Студопедия — ЭВОЛЮЦИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭВОЛЮЦИЯ






 

СИГНАЛОВ И УМЕНИЙ ИЛИ

ГРАММАТИЧЕСКИЙ

ВЗРЫВ?

 

 

Подайте зеркало, я в нем хочу прочесть...

Шекспир «Ричард II»


Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…)*

 

Проблема соотношения сознания, языка и иных когнитивных про-цессов и их материального субстрата остается по-прежнему одной из «предельных». Свойства мозга настолько многомерны и диффузны, что по мере усложнения техники визуализации мозговой активно-сти это парадоксально дает основания для некоего «локального аг-ностицизма». То, что казалось твердо установленным — локализо-ванность основных сенсорных и когнитивных функций, — вызывает теперь серьезные сомнения, основанные на современных данных мозгового картирования, показывающих не только участие многих зон мозга в любой серьезной когнитивной работе, но и статисти-ческую неоднозначность, индивидуальную вариативность и неста-бильность.

 

Несмотря на огромный прогресс когнитивных исследований, психофизическая проблема по-прежнему вызывает горячие споры. Идеальное и субъективное в контексте категории психического, со-отношение осознаваемых и неосознаваемых процессов, сложность нейрофизиологической интерпретации чувственного образа, про-блема изоморфизма между субъективными явлениями и их нейро-динамическими носителями — все эти темы не потеряли актуально-сти, и даже напротив — стали обсуждаться с новой силой.

 

По-прежнему при описании субъективной реальности имеет место «провал в объяснении», ибо соотношения сознания — не фи-зические, а значит, не могут быть прямо сведены к пространствен-но-временным координатам [Нагель 2001]. Параллельное описание нейрофизиологических процессов и ментальных состояний никак не помогает ответить на вопрос, как поведение нейронной сети порож-дает субъективные состояния, чувства, рефлексию и другие феноме-ны высокого порядка. Без смены фундаментальных представлений о сознании такой провал в объяснении преодолен быть не может, и здесь решающая роль аналитической философии бесспорна.

 

 

* Поддержано грантом 16.740.11.0113 Министерства образования и науки и грантом РФФИ № 11-06-12035-офи-м-2011.


Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…)    
   

Субъективная реальность, qualia, или феноменальное созна-ние — едва ли не центральная проблема в клубке этих сложнейших вопросов. На это указывает, в частности, Эдельман [Edelman 2004], подчеркивающий, что эволюция закрепляла способность порож-дать субъективные феномены, имеющие кардинальное значение для процессов высокого порядка. Тем не менее классическая ког-нитивная наука пока не может найти для qualia адекватные коор-динаты.

 

Об этом написано и продолжает писаться огромное количество статей и книг, и современное состояние проблемы очерчено в недав-них работах Дубровского и других исследователей (см., например, [Дубровский 2011; Лекторский 2011; Финн 2009; Редько 2011; Чер-ниговская 2008b, 2012a]).

 

По-прежнему при описании сознания пользуются разнообраз-ными и противоречивыми признаками, вплоть до радикальных: на-пример, Аллахвердов в своей психологике рассматривает психику как логическую систему; все обнаруживаемые в экспериментах гра-ницы участия сознания по переработке информации признаются фактически не связанными со структурой мозга. Процессы автома-тического создания «догадок о мире» он считает протосознательны-ми и указывает на необходимость специального механизма, прове-ряющего правильность этих догадок. Этот механизм и объявляется сознанием [Аллахвердов 2000].

 

Но если сознание — это «счетная палата», «ревизор», то тогда разговоры о его видах (силлогистическом, мифологическом, архаи-ческом, синкретическом и т. д.) вообще теряют смысл, ибо нереле-вантны по определению.

 

Какую бы позицию в определении основных свойств сознания мы ни занимали, важнейшим является поиск адекватного кода — кан-дидата на расшифровку. Не вижу более сильного кандидата, чем вербальный язык, с помощью которого, как я все более убеждаюсь, мозг и разговаривает с нами, с его помощью у нас есть надежда хоть как-то добраться до смыслов и структур, знаков и инструментов, ко-торыми на самом деле пользуется мозг.

 

Роль языка огромна, ибо именно он показывает нам, как мир чле-нится и формируется для человека. Не думаю, что здесь перепутана причина со следствием (напомню, что, по Дикону, язык оккупиро-вал мозг, которому и пришлось приспосабливаться к новым услови-ям [Deacon 2003, 2006]; см. также [Бикертон 2012]). На самом-то де-ле речь идет об эпигенетических процессах [Анохин 2009].

 

Но как преодолеть пропасть, которая отделяет наше сознание и все, что ему сопутствует, включая и специфические коды, от иных


  Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв?  
языков, которыми обеспечивается наше бытование в мире? И как  
   
  устроены «словари» в мозгу? Мы почему-то a priori считаем, что там  
  все разложено «по порядку» — по типам: скажем, слова вербально-  
  го языка сгруппированы по частям речи или более прихотливо — со-  
  браны морфемы, леммы, лексемы. Или/и по частотности употребле-  
  ния… Или по противопоставлению конкретности-абстрактности…  
  Или по алфавиту… Или по звуковому подобию, включая рифму…  
  Ясно, что простейший путь ухватить реальность и хоть как-то ее  
  организовать для внутреннего употребления — это оперировать  
  множествами. Для человеческого (NB!) употребления… Это отчетли-  
  во формулировали Кант: «Рассудок не черпает свои законы (a priori)  
  из природы, а предписывает их ей » [Кант 1965], и Ницше: «Мы  
  устроили себе мир, в котором можем жить, — предпослав ему тела,  
  линии, поверхности, причины и следствия, движение и покой, фор-  
  му и содержание: без догматов веры в это никто не смог бы прожить  
  и мгновения! Но тем самым догматы эти еще отнюдь не доказаны.  
  Жизнь вовсе не аргумент; в числе условий жизни могло бы оказать-  
  ся и заблуждение» [Nietzshe 1882].  
  Как пишет Руднев, «феноменологическому сознанию человека  
  конца XX века трудно представить, что нечто может существовать  
  помимо чьего-либо сознания (тогда кто же засвидетельствует, что  
  это нечто существует?)» [Руднев 2000].  
  Для всего этого у нас есть способность к категоризации и клас-  
  сификации, но она есть и у других существ. Только категоризуется  
  ими что-то другое, даже если в эксперименте мы вынуждаем жи-  
  вотное поддаться нашим схемам, то есть обучаем его, навязывая  
  наши координаты. Что в этом случае мы проверяем? Способность  
  овладеть и другими, не их, принципами и параметрами (исполь-  
  зуя терминологию Хомского в более широком, почти метафориче-  
  ском, смысле).  
  Или принципы, понимаемые как некие базовые алгоритмы, есть  
  у нас всех — что-то типа подбери подобное. Зато параметры у всех  
  разные, и они обеспечивают Umwelt — свой для каждого биологи-  
  ческого вида, если не сказать — индивида [Uexküll 1928]. Уместно  
  вспомнить похожий жесткий приговор Витгенштейна: мир не имеет  
  по отношению к нам никаких намерений  
  Однако нельзя не согласиться, что, «видимо, гигантский авто-  
  ритет Н. Хомского заставил многих исследователей забыть о дости-  
  жениях палеоневрологии и нижнепалеолитической археологии и  
  увлечься поисками соответствий между гипотетической “рекурсион-  
  ной мутацией” и чрезвычайно поздно появляющимися свидетель-  
  ствами комбинирования понятий. Противоположная крайность —  


Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…)    
   

свойственная приматологам склонность к нивелировке различий между общением людей и обезьян — кажется столь же неприемле-мой» [Козинцев 2010].

 

Существенные сведения и их обсуждение можно найти в ряде ра-бот [Fitch 2000; Lieberman 2002; Панов 2005, 2008; Черниговская 2006b; Пинкер, Джекендофф 2008; Read 2009; Botha, Knight (ed.) 2009; Резникова 2011; Томаселло 2011; Барулин 2012].

 

Как говорилось выше, разрешение психофизической проблемы возможно именно в нахождении ключей к разным кодам, в переводе с кода на код. Именно отсутствие такого инструмента, как вербаль-ный язык, а не отсутствие технологических возможностей не позво-ляет нам увидеть ментальное пространство других животных.

 

Очень вероятно, что идея неких врожденных концептов [Fodor 2009] не так уж экстравагантна, хотя за ней и тянется длинный шлейф скандалов. Возможно также, что нейрон (все еще основной игрок в нервной системе) и правда — устройство для совершения ло-гических операций типа или, и, не, если и только если и пр., а собы-тия в нейронной сети и их взаимосвязь могут описываться с помо-щью пропозициональной логики [McCulloch, Pitts 1943].

 

И все же мозг, генетически обладая способностью к порождению мандельштамовского «шепота прежде губ», следует Локку: ум при-обретает идеи, когда начинает воспринимать. Это справедливо ипо отношению к человеческому языку, потенция к овладению кото-рым врожденна, но проявляться она начинает, только эмпирически столкнувшись с языковым опытом.

 

На то, как происходит это поразительное овладение знанием сложнейшего кода, по-прежнему существуют две диаметральные точки зрения:

 

1) язык разворачивается и растет, как организм (то есть он уже присутствует в зародыше), и

2) язык приобретается с опытом, формируясь его характеристи-ками (пресловутая tabula rasa при рождении).

 

Обучаясь чему бы то ни было, человек учится понимать и ин-терпретировать, а не просто наполняет память фактами. Этозначит — работать со знаками [Лотман 1965; Пятигорский, Ма-мардашвили 1982]. Противоречивые факты о деятельности мозга становятся несколько более понятны, когда мы переходим к нейро-семиотическому рассмотрению разных способов обработки инфор-мации [Chernigovskaya 1994, 1996, 1999; Черниговская 2008b, 2010a, 2010c; Финн 2009].

 

Понятно, что язык живого — физико-химический, но это не та информация, которая нам поможет справиться с вышеозначенными


  Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв?  
   

проблемами: ведь текст, написанный на этом языке, надо «переве-сти»! Даже при «переводе» с человеческого на человеческий требу-ются знания и учет всех пластов, ассоциаций и контекстов.

 

В случае с дешифровкой мозговых кодов, как это формулирует Дубровский, ситуация пока не оптимистична: языков и инструмен-тов у мозга много, и все действует одновременно на разных уровнях

 

и с разными адресатами.

 

К примеру, натрий-калиевый баланс необходим животным клет-кам для поддержания осморегуляции, для транспорта некоторых ве-ществ, например сахаров и аминокислот. Это очень важный язык — один из языков клеточного уровня. Важен ли он для когнитивной деятельности — ведь это несопоставимо более высокий и интегра-тивный пласт? Разумеется! Не будут работать клетки — исчезнет та внутренняя среда, которая создает целое milieu interieur, как это определял Клод Бернар [Бернар 1878].

 

Свойства таких специальных языков вырабатывались физико-хи-мическими факторами эволюции функций, обеспечивших форми-рование взаимосвязи функциональных систем, гомеостаз, становле-ние целостности организма и развитие механизмов адаптации.

 

Возможно, эволюционные процессы вообще универсальны. Можно ли найти их признаки не только в биологических, но и иных, в том числе информационных, системах, в частности в вербальном языке?

 

Это интересно не только в связи с существенным различием объ-ектов, но и в связи с огромной разницей в скорости становления рассматриваемых процессов: сотни миллионов лет для формирова-ния гомеостатических систем и максимум десятки тысяч лет разви-тия вербального языка [Наточин, Меншуткин, Черниговская 1992; Natochin, Chernigovskaya 1997; Chernigovskaya, Natochin, Menshutkin 2000].

 

Если эволюция имеет некие универсальные векторы, инструмен-ты и даже цели, то должен быть способ взаимного перевода языков, которыми написана жизнь. По крайней мере, хотелось бы на это надеяться. Не совмещения на временной оси on-line, что делается почти повсеместно при анализе поведения и его физиологических механизмов, а перевода в самом прямом смысле. Переводчики худо-жественной литературы знают, что точный перевод невозможен, это всегда более или менее успешное «переложение» оригинала. Да и декодирование самого произведения требует специальной подготов-ки (см., например, [Мамардашвили 1997; Николаева 2012]).

 

Даже когда речь идет о гораздо более привычных вещах и анали-зируются дискретные и гештальтные языки левого и правого полу-


Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…)    
   

шарий мозга, при всей метафоричности формулировок, эти языки оказываются непереводимыми, но обеспечивающими полноценное многомерное мышление [Манин 2009, 2013].

 

Логика развивалась, все более приближаясь в разных своих ипо-стасях к тому, что мы привыкли считать реальным миром, и наи-более эффективной на этом пути оказывается нечеткая логика, которую я бы соотносила уже не с привычными традиционно лево-полушарными механизмами, а с их зеркальными соседями [Финн 2009; Манин 2013].

 

В некотором смысле само дихотомическое описание основных мыслительных процессов размылось, подобно номенклатуре на-ук: после появления квантовой механики нечеткость, если не ска-зать — артистичность, подходов к совсем, казалось бы, нехудоже-ственному объекту никого не смущает. Похожим образом размылось

 

и представление о функционально двуполушарной структуре моз-га. И в каком-то смысле это больше соответствует современному со-стоянию знаний в данной области: нет того, что раньше называлось «правый мозг vs. левый мозг», нет и самих списков бинарных оппо-зиций их функций [Черниговская 2006b, 2010b].

 

Различные типы человеческого сознания, основанного на зна-ниях, можно классифицировать в терминах процедур базы знаний. Научное знание — это динамическая база, ориентированная на ис-тинность. Процедуры научного знания основаны на законах логики (вопрос — какой именно?), как принято думать, общих для всех наук,

 

и методах верификации фактов и гипотез, специфических для кон-кретных наук (ясно, что принципы доказательств в гуманитарных и естественных науках различны). Обыденное мышление опирается не только на истину, но и на устойчивые, «центрированные» струк-туры. Типичная для обыденного мышления тенденция к упроще-нию — проявление того, что ощущение устойчивости (когнитивный консонанс), легче достигаемое в простых структурах, оказывается предпочтительнее логической обоснованности: принятое однажды суждение в дальнейшем защищается от опровержения, в том числе простым игнорированием суждений, его опровергающих [Кузнецов 2006].

 

Мозг, стало быть, не только использует разные языки для обще-ния с разными адресатами внутри себя и целого организма на физи-ко-химическом уровне, но выбирает разные модусы для контактов и осмысления макроуровней — от научного до ритуального и бытово-го. Он также переходит с языка на язык в случае опасности или де-фицита возможностей, как в случае, подробно и замечательно опи-санном Ю. Маниным, когда врéменная утрата «левополушарной»


  Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв?  
способности читать и писать сама компенсировалась «правополу-  
   
  шарной» живописью и рисунком [Манин 2012]. Чрезвычайно инте-  
  ресно его замечание, что язык (в целях самосохранения) использовал  
  мифологически-фольклорные средства, чтобы ими, как приманкой,  
  соблазнять своей красотой поколения людей и жить в устной тради-  
  ции, ожидая появления письменности… Стоит еще раз отметить, что  
  кодирование, «упаковка» знаний о мире, к тому же в художествен-  
  ной форме, гораздо полнее и экономичнее, чем в научной.  
  В этой связи стоит вспомнить пионерские исследования  
  И. Г. Франк-Каменецкого, О. М. Фрейденберг и С. С. Аверинцева  
  [Аверинцев, Франк-Каменецкий, Фрейденберг 2001], в частности  
  философско-культурологическую теорию взаимосвязи языка и со-  
  знания, образа и понятия Фрейденберг, раскрывшую архаические  
  истоки формирования человеческой рациональности на основе по-  
  нятий мифа и фольклора [Фрейденберг 1998]: «Перевести язык об-  
  раза на язык понятий невозможно» и «История сознания — это исто-  
  рия освобождения от давления внешнего мира и ход в направлении  
  к миру внутреннему».  
  Десятилетия спустя Лакофф во многом повторит Фрейденберг  
  (вряд ли слышав о теории последней): кинестетические схемы пред-  
  варяют последующие концептуальные формы выражения, чему со-  
  ответствуют образно-кинестетические концепты, на основе которых  
  формируются метафоры, воспроизводящие телесный опыт и т. д.  
  [Lakoff 1987].  
  Франк-Каменецкий осуществлял реконструкцию первобытно-  
  го мышления, исторических фаз мифологического творчества и яс-  
  но показал, что палеосемантическое изучение мифологических сю-  
  жетов и образов устанавливает соответствия «между сочетаниями  
  представлений, лежащими в основе мифического мышления, с од-  
  ной стороны, и первично-языковых понятий — с другой, именно ар-  
  хаическое сознание стало источником не только мифологических  
  сюжетов и образов, но и полисемии слов». Синкретизм мифологи-  
  ческих представлений и лексического состава древних языков, по  
  Франк-Каменецкому, является производным от синкретизма самого  
  архаического сознания [Франк-Ка ме нецкий 1929].  
  Иные, кроме классических, логики, метафорические инструмен-  
  ты описания, синкретизм — не прошлое развития культуры, а все  
  более активно захватывающая интеллектуальное пространство си-  
  ла. История цивилизаций говорит нам, что искусство часто (и неосо-  
  знанно) делает когнитивные прорывы, которые через десятилетия  
  догоняют своими методами точные и естественные науки. Имя та-  
  ким примерам — легион (см. среди многого [Lehrer 2007]).  


Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…)    
   

Но было бы наивно, как еще недавно, проводить водораздел по линии рациональная наука vs. иррациональное искусство — пора-зительно диаметральные ожидаемым описания мы видим в автоот-четах и в воспоминаниях как ученых, так и художников; не следует забывать и о разной роли подсознательной, неосознаваемой интел-лектуальной работы у художников и мыслителей разного типа (на-пример, [Адамар 1970; Зинченко 2010]).

 

Приведу пару примеров. Клод Моне (импрессионист!) пишет, анализируя творческий процесс: «Я опять взялся за невозможное:воду с травой, которая колеблется в ее глубине. Когда смотришь — чудесное зрелище, но можно сойти с ума, когда пытаешься написать. Но ведь я всегда берусь за такие вещи... Мне не везет как никогда: ни разу не было подряд трех дней хорошей погоды, и мне приходится все время переделывать свои этюды, ведь все растет и зеленеет. Ко-роче говоря, я гонюсь за природой и не могу ее настичь. Вода в реке то прибывает, то убывает, один день она зеленая, другой — желтая, иногда река почти совсем пересыхает, а завтра, после сегодняшне-го ливня, это будет целый поток! Одним словом, я в большом беспо-койстве» [Моне, 1969]. Альфред Шнитке: «Музыка — искусственный язык, дистиллированный музыкальный язык, подчиненный стро-жайшей рациональной регламентации, но как бы совсем внесеман-тический (а музыка все-таки свою семантику имеет, хотя и не сюжет-ную). То ли это язык, где семантика вся случайная и осколочная. Как будто человек управляет силами, которые ему не подчиняются. Ну, скажем, как ученик чародея, как человек, который использует маги-ческие формулы, не владея силами, которые приходят по этим за-клинаниям, не в состоянии с ними справиться» [Шнитке 1994].

 

Все это попытки понять другие языки и их правила. Однако, как говорил Феллини в ответ на вопрос, о чем его фильмы, «мог бы ска-зать — написал бы роман». Не переводятся языки поэзии, живопи-си, музыки, танца на линейный вербальный язык «простой» прозы…. Как не переводятся сны, тонкие и смутные состояния, бессознатель-ные процессы, вкусы и особенно запахи, медитации и настроения… Огромные пласты так называемого чувственного опыта, которые и пытается описать искусство и которые пока нет надежды соотнести с мозговыми кодами, с однозначным научным «переводом», также представляют серьезные трудности как для нейрофизиологических исследований, так и для моделирования: ведь речь идет не о поро-гах, а о qualia! (См. в связи с этим [Chernigovskaya, Arshavskу 2007; Черниговская 2004d].)

 

Джекендофф [Jackendoff 2003] предложил перекинуть мост между вычисляющим и самодостаточным мозгом и внешним ми-


  Эволюция сигналов и умений или грамматический взрыв?  
ром, вводя концепт f-mind, который можно понимать как способ-  
   
  ность средствами естественного языка кодировать определенные  
  комбинации в нейронных сетях в релевантных контексту отделах  
  мозга.  
  У каждого из нас в памяти есть вехи — чтобы не затеряться в сво-  
  ем ментальном пространстве. Вроде пирожных «Мадлен», которые  
  Пруст виртуозно использует в романе «В поисках утраченного вре-  
  мени»; его герой вспомнил детство в Нормандии (Комбре), когда  
  съел это пирожное в Париже: «Я так часто видел, но не пробовал  
  больше эти мадленки, и их образ давно разошелся с воспоминани-  
  ями о днях в Комбре». Эти изумительные пирожные пекла малень-  
  кому Марселю его тетя Леони (aunt Leonie), их вкус закодировал для  
  него детство, когда он хотел вырваться из этой провинции, ставшей  
  позже для него потерянным раем (напишет потом, что рай только и  
  может быть потерянным). «И поэтому какой-то нравственный долг,  
  долг человеческой связности налагается на нас — чем? Впечатлени-  
  ями. Таким впечатлением у Пруста оказалось пирожное “Мадлен”.  
  Толстенькие, пухленькие пирожные. И Пруст имел смелость и отвагу  
  души услышать этот голос, остановиться и, не переставая работать,  
  не откладывая на завтра, вытащить все свое прошлое из этого пи-  
  рожного. Из его голоса, из того, как пирожное его окликнуло» [Ма-  
  мардашвили 1997].  
  Вербальный язык «объективизирует» индивидуальный опыт,  
  обеспечивая описание мира и коммуникацию. Это значит, что  
  именно и только язык, будучи культурным феноменом, хотя и ба-  
  зирующимся на генетически обусловленных алгоритмах, соединя-  
  ет объекты внешнего мира с нейрофизиологическими феноменами,  
  используя конвенциональные семиотические механизмы.  
  Наше восприятие может быть описано как относительно объек-  
  тивное только благодаря конвенциональности номинации — догово-  
  ру о том, в какие ячейки мы будем «упаковывать» наши ощущения.  
  Элегантность, размер и качество этих ячеек варьируется от языка к  
  языку и от индивидуума к индивидууму. Более того, мы сталкиваем-  
  ся с нарушенным или даже иллюзорным и галлюцинаторным вос-  
  приятием, но язык и мозг справляются и с этим.  
  Мы должны соединять слова с событиями и вещами, и в каких-то  
  случаях это удается лучше (как с цветами и линиями), а в каких-то —  
  хуже (как с запахами и вкусами). Мы можем столкнуться и с сине-  
  стезией — сенсорной или когнитивной, — когда разные модальности  
  восприятия могут обмениваться «опытом и инвентарем».  
  Известно, что многие творческие люди обладали такими спо-  
  собностями и активно ими пользовались, и это является одним из  


Мозг человека и породивший его язык (шепот прежде губ…)    
   

главных инструментов искусства: Аристотель, Ньютон, Гёте, Гельм-гольц, Скрябин, Кандинский, Шерешевский... [Cytowic 1989; Engen 1991; Emrich 2002; Черниговская 2004d, 2012b].

 

Мамардашвили настаивал, что сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. Но если раньше, продолжал он, это было предметом прежде всего философии, то сегодня ситуация иная, и не занимается ли естественно-научный подход препарирова-нием «трупа сознания»? Добавлю: похоже, что без кота Шрёдингера и здесь не обошлось…. Жаль, что он не владеет человеческим язы-ком, который и есть доступный нам язык сознания.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 491. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия