Студопедия — Махмуд Шабустари
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Махмуд Шабустари






Шабустари Махмуд (1287–1320) — поэт и философ. Родился в местечке Шабустар (Шебестер) близ Тебриза. Там же и умер. Писал на фарси. Исповедовал и преподавал учение суфизма. Оказал заметное влияние на развитие общественной мысли в странах Ближнего и Среднего Востока. Автор философских сочинений в стихах Книга счастья, Сокровищница истин, Зерцало искателей истин, Книга очевидца и др. Известность принесла ему поэма Цветник тайн.

*

Мышление — это движение от лжи к истине
И узрение абсолютного, всеобщего, в частном.
Мудрецы, написавшие об этом,
Так говорят, объясняя это:
Когда в душе возникло представление,
Первоначально его называли воспоминанием.
И, когда перейдёшь от него во время размышления,
Это обычно называется самопознанием.
Представление, которое существует для обдумывания,
У людей разума порождает мышление.
От обдумывания известных представлений
Непознанное становится познанным.

*

Знай, что мир есть с начала и до конца зеркало,
В каждом атоме — сотни сияющих солнц.
Если ты рассечёшь сердце одной капли воды,
Из него появится сотня чистых океанов.
Если ты вглядишься внимательно в каждую песчинку,
То сможешь увидеть в ней тысячу Адамов.
Своей сущностью комар подобен слону,
По своему строению капля дождя подобна Нилу.
Ядро зерна равно сотне урожаев,
Мир содержится в посеянном семени.
В крыле комара — океан жизни.
В зрачке глаза — небеса.
Как бы мало ни было сердце,
Оно является местонахождением
Господина обоих миров.

*

Искатель Истины, который является свидетелем единства,
Первый взор устремляет к свету бытия.
Сердце, узревшее через познание свет чистоты,
Среди увиденных первым увидело Бога.

*

Условием хорошей мысли является абстракция,
А затем — проблеск сияния подтверждения.
Если кому-нибудь Бог не указал Путь,
При помощи логики он ничего не откроет.

Все вещи являются через противоречия,
Однако Бог не имеет ни подобного, ни равного.

*

Глуп тот, кто ищет сияющее солнце
В степи посредством свечи.

*

Воспалены оба глаза у людей, признающих лишь внешность.
Ибо они не видят ничего во внешности, кроме явления.

*

Знай, весь мир — это сияние света Истины,
Истина скрыта в нём от проявления.

*

Разум не может устоять против блеска того Лика,
Иди ищи для этого другие глаза.

*

Думать о Боге — это условие Пути,
Но думать о сущности Бога — это грех.
Размышлять о сущности Бога — это абсурд,
Считай чистой невозможностью приобретение вывода об этом,
Потому что явления освещены сущностью,
А не сущность освещается явлениями.

*

Оставь разум и будь всецело с Истиной,
Так как глаза летучей мыши не выдержат света солнца.
Свет разума в таком же отношении к лучам сущности,
Как наши глаза — по отношению к источнику солнечного света.

*

Если хочешь видеть источник солнца,
Будешь ты нуждаться в другом глазе.
Когда наши глаза не могут выдержать,
Тогда сверкающее солнце можно видеть в воде.
От этого поскольку яркость уменьшается,
Твоё познанье чем-то обогащается.
Небытие является зерцалом абсолютного бытия,
Ибо в нём проявляется сияние Истины.

*

Небытие — зерцало, мир — отражение, а человек
Подобен глазу этого отражения; в нём сокрыта личность.
Ты — глаз отражения, а Он — свет очей,
Он есть видение глаз, очи очей.
Мир — это человек, а человек — это мир,
Лучше этого нет пояснения.

*

Делай, если теперь ты можешь сделать,

Если не можешь, тогда какая польза от того, что ты можешь.

*

У тебя есть душа от каждого тела,
И они связаны одной нитью.

*

Ты — сердцевина мира, потому и в середине,
Познай себя, ибо ты душа мира.

*

Человек будет одарён покаянием, и в тот миг
Станет лучшим из потомков Адама.
Очистится от укора, и
Подобно пророку Еноху, вознесётся на четвёртое небо.
Как только освободится от дурных качеств,
Подобно Ною, станет хозяином судьбы.
Не останется могущества его частиц во всеобщем,
Подобно Аврааму, станет хозяином жизни.
Его воля с согласия Истины объединится,
Пройдёт, подобно Моисею, через великие ворота.
Освободится от своего знания,
Подобно пророку Иисусу, будет небесным.
Даст бытие полному разгрому,
Вслед за Мухаммедом взойдёт на небеса.

*

Вынимай из ушей вату воображения,
И внемли возгласу Единого Всемогущего!
Ты постоянно можешь услышать призыв Божий,
Зачем же ждёшь только Дня Воскресения.

*

Когда последняя точка соприкоснётся с первой,
Туда не будут вмещаться ни ангел, ни пророк.

*

Совершенный тот человек, кто, по своему совершенству
Будучи господином, выполняет дело раба.

*

Излучение души идёт в сторону тела при равновесии,
Как солнце посылает лучи к земле.

*

Соединиться с Истиной — значит удалиться от сотворённости,
От неведения о самом себе, приобщиться к самопознанию.
Как только возможное стряхнёт пыль возможности,
Ничего не останется, кроме необходимого.

*

Из всего, что в мире, из нисхождения и восхождения,
Образец в твоём теле и душе воплотился.
Мир подобен тебе — единой определённой личности,
Ты для него — как душа, а он для тебя — как тело.

*

Когда Адаму была оказана сотни раз помощь благодаря тьме,
Сатана стал навеки проклятым благодаря свету.

*

Восхвалением Бога при помощи чёток, молитвы и Корана
Не превращается никогда неверующий в мусульманина.

*

Бытие — это такое море, берег которого — сердце.
Тысяча волн науки приходит к этому берегу.

*

Верование чисто и беспорочно от смешивания,
Далеко и свободно от двух крайностей.
Истинный Путь тот, который посередине,
А всё прочее — изумление, сомнение и ошибка.

*

Этот мир является местом приобретения ремесла и знания,
Заблуждения возникают от неведения души.

*

Воплощение и соединение вытекают одно из другого,
Тогда как единство вытекает из созерцания.

*

Если ты человек, одного намёка тебе достаточно.

*

Определённое обновление движения происходит от необходимости.

*

Сделай зло добром, пусть возникнет добро, так как все вещи появляются из противоречия.

*

Функция представления заключается в том,
Чтобы через образы познать сущность.

Зерцалом знания является воспоминание.

*

Перед тобою нет ничего, кроме твоего «я»,
Поэтому размышляй о своём существе.
Если ты будешь в плену у самого себя,
Тогда мир становится завесой перед тобой.

*

Не поверит слепой в существование цвета,
Если даже сто лет ему рассказывать и доказывать.
Белый, жёлтый, розовый, зелёный и светло-коричневый
Для него не представляют ничего другого, кроме чёрного.

*

Разум в познании обстоятельств иного мира
Подобен слепорождённому в этом мире.
Сверху разума человек имеет такую способность,
С помощью которой познаёт сокровенные тайны.

*

У кого в душе нет сомнения,
Он достоверно знает, что нет бытия кроме Единого.

*

У Господа Бога нет двойственности,
В нём нет разделения на: я, ты, мы.
Я и мы, ты и он — это всё едино,
Ибо в единстве нет никакого различия.

*

Воссоединение есть устранение воображения,
А устранение чужого воображения приводит к воссоединению.

*

Твои действия были созданы раньше тебя,
Тебя избрали для дела.

*

Предопределено ещё до тела и души
Для каждого определённое значение.

*

Ты во сне, и это твоё видение — воображение,
Всё то, что ты видишь в нём, — это подобие.
Как только ты очнёшься в день всеобщего воскресения,
Узнаешь, что всё это — воображение и привидение.
Если высвободить зрение от привидения,
Земля и небо поменяются местами.

*

Вспоминай место первоначального состояния.

Кто возражает против Бога, говоря почему и как,
Он подобен язычнику, который говорит сквернословие.  
Ему позволительно спросить: что и как,
Человеку не подобает делать возражения.

*

Великодушие человека — это предначертание.
Его участь не зависит от его воли.

*

Наука никогда не совместима со страстью,
Если хочешь ангела, отгони от себя собаку.

*

Все добрые нравы придерживаются середины,
Ибо отдаляются от крайностей.  
Середина эта подобна «Правильному пути»,
С обеих его сторон — адская бездна.

*

Проявление добра связано с умеренностью.

*

Каждое действие, которое ты совершил один раз,
Можешь совершить ещё несколько раз.  
И каждый раз, если оно принесёт пользу либо вред,
В твоей душе что-то накопится.

*

Куда бы вы ни смотрели, там есть лик Бога. Ни одна частица из частиц мира не лишена его щедрости.

*

Как для полной зрелости миндального зерна нужна и тонкая кожица и скорлупа, так и для проявления Истины нужны закон и Путь, правилам которых должна подчиняться совокупность телесных и духовных проявлений в человеке, согласно двойственности природы его: закон воспитывает тело и душу, Путь очищает сердце и озаряет дух; как для получения чистого миндального зерна нужно сначала разбить скорлупу и потом снять кожицу, так для достижения Истины сперва необходимо подчиняться «закону» и тогда уже стать на Путь.

*

Если бы мусульманин знал, что такое идол,
Он понял бы, что в идолопоклонстве присутствует религия.
Если бы идолопоклонник знал, что такое религия,
Он понял бы, где он сбился с пути.
Но он зрит в идоле лишь осязаемое творение —
Вот почему он, согласно исламскому закону, язычник.






Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия