту.

*

Чем больше человек открыт для всего прекрасного и гармоничного, тем сильнее его жизнь настроена на эту вселенскую гармонию и тем больше он будет выказывать дружеское отношение к каждому, кого он встречает. Сама его атмосфера будет создавать музыку вокруг него.

*

Чем глубже человек, тем больше друзей он имеет. Именно малость, узость, отсутствие духовного развития погружают человека в иллюзию исключительности, разделённости, превосходства над другими.

*

Величайшая ошибка этого века состоит в том, что активность увеличилась столь сильно, что в повседневной жизни человека осталось совсем немного места для покоя. А покой является секретом всего созерцания и медитации, секретом настройки в лад с тем аспектом жизни, который есть сущность всех вещей.

*

Отсутствие духовного пробуждения, которое мы обнаруживаем сегодня, — вот причина, по которой множество искателей Истины не пришли к удовлетворительному ответу.

*

Почему мистики называют мир иллюзией? Потому что природа проявления такова, что скрывает свой собственный секрет внутри себя и предстаёт в столь твёрдой форме, что тонкость, красота и тайна её характера оказываются спрятанными.

*

Наше бытие есть наша способность к резонансу тона и ритма, который приходит из звука и цвета.

*

Каждая активность внешнего мира является неким типом реакции, неким следствием, другими словами, тенью активности, стоящей за ней, которую мы не видим.

*

То, что человек осознаёт как первый опыт своего духовного развития, есть тот факт, что он начинает чувствовать общность, связь с живыми существами; не только с людьми, но и с животными, с птицами, с деревьями и растениями.

*

Когда человек сам закрывает своё сердце, когда он позволяет себе быть покрытым жизнью изнутри и снаружи, без сомнения, он становится исключительным, без сомнения, он отрезает себя от всего проявления, которое есть единое и нераздельное целое.

*

В этом мире нет ничего бесполезного, если мы только знаем, как извлечь пользу из этого. Все вещи в этом мире необходимы, все вещи имеют свою пользу и применение, если только мы знаем, как использовать их правильно.

*

Способность понимания делает человека лёгким. Жизнь подобна океану. Когда нет понимания, нет восприимчивости, человек тонет, погружается, как кусок железа или камень, на самое дно моря. Он уже не может плыть, как лодка, которая пуста и восприимчива.

*

Святые и мудрецы распространяют свой покой не только на то место, где они находятся, но даже на всю местность, в которой они обитают; город или страна, где они живут, находится в мире в соответствии с силой вибраций, испускаемых ими из их душ.

*

Количество времени, в которое удерживается мысль, сильно связано с её исполнением, поскольку вибрации мысли должны быть активными определённое время, чтобы принести конкретный результат.

*

Интенсивность силы мысли состоит в уверенности или вере.

*

Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм.

*

Человеческое тело есть храм Божий; и это не просто высказывание или убеждение, потому что, если человек изучает своё тело с мистической точки зрения, он обнаруживает, что оно намного более тонкое и всеобъемлющее и в состоянии действовать, понимать и чувствовать гораздо больше, чем он считает его способным.

Душа выражает свои способности через определённые центры в теле человека; и как существуют части суши, которые так и не становятся плодородной почвой, потому что вода никогда не достигает их, так и с этими центрами, когда дыхание не достигает их. Они интуитивны, они полны покоя и равновесия, они являются центрами озарения, хотя бы никогда и не были пробуждены, поскольку человек, как правило, дышит только теми частями своего тела, которыми ест и совершает действия.

*

Существуют определённые слова, привлекающие, притягивающие благословение в жизнь; некоторые притягивают энергию, власть; некоторые приносят избавление от трудностей; некоторые дают мужество и силу. Есть слова, которые могут лечить, другие приносят утешение и покой, а некоторые производят ещё больший эффект.

*

Слова имеют силу вибрировать через различные части человеческого тела.

*

Величайший секрет мистицизма заключается в том, чтобы знать всё, обрести всё, достигнуть всего и быть тихим. Чем больше обретает ученик, тем более смиренным он становится; но когда кто-нибудь каким-либо образом делает это приобретение средством доказательства своего превосходства над другими, то это показывает лишь, что в действительности он не обладает этим.

*

Счастлив тот, кто готов быть другом всем.

*

Существуют определённые части человеческого тела, которые могут считаться факторами интуитивных чувств; и когда посредством голоса, слова, дыхания эти части приводятся в действие и пробуждаются, человек начинает испытывать более полное ощущение жизни.

*

Фактически нет ничего безмолвного; всё, существующее в этом мире, говорит, представляется ли оно нам живым или нет; и поэтому словом является не только слышимое нами, но всё есть слово.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 544. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия