Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Категория традиции: сущность, структура, формы и проблемы существования.





Начнем с определения предмета нашего исследования. Вопрос не столько сложен по существу, сколько запутан. Сферы психологические, культурологические, социологические, этнологические в современной антропологии столь переплетены (а всякие старания их разделить с помощью разных подходов запутывают вопрос еще больше), что перспектива распутывать этот клубок способна привести в отчаяние.

Традиция ( от лат.tradition – передача, предание),согласно определению – элемент социального и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в определенных обществах, стратах в течение длительного времени, позволяющий человеку себя этнически идентифицировать.

Этничность,как определяет ее в наши дни Фред Риггс, - это свойство, принадлежащее тем, кто признается членом данного общества, обладающего общими культурными чертами, в том числе общими предками и общей историей; это свойство, проявляющееся в результате взаимодействия с членами более широкого общества, имеющего другие культурные черты [с. 88][97].

В этом контексте традиция определяется нами, в узком значении, как механизм репродукции, сохранения, трансляции своеобразия этноса, феноменологическая форма, а в более широком, как культурно-психологическое состояние общества, благоприятствующее в той или иной степени самосохранению и самореализации данного сообщества.

Мы считаем, что традиция – это форма проявления уникальной сущности этноса и характерных для него оснований культуры, т.е. средств и методов сохранения жизни, как этноса в целом, так жизни его отдельных представителей в частности.

Исходя из положения о том, что цели существования этноса и культуры в своей основе филоменологичны, мы разделяем позицию Э. Маркаряна, согласно которой культура – это мощный адаптивно-адаптирующий механизм, “способ универсального адаптивно-адаптирующего воздействия на среду”, функционирующий для сохранения, развития жизни и смыслообразующих ресурсов сообщества [с. 9][98].

По мнению этого автора, “суть специфики адаптации к среде состоит в том, что приспособительный эффект достигается в данном случае [то есть в отличие от животного мира] не средствами генетическими, биологически наследственными, а социокультурной перестройкой человеческих индивидов путем универсальных преобразований внешней и внутренней среды их обитания. Общим же адаптивным механизмом этих преобразований <...> выступает культура, превратившая общество в универсальную адаптивно-адаптирующую систему” [с. 861][99].

Очевидно, что факт сложности функциональной структуры традиции может быть объяснен социальной и психологической адаптацией этноса к условиям его существования.

При этом “любое духовное образование, любой факт коллективного сознания, сколь угодно отвлеченным по содержанию и сколь угодно непрактичным в социальном отношении он ни казался бы, в действительности представляет собой компонент социальной технологии общества и, следовательно, так или иначе участвует в поддержании и воспроизводстве структуры данного общественного механизма” [с. 64][100].

Для данного исследования особенно важно то, что Э. Маркарян рассматривает адаптацию, в отличие от представителей магистрального направления культурной экологии за рубежом, как процесс приспособления не только к природной среде обитания, но и к среде обитания социальной, сфере “межобщественных (межплеменных, межгосударственных и т.д.) связей и взаимодействий, рассмотренных в перспективе деятельности того или иного общества, с которым они [члены данного общества] вступают в контакт посредством институциализированных мирных (дипломатических, торговых и других), а также военных средств” [с. 9][101].

Таким образом, культуру в целом можно рассматривать как адаптивную стратегию [с. 32][102], способствующую сохранению и осуществлению организованного сообщества людей.

Отмечая противоречивость культуры в реализации своей адаптивной функции, Маркарян указывает, в частности, на то, что “достижение тех или иных целей в процессах деятельности личности, имеющих для нее адаптивное значение, может играть деструктивную роль для соответствующей группы и наоборот”[с. 91][103].

Таким образом, нельзя поставить знак равенства между адаптацией к среде индивида и адаптацией общества. Более того, тот вариант адаптации к среде обитания, который является удачным для общества как целого с точки зрения его выживания и развития, может быть неудобен для конкретных индивидов, входящих в эту культуру. Следовательно, то, что “адаптивно для целого, может не быть полностью адаптивно для индивида” [с. 52][104].

В культурной экологии “процесс адаптации рассматривается на двух уровнях: во-первых, изучается способ адаптации культурной системы к ее целостному внешнему окружению; во-вторых <...> исследуется способ, посредством которого институции данной культуры адаптируются друг к другу” [с. 32][105].

В отличие от культурэкологов нас интересует социально-фиолософский аспект адаптации на обоих выделенных здесь уровнях.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 500. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия